АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ СТАРОЙ ПЛОЩАДИ АКМОЛЫ

Площадь Целинограда формировалась на основе ряда зданий архитектурного зодчества – ранних построек ХIХ начала ХХ века (ранее на этом месте были: зеленые ряды, магазин «Зингер»,аптека Путилова, торговый дом купца М.К. Кубрина, дом купца И.С. Силина) так и поздних (здание гостиницы «Ишим», дом правительства, магазин ЦУМ, здание «Целингорсельпроект»,«Дворец Целинников) и т.д. Одной из наиболее крупных градостроительных работ 70 – 80-х годов явилось формирование архитектурного ансамбля административного центра города по проекту детальной планировки, разработанной проектировщиками института «Целингорсельпроект» (В. Тоскин, Е. Мержиевский, Е. Карпенко). Перед архитекторами стояла задача создания пространства, которое бы предусматривало созвучие архитектуры малоэтажных компактных домов наряду с крупными общественными сооружениями.В основу планировочной структуры центра были положены идеи, заложенные ленинградскими архитекторами в первоначальном проекте первой очереди строительства.При этом найдены принципиально новые решения дальнейшего развития и формирования, пространственно связанных в единую структурную систему ансамблей центра города, как градостроительного комплекса, главным композиционным ядром которого является архитектурный ансамбль площади [1]. Город рассматривался, как система ансамблей площадей и улиц, призванных отразить величие и красоту социалистической эпохи. Период характерен принципом расположения общественных зданий городского значения на основных транспортных магистралях города в целях создания архитектурно — планировочных узлов. При этом важным аспектом являлось соразмерность зданий друг другу, что помогало целостно воспринимать ансамбль площади. Строительство велось, как по типовым, так и по индивидуальным проектам. Образ площади получил законченный вид со строительством на месте одноэтажных «зеленых» торговых рядов крупного двухэтажного объема здания ЦУМа и 16-этажного корпуса проектного института «Целингипросельхоз». Строительство высотного здания послужило возникновению пространственной доминанты центра, созданием целостности элементов площади. Перед зданием проектного института была установлена на гранитном постаменте 6-метровая бронзовая статуя В.И.Ленина. Пространство площади было разделено на три части. Перед дворцом Целинников до ул. Карла Маркса (ныне ул.Кенесары) площадь служила для сбора, распределения и рассредоточения потоков зрителей, выходящих из киноконцертного зала Дворца. Площадь перед ЦУМом служила местом отдыха горожан и посетителей торговых рядов ЦУМа. В центре этой части площади были установлены фонтаны, украшенные скульптурными формами, покрытыми цветной мозаичной плиткой (архитектор В. Косяк, художник Ю. Александров). Площадь между зданием Дома Советов и гостиницы «Ишим)» служила местом проведения демонстраций и других официальных торжественных мероприятий и празднеств. Фото площади 80-е годы ХХ в. Современный вид. Л.Н. Гумилев атындағы ЕҰУ Хабаршысы 188 Жилищное строительство 70 – 80-х годов отличается от жилищного строительства 60-х годов – первых лет индустриального домостроения – более высокой профессиональной проработкой проектных решений, улучшенной планировкой квартир и некоторой выразительностью обликов зданий. Меняется и силуэтная характеристика города. Если в 1960 году в городе появились первые пятиэтажные дома, а затем происходит нивелировка застройки по этому уровню, то в 70 – 80-х годах начали строиться 9 – 12-этажные дома, использовавшиеся для выделения градостроительных узлов в качестве высотных доминант [2]. Проспект Целинников (ныне проспект Республики) Обогащается и палитра средств архитекторов. Наряду с панельными, блочными и кирпичными домами стали возводиться дома с использованием технологии монолитной опалубки, что позволило архитекторам отойти от диктата индустриального панельного