Анализ правового статуса вузов США и Казахстана

В настоящей главе приведены результаты исследования условий развития корпоративного управления в секторе высшего образования Казахстана с точки зрения наличия необходимой правовой базы и поддержки со стороны государственных органов. Данная глава, прежде всего, опирается на сравнительный анализ правовой базы системы управления вузов Казахстана и США. Выбор североамериканской модели управления университетами не случаен. Он был обусловлен изначальной ориентацией самой реформы вузовского управления в Казахстане на мировой, и, в частности, на американский опыт. Именно американские вузы с высоким уровнем самостоятельности на протяжении долгого времени занимают главные позиции во всех мировых рейтингах вузов , являются лидерами в образовательной деятельности, научных исследованиях и предоставляемых услугах.

Кроме того, в мире наблюдается тренд заимствования западной системы корпоративного управления, ключевой характеристикой которой является система общественного управления посредством управляющих советов, функционирующих по типу американских советов [15]. Институциональная автономия является центральной особенностью системы высшего образования в США и одной из ее сильных сторон. В соответствии с вышесказанным, сравнительный анализ законодательной основы управления вузов двух стран может указать на существующие преимущества и недостатки отечественной правовой базы вузовского управления. Первый раздел данной главы изучает законодательные основы управления вузами в США. В этом разделе рассмотрены общие сведения об американской структуре высшего образования и структуре ее управления, а также приводятся примеры этих структур в отдельных штатах, чтобы показать различные подходы к управлению и координации деятельности высших учебных заведений в США. Второй раздел рассматривает текущее состояние управления вузами Казахстана по мере перехода к большей автономности, а также правовые особенности управления отдельных категорий университетов.

Законодательные основы управления вузами США

Данный подраздел предоставляет общие сведения разных структур управления государственного высшего образования в США в соответствии с нормативами штата. Каждый подход, вне зависимости от его тонкостей, направлен на обеспечение достижения трех целей, характерных для государственного высшего образования:

  • Наличие формальных механизмов и образовательной политики, которые подтверждают, что университеты функционируют результативно;
  • Работа государственных университетов согласована с образовательными и экономическими приоритетами штата;
  • Университеты служат интересам общества.

Структура системы высшего образования США

Чтобы понять все разнообразие структур управления в США и потенциальные уроки для Казахстана, важно иметь базовое представление о структуре высшего образования США. Высшее образование в США является весьма децентрализованным и масштабным. Это имеет исторические предпосылки, когда университеты создавались для удовлетворения различных потребностей и достижения целей местных сообществ. Разные группы местных сообществ и религиозные организации создавали частные колледжи и университеты как некоммерческие организации, которые в настоящее время известны как Гарвардский Университет, Университет Пенсильвании, Университет Нотр-Дам и другие.

Читайте также:  Экология ғылымының даму тарихы

Государственные университеты, за которые отвечает каждый штат, а не федеральное правительство, берут начало из разнообразной истории каждого штата. Это колледжи прикладных навыков (по сельскому хозяйству, инженерному делу), которые позже стали университетами, получившими участки земли, такие, как Университет штата Мичиган и Университет штата Огайо; учебные заведения, изначально созданные для обучения учителей, такие, как Университет Таусона или Университет Северного Иллинойса; традиционно негритянские колледжи и университеты (Historically Black Colleges and Universities) (Говардский Университет и Норфолкский Университет в штате Вирджиния), созданные в штатах, которые в свое время запрещали афроамериканцам посещать университеты «только для белых».

Различное происхождение колледжей и университетов США привело к появлению множества правовых рамок, на основании которых функционируют университеты. Правовой статус колледжей и университетов США попадает в одну из следующих трех категорий по типу контроля за ними: • государственные вузы (например, Университет Техаса, Калифорнийский Университет в Лос-Анджелесе, Висконсинский), принадлежащие штату. Надзор за данной категорией вузов осуществляется независимым попечительским советом, которому делегирована ответственность по надзору за активами университета (финансовые и основные средства); • частные, некоммерческие вузы (например, Университет Пенсильвании или Стэндфордский Университет), считающиеся некоммерческими организациями, управляемыми попечительскими советами; • частные, коммерческие вузы (например, Университет Феникса или Американский общественный университет), которые являются либо частными, либо открытыми акционерными обществами, управляемыми корпоративным советом или иным, независимым академическим советом в соответствии с требованиями аккредитации.

Статистика по сети и контингенту вузов США

Для того чтобы понять структуру управления вузов в США, необходимо изучить сектор высшего образования США, состоящий из колледжей и университетов, которые предлагают ряд программ от двухгодичных степеней специалистов (associate degree) в общественных колледжах (таких как Общественный колледж графства Монтгомери) до докторских и профессиональных степеней, присваиваемых университетами мирового класса (такими, как Университет Пенсильвании или Университет штата Мичиган). Другие страны обычно не включают технические степени, такие как американская степень специалиста (associate degree), или степени, присуждаемые колледжами с образовательными программами послесреднего образования, в свою систему высшего профессионального образования. С другой стороны, такие страны, как Канада, обучают по программам с вручением сертификатов, в то время как США исключили такие программы из своего сектора высшего образования.

Читайте также:  Космонавтиканың даму тарихы туралы мәлімет

В настоящее время в США насчитывается 4726 колледжей и университетов3 . Эти учебные заведения аккредитованы на региональном уровне и вправе присуждать степени. Необходимо отметить, что региональная аккредитация – это самый высший уровень аккредитации в США4 . Существует еще одна группа колледжей и университетов, которая не упоминается в данной работе. Это заведения, аккредитованные на национальном уровне. Примерно равное количество учебных заведений в США относится к трем типам по виду контроля – к государственным, частным некоммерческим и частным коммерческим (см. Рисунок 1.1). Самый распространенный тип учебных заведений – частные четырехгодичные колледжи и университеты, их 1587. За ними следуют государственные двухгодичные колледжи (общественные колледжи), их 934. Сектор с наименьшим числом учебных заведений – это государственные четырехгодичные учебные заведения, такие, как Мичиганский Университет или Университет Южного Мэна. Несмотря на то, что количество учебных заведений по типу контроля почти одинаково, несоразмерная доля студентов поступает в государственные вузы, например, в Майами-Дейд-колледж, Университет штата Огайо или Университет Центральной Флориды. Из примерно 20,4 млн. студентов около 14,7 млн. студентов поступают в государственные университеты, включая приблизительно 6,6 млн. студентов, посещающих общественные колледжи.

Еще одна роль федерального правительства заключается в обеспечении качества, где оно играет непрямую роль посредством признания независимых аккредитационных агентств. Все это не говорит о том, что федеральное правительство не является значимым. Так, например, в 2014 году правительство потратило около 186 млрд. долларов на высшее образование. Оно также активно регулирует высшее образование при помощи различных подходов, требуя от университетов соответствия стандартам и предоставление отчетности [17]. Сложность роли федерального правительства в высшем образовании США не является предметом обсуждения в настоящем разделе. Так как каждый штат отвечает за образование, включая высшее образование, США выработали спектр подходов к высшему образованию, которые отражают специфику различных структур и принципов правительства штата [19]. Данный фрагментированный подход обеспечивает комплекс стратегий и моделей, а также масштаб, подходящий для Казахстана, где функционируют 1305 высших учебных заведений. Важным элементом правовой базы высшего образования в США является обоснование ограниченного вмешательства в эту сферу правительства согласно Закону Джефферсона. Правовая структура в США на уровне штатов и на федеральном уровне тяготеет к меньшему, а не большему регулированию и структуре. Вместо того, чтобы предписывать специфику управления, политика образования в США стремится концентрироваться на том, чего нельзя делать. Например, политика в отношении зачисления, связанная с гендером, не указывает определенную долю женщин, которые должны быть приняты на определенные программы, а скорее указывает на то, что университет не может дискриминировать женщин.

Читайте также:  Ғафу Қайырбеков өлеңдер жинағы

Структура управления высшим образованием в США

Все государственные университеты должны гармонично сочетать давление конкуренции на автономность учебного заведения с подотчетностью перед обществом. Управление должно быть способным уделять внимание каждому моменту и управлять точкой их пересечения, при котором неизбежен конфликт между общественными приоритетами штата и желаниями университета. Роберт Бердаль пишет, что «реальной трудностью в отношении автономности… не является вопрос о том, будет ли вмешательство со стороны штата, а скорее, вопрос о том, будет ли неизбежное вмешательство ограничено соответствующими задачами и выражаться через надлежащие механизмы» [20]. Даже в среде большой относительной автономности будет и должна быть некоторая степень влияния политики. Смысл в том, чтобы удержать такое влияние от того, чтобы оно превратилось во вмешательство.

Управление вузами США

Как штаты обеспечивают подотчетность и уравновешивают автономность с соответствующим управлением со стороны штата без того, чтобы стать чрезмерно навязчивыми? Каждый из 50 штатов обеспечивает правовые рамки, по которым работают государственные, частные некоммерческие и частные коммерческие университеты. Эти рамки меняются вместе с некоторыми ключевыми параметрами, включая имеющуюся у них степень влияния, объем их работы, число учебных заведений, подпадающих под их действие, а также степень, в которой частные колледжи и университеты регулируются законодательными актами штата. Эти различия проявляются в разных структурах со схожими или несхожими названиями.

Первичный руководящий орган в вузах США – это управляющие советы. Так как высшее образование является ответственностью отдельного штата, разные штаты разработали различные подходы и разную терминологию.

Оставить комментарий