Архитектура средневекового казахстана

В истории развития архитектуры и строительного дела в Казахстане в условиях зарождения и развития феодализма выделяются четыре периода: раннего феодализма VI­-IX вв., установления развитых феодальных отношений X­XII вв., монгольского завоевания XIIIXIV вв. и позднего средневековья XV­-XVIII вв. В национальной архитектуре Казахстана, каждый из этих периодов отмечен своими достижениями. Развитие городов и строительного искусства достигает своего расцвета в X­XII веках. В это время наблюдается не только количественный рост городских поселений, но и качественный скачок в архитектуре и декоративном искусстве. Подъем городской культуры в Казахстане был обусловлен многоотраслевым хозяйством, установлением развитых феодальных отношений и приходом ислама. На юге Казахстана и в Семиречье, приняв ислам в качестве главной идеологической опоры, свое господство утверждает знать из династии Караханидов. В городах Караханидского государства Баласагуне, Таразе, Отраре, Сайраме, Баба­Ате и др. в соответствии с потребностями феодалов появляются новые формы архитектурных композиций и строительных приемов. Это города с цитаделями и рабадом, с целым рядом общественных и культовых зданий ­минаретами, сардобами, караван­сараями, окруженными крепостной стеной со сторожевыми башнями и фортификационными сооружениями. В эту эпоху создаются первые литературные памятники в Казахстане «Кудатгу билик» Юсуфа Баласагуна и «Словарь тюркских языков» Махмуда Кашгари. Археологические исследования на Сырдарье, в Семиречье, Мангыстау привели к многочисленным открытиям памятников средневекового зодчества. Результаты этих исследований отражены в трудах А.Ю.Якубовского (Сыгнак), М.Е.Массона (Туркестан), А.Н.Бернштама (средневековый Тараз), С.П.Толстова (низовья Сырдарьи и берега Аральского моря), К.А.Акишева, К.М. Байпакова, Е.Б.Ерзаковича (Отрар, Семиречье). Большое число архитектурных памятников и следов поселений находится в Тургайской и Улытауской степях, в долинах рек Нура, Сарысу, Кенгир и др. О них в свое время писали Н.П.Рычков, Х.М.Френ, И.П.Фальк, П.С.Паллас, И.С.Георги, И.П.Шангин, Г.И.Спасский, Г.Ф.Генс, А.И.Левшин, А.И.Шренк, М.М.Иванин, Э.Н.Эйхвальд и др. Академик Х.М.Френ писал: «Многочисленные памятники далекого прошлого, каменные гробницы, усыпальницы с надписями и скульптурами весьма часто встречаются на всем протяжении Южной Сибири, на Ишиме, Иртыше, Енисее, на озере Зайсан». 1 О сооружениях из жженного кирпича, выложенных фигурной кладкой, о самобытных памятниках доисламского времени писал Г.Ф.Генс. 2 Эти памятники встречаются на огромном пространстве от Улытау до Иртыша, от озера Кургальджино до Сырдарьи. «Всякий исторический процесс для него [казахского народа] не прошел незаметным, ­ писал Я.Я.Палферов. ­ Памятники прошлого многое скажут пытливому уму об исторической жизни степи и прольют свет на социально­духовные явления прошлого».

Читайте также:  Елдік пен ерлік жолында немесе жыраулар мұрасына көзқарас

Оставить комментарий