домостроения, ограничивающего творческий полет фантазии применением только жестких прямоугольных форм и разнообразить архитектурный облик города зданиями округлого очертания. К достижениям этого периода, несомненно, следует отнести строительство Дворца молодежи (арх. А. Полянский). В эти годы местными архитекторами были построены в городе здания общественного назначения, имеющие своеобразный архитектурный облик: Дворец торжественных обрядов (снесен в 2003 г.; арх. В. Драгун, В. Тоскин, Е. Погуца), Дворец пионеров (ныне Дворец творчества детей и юношества) (арх. В. Тоскин, В. Корнилов, Е. Погуца, В. Гладких), гостиница «Турист» (ныне гост. имени Абая) (арх. В. Тоскин, Корнилов, Е. Погуца, А. Башимов). Большинство зданий площади являются архитектурными памятниками, отражающими не только историчность центра,но культурное наследие. Расположенность площади в старом узловом центре рождает много проблем при сохранении ансамблевости [3]. Здания в плане расположены образуя прямоугольное пространство, вдоль которого находятся дома и здания. В композиционном отношении они построены на основе симметричного расположения, ориентированные по оси доминанты. На данной площади доминантой которой, является 16-ти этажное здание [4]. Таким образом, архитектурный ансамбль города отмечен размещением в нем высотного архитектурного сооружения — доминанты, образующей систему визуальной ориентации в городе. На данной площади расположены здания образующие ансамбль: здание гостиницы «Ишим» относится к архитектурному направлению, что было характерно для советской архитектуры конца 40-х-начала 50-х годов и используется как объект историко-культурного значения; торговый дом купца М.К. Кубрина 1905-1907 гг; дом купца И.С.Силина и т.д. Архитектурный стиль одноэтажного здания дома Силина это прямоугольное в плане 2-х этажное здание с лаконичной отделкой фасадов является элементом исторической зоны развития города. Первоначальный облик памятника полностью сохранен. Крылья фасадов торгового дома размещены вдоль улиц Кенесары и Букейхана. В месте их углового соединения устроен главный вход, над которым расположен четырехгранный купол. Лопатки с валютообразными консолями, устроенные между оконными проемами с лучковыми завершениями, профилированный карниз, парапетные столбики и аттики создают своеобразный образ торговых домов. № 1 (86) 2012 189 Здание гостиницы «Ишим», 1958-1960 гг. (гостиница «Гранд парк Есіл») ул. Бейбитшилик, 8. Торговый ряд. Конец ХIX в. (магазин «Радуга», ныне магазин «Астана») ул. Кенесары, 37. Напротив площади расположен дворец Целинников, 1963 г. постройки ныне Конгресс-холл ул. Бейбитшилик, 1. Здание Конгресс-холла имеет важное градостроительное значение в системе городской застройки и является связующим звеном центральной площади города с зоной отдыха. Одной из основных особенностей обьемно-планировочного решения здания является многофункциональность помещений: обширное фойе, выставочный холл, кафе, зрительный зал. В отделке интерьера использованы материалы: мрамор древесина, нержавеющая сталь, алюминий, полимерные материалы. Памятник связан с освоением целинных земель в Казахстане. Дворец Целинников 70-е годы ХХ века. Конгресс-Холл сегодня — не просто современный концертный зал. Это главный культурный центр Астаны, его софиты освещают события, которые потом входят в историю становления как культурной, так и политической жизни молодой столицы Казахстана. Сегодня он соответствует всем мировым стандартам: на его шести этажах разместились 158 комнат и зрительный зал на 1600 Л.Н. Гумилев атындағы ЕҰУ Хабаршысы 190 мест. Оркестровый и балетный залы, ресторан и зал для приёмов — его инфраструктура обширна и продуманна. А изумительная акустика, расширенная сцена и гримёрные класса «люкс» позволяют принимать у себя звёзд мировой величины. Фойе дворца, просторное и светлое, сделано максимально удобным для проведения больших выставок и ярмарок.

Оставить комментарий