Бенчлернинг как инновационная технология менеджмента

Наступила эпоха третьей волны, которая характеризуется наличием тенденций струк­турных изменений секторов общественного производства, а также становления экономи­ки услуг. Но самое главное в эпоху третьи волны научные знания становятся самостоя­тельным элементом производственных сил. В этой связи из всех стратегических направлений самыми важными на сегодняшний момент яв­ляются те, которые связаны с инновациями и инновационными знаниями. Президент Респу­блики Казахстан в своей речи на Форуме «Ин­новационный Казахстан-2020» отметил, что «Казахстан должен ориентироваться на абсо­лютные инновации». Мы считаем, что речь идет именно о тех инновациях, которые меняют соотношение ценностей на рынке — концепции, широко освещенной Клейтоном Кристенсеном. По мнению ученых, рентабельность от вне­дрения передовых инноваций составляет око­ло 100-200%, от внедрения радикальных (прин­ципиально новых — прим. автора) инноваций — 1000-2000%. Абсолютные инновации имеют отдачу на порядок выше. Вопрос заключается в следующем: как Казахстану с его богатыми природными ресурсами и огромными терри­ториями найти и с успехом реализовать новые возможности для роста? Ведь какие бы радуж­ные перспективы роста ни открывались, страну вывести в десятку передовых стран не просто. Великое множество примеров доказывает от­сутствие прямой корреляции между природ­ными богатствами и успехом, так же, как и не найден универсальный рецепт успеха. Счита­ется, что успех — явление случайное, а вероят­ность того, что случайность произойдет, незна­чительна. Нам видится выход в следующем: поиск инноваций, инноваций во всем. Инно­вации могут быть в образовании, могут быть в здравоохранении, в управлении». В нашей стране, наконец, появилось осознание, что для того, чтобы попасть в группу стран с высоким инновационно-творческим потенциалом, нуж­но создавать собственную отечественную ба­зу инновационного развития. Инновационное развитие должно охватывать все сферы жизни: школы, университеты, корпорации, социальные учреждения -только в этом случае можно ожи­дать изменения в качестве жизни людей. Однако любые передовые начинания невозмож­ны без людей, которые способны поддержать передовые идеи. Секрет кроится в поиске инноваторов -людей, которые способны отыски­вать интересные идеи, претворять их в жизнь, иметь креативное мышление. Поэтому помимо поиска и реализации самих инноваций, вопрос подготовки высококвалифицированных кадров или транспрофессионалов (профессионалы, работающие в междисциплинарном аспекте) является главной задачей государства. В Казах­стане уже создана соответствующая инноваци­онная инфраструктура. Были построены и уже функционируют пять национальных лаборато­рий, пятнадцать региональных лабораторий и девять технопарков. Наблюдается процесс ин­теграции образовательных центров с наукой, то есть практически в каждой области местный университет имеет свою собственную научную лабораторию, где молодые ученые, преподава­тели и студенты реализуют свои научные ам­биции и работают над проектами. Образовано девять венчурных фондов, функционируют три конструкторских бюро [2]. Однако доля затрат на науку в объеме ВВП по сравнению с высо­коразвитыми странами меньше в 10 раз. В то же время, рост расходов на науку не сопрово­ждается ростом технологических инноваций. Без преодоления данной ситуации невозможно участие Казахстана в глобальной конкуренции.

Читайте также:  Бюджет тапшылығы туралы мәлімет

С этой точки зрения актуальным на сегод­няшний момент является вопрос внедрения инновационной технологии — бенчлернинга, который в рамках концепции «knowledge management» нацеливает людей на приобре­тение новых, инновационных знаний.

Почему вопросы бенчлернинга становятся актуальными? Это связано с тем, что на фоне нарастающего дефицита материальных ресур­сов, уменьшения возможностей экстенсивно­го пути развития производства и ужесточения требований экологической безопасности -главным и стратегическим направлением по­вышения конкурентоспособности и устойчиво­сти развития экономических систем становится использование нового типа ресурса — резуль­татов интеллектуальной деятельности [5]. Не случайно в последние годы в число мировых лидеров выдвинулись именно те компании, которые на балансе имеют доминирующую часть нематериальных активов, в то же время объем продаж наукоемкой продукции на мировом рынке превысил триллионы долларов. Важно отметить, что в высокоразвитых странах наука, образование и оборона относятся к стратегической части государственных бюджетов. Если мы обратимся к истории любого государства, то увидим множество примеров, которые свидетельствуют о взлете государств именно в те времена, когда граждане имели доступ к образованию и наоборот, мракобесие и застой царили там, где знания и образование были не в чести.

Считается, что в результате Реформации техническое и технологическое развитие стран Европы стало набирать темпы, резко увеличилось количество образованных людей, стало меняться качество жизни. Причиной стало желание приверженцев Мартина Лютера слушать проповеди на родном языке, а не на латинском. И если до Реформации единицы могли освоить латинский язык в силу наличия многих барьеров, то после неё большинство населения стало посещать местные школы и получать образование на родном языке. Данный пример более чем показателен. Именно способность к обучению на опыте других людей отличает человечество от других видов живых существ на Земле. Как известно, люди способны ■ производить знания (философия), ■ сохранять знания (книги, библиотеки, архивы), ■ передавать знания (школы, университеты, сообщества) из поколения в поколение. Идея применения бенчлернинга принадлежит компании Karlof Consulting [4].

Читайте также:  Әлеуметтік жарнама ерекшеліктері

Конечно же, здесь имеется определенное сходство с бенч-маркингом. Однако бенчмаркинг концентрируется на процессах организации и конечном результате. А бенчлернинг занимается вопросами обучения, организационного развития, освещения тех вопросов, которые способствуют успеху. Систематизация опыта и его повторное применение — главная идея, своего рода квинтэссенция бенчлернинга. Несомненным достоинством бенчлернинга является выработка у людей привычки «учиться, учиться и учиться». Способность к научению дает возможность легко преодолевать барьеры, ускорить доступ к новым знаниям и технологиям. Это, в свою очередь, влияет на качество принимаемых управленческих решений, улучшает морально-психологический климат в любой организации и сообществе, уменьшает асимметричность входящей информации, повышает аутентичность информации. Ценность бенчлернинга еще состоит и в том, что любая социальная система обновляется благодаря новоприбывшим, которые, в свою очередь, анализируя «местную» культуру и людей, начинают «подстраиваться» и работать в соответствии с предполагаемыми ожиданиями, при этом отдавая этой организации свой опыт и знания.

Происходит своего рода конвергенция идей, знаний и опыта, способствующая повышению конкурентоспособности организации, корпорации и страны в целом. Более того, бенчлернинг способствует реализации мотивации работников (теория справедливости Адамса и теория Маклелланда) и содействует большей результативности организации, в частности, образованию большей ценности или гудвилла. От этого выигрывают все стейкхолдеры, начиная от сотрудников и клиентов, заканчивая акционерами, учредителями и топ-менеджментом. И если бенчмаркинг актуален при сходстве в процедурах при производстве товарного ассортимента либо услуг, то бенчлернинг формирует организационное обучение и активизирует мотивацию к работе. Технологии бенчмаркинга и бенчлернинга основаны на простой идее: не стоит изобретать велосипед. Практическое применение бенчмаркинга и его модификаций (бенчлернинг) дает возможность избежать ошибок, которые уже были допущены при создании компаний и наборе сотрудников в других отраслях и странах.

Бенчлернинг служит своеобразным стимулом к постоянному обучению, поиску новых знаний и опыта. Проводя анализ того, как воспринимают компанию стейкхолдеры, топ-менеджмент и сотрудники смогут легко выработать алгоритм дальнейших действий. Далее приводится унифицированный алгоритм проведения бенчлернинга: Шаг 1. Выявить те области, в которых возможны изменения и улучшения. Шаг 2. Инициация проекта. Шаг 3. Анализ ситуации и среды. Шаг 4. Выявление «хороших» примеров. Шаг 5. Проведение сравнительного анализа с «хорошими» примерами. Шаг 6. Сделать выводы и выбрать приоритетные области, где нужно вводить изменения. Шаг 7. На основе чужого опыта и новой информации разработать новые решения и дальнейшие планы действий. Шаг 8. Оценка результатов. Шаг 9. Следующая инициатива. Такое своеобразное развитие по спирали способно привести к совершенно новому качественному состоянию сотрудников, которое при этом не требует значительных затрат. Не покупка дорогостоящих технологий, а подготовка кадров, способных решать текущие проблемы и быть конкурентоспособными — основной лозунг бенчлернинга, потому что он стимулирует конкуренцию и стремление сотрудников реализовать свои амбициозные планы, повысить качество товара. Топ-менеджмент любой корпорации и все ключевые сотрудники в равной степени, как и представители властных структур должны находиться в состоянии непрерывного обучения, научения, повышения профессионализма и приобретения опыта, что является залогом успеха. Больший профессионализм открывает новые перспективы, увеличивает ценность компании. Таким образом, имеет место следующая формула: Бенчлернинг = бенчмаркинг + обучение(1) Бенчлернинг, объединяя в себе понятия бенчмаркинга и обучения, является также способом оценки работы каждого отдельного сотрудника компании, помогает оценить эффективность внедрения новых проектов развития. Бенчлернинг основывается на обучении сотрудников чему-то новому, что поможет значительно увеличить показатели работы. Бенчлернинг должен осуществляться в определенной среде. Например, при доминировании бюрократической организационной культуры, бенчлернинг не имеет смысла, потому что при данной организационной культуре имеет место направление коммуникационных потоков только «сверху-вниз» и отсутствие обратной связи. Считаем, что наиболее подходящей средой для бенчлернинга является партисипативная организационная культура, тем более что, по мнению многих авторов, основной чертой бенчлернинга является командный менеджмент.

Читайте также:  Kazakhstan's trade performance is experiencing significant adjustments

Несомненно, что изучение опыта передовых компаний способствует увеличению инноваций, применяемых в казахстанских корпорациях, но без обратной связи, без стремления самих людей к новому и новаторскому, любая внедренная новая технология потерпит фиаско. Люди, их собственные знания и опыт, их стремление и мотивация могут привести любую компанию и даже всю страну к процветанию. Правительство Казахстана считает, что к 2020 году Казахстан должен иметь все признаки и атрибуты работающего государства инновационного типа. Для эффективного достижения этой цели нужно четко понимать, что такое инновации. С этой точки зрения, бенчлернинг является новой технологией знаний, которая непосредственно влияет на качество жизни населения и снижение цены доступа к передовым инновациям.

В этой связи как никогда актуальны строки А.С. Пушкина (1829): О сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель.

Оставить комментарий