ЧТО ТАКОЕ Комплимент ?

Одной из важнейших лингвистических категорий, участвующих в организации языкового общения, является оценка. Оценка как философская категория основывается на одобрении или осуждении различных явлений социальной действительности и поступков людей [1, 329]. Характерная черта оценки — ее двуплановость: с одной стороны, она связана с мышлением человека, его когнитивной деятельностью, с другой – с его практической деятельностью. Преломляясь в языке, оценка превращается в лингвистический элемент: включаясь в систему языка, остается в нем в виде языковых значений. Более того, оценка как способ мировосприятия человека отражает его систему ценностей, которая включает в себя, во-первых, внешние признаки человека, во-вторых, внутренние свойства человека: моральные качества, интеллект, профессиональные характеристики, а также поведение и речь. Нам представляется, что для подросткового сознания оценка более значима, чем для детского или взрослого. Подросток не просто фиксирует оценки, даваемые ему окружающими, но личностно переживает их, так как они помогают или мешают ему утвердиться в среде сверстников. Подросток оценивает все и везде, и мерой этого оценивания становится идея взрослости со всеми нормами, стереотипами и предрассудками, характерными для данного возраста. Оценка, имея трехчленную шкальность – положительная, нейтральная и отрицательная – в сознании 180 Л.Н. Гумилев атындағы ЕҰУ Хабаршысы подростка более поляризована и имеет две характеристики: положительную и отрицательную. Подростковое сознание воспринимает мир через бинарные оппозиции: «свой – чужой», «крутой – чмо», «милашка — метелка», «классная — беспонтовая» и т.д. Одному из элементов каждой оппозиции придается положительное значение, другому – отрицательное. Именно такое «разнообразие» оппозиций позволяет юношам и девушкам оценить окружающий мир. Причем рациональная оценка, указывающая на то, каков объект на самом деле, для подросткового сознания не характерна. Его мир – идеальный, где нет полутонов, это мир должного и правильного. Такое положение вещей типично для русской языковой модели человека: происходит «противопоставление идеального и материального, а также интеллектуального и эмоционального. Первое противопоставление отражается в языке как противопоставление духа и плоти, второе – как противопоставление сердца (груди) и крови, с одной стороны, и головы и мозга (мозгов), с другой» [2, 537]. Именно поэтому в речи подростков так часты оценочные высказывания, направленные на интеллектуальные и нравственные, с их точки зрения, аспекты. Например, тупой, топор, тормоз – примеры негативного взаимооценивания умственных способностей, мозг, интеллект – позитивного; Кузьмич, чел – одобрение определенных нравственных качеств сверстников, мясо, пафос, козел – выражение неодобрения. Е.М.Вольф отводит особое место таким оценочным высказываниям, т.к. они не содержат эксплицитных оценочных элементов ни в виде слов, ни в виде сем в отдельных словах, и тем не менее могут приобретать оценочное значение на основе стереотипов, существующих в общей для данного социума «картине мира» [3, 164]. В данной статье рассмотрим значимость взаимооценок для моделирования подростковой картины мира на примере комплиментов. Выбор материала для исследования обусловлен следующим: комплимент – жанр «ситуативный», в котором реализуется эмоционально окрашенная информация. Кроме того, комплемент является наиболее ярким, концентрированным показателем системы ценностей подростков. Современные исследователи отмечают, что именно в речевом акте комплимента можно реально выявить степень влияния гендерного фактора на обоих коммуникантов [4, 152]. Комплимент – это своеобразное одобрение партнера, которое всегда приятно, так как сигнализирует о признании твоего поведения, внешности, манеры говорить и т.д. правильным, хорошим. Часто комплимент называют «куртуазным вокабуляром», определяя его как слова, выражающие положительное отношение к окружающим. Как правило, «куртуазный вокабуляр» используют, чтобы продемонстрировать желание уживаться и ради этого поступаться частью своего суверенитета. Близкое определение дает В.В.Леонтьев, характеризуя его как «смазочные материал для общества» [5, 201]. Отметим также, что комплимент – своеобразный ритуал, который строится на основе определенных стереотипов, в том числе и речевых. Однако, в отличие от чисто ритуальных действий типа приветствия, прощания, соболезнования, комплимент предполагает творчество говорящего. Главным условием произнесения комплимента является наличие некоего объекта оценки, заслуживающего одобрения, восхищения адресанта. По мнению А.В.Бобенко, функция комплимента заключается не только в установлении контакта, но и в умении расположить к себе собеседника, а по возможности и добиться от него выгодных для говорящего действий [6, 147]. Для реализации указанной цели было проведено анкетирование, в котором участвовало 25 юношей и 25 девушек в возрасте от 14 до 16 лет. Вопросы анкеты были составлены таким образом, чтобы выявить как положительную, так и отрицательную оценку, адресованную непосредственно собеседнику и имеющую отношение к его микромиру. Проанализируем данные анкет. 181 № 1 (74) 2010 Сначала мы выяснили объект комплимента: Чему Вы делаете комплимент в ситуации неофициального общения?. В результате анализа данных был определен фокус комплиментации, включающий в себя: внешность в целом, элементы внешности (глаза, макияж, прическа, фигура, одежда и пр.), ум, способности, чувство юмора, черты характера, поведение. Так, юноши в качестве объекта комплимента девушкам чаще выбирали внешность: черты лица, походку, фигуру, прическу, макияж и пр.; девушки также обращают внимание на внешность юноши, но рассматривают ее с несколько иных позиций. Их в большей степени интересуют физические данные юноши и то, как он одет, в меньшей – его ум, способности, речь. Данные ответов на первый вопрос представлены в таблице в процентном соотношении. Данные таблицы свидетельствуют о том, что важным и значимым в подростковой среде являются те наборы характеристик, которые закреплены в обществе за представителями определенного пола. Так, например, мужчине предписано быть сильным и мужественным, защищать женщину, а для этого ему надо быть физически сильным. Поэтому и фокус комплиментации относительно юноши затрагивает в большей степени «Внешность в целом» и «Черты характера, поведение». В этой связи вспоминаются строки из стихотворения А. Дементьева: «У мужчины должен быть характер. Если есть, считай, что повезло!». В меньшей степени для юношей характерны комплименты, касающиеся различных элементов их внешности, ума, способностей, чувства юмора. По мнению девушек, представителям противоположного пола лучше быть богатым, чем веселым, сильным, чем красивым, стильным, чем способным. Эти выводы мы делаем на основании данных анкет, в которых вышеперечисленные слова встречаются с частотой: красивый — 24 , богатый — 27 , сильный — 33 , веселый — 16, стильный — 19, способный — 11. Подмечена одна характерная особенность: некоторые характеристики юношей идут в «связке» с другими, как считают девушки, очень важными и неразделимыми в их понимании характеристиками. Например, богатый и щедрый; сильный и храбрый; стильный и стройный, высокий. В отношении девушек действуют несколько другие критерии. Им предписано быть красивыми, нежными, добрыми, хозяйственными, поэтому юноши в качестве объекта комплимента выбирали те параметры, которые отвечают этим требованиям: «Элементы внешности», «Внешность в целом», «Черты характера, поведение». Малочисленны оказались комплименты по параметрам: «Ум, способности» и «Чувство юмора». Зато антикомплименты этих групп представлены шире. Сравним: комплименты уму, способностям и чувству юмора девушек представлены 8 раз, в то время как антикомплименты встречаются 16 раз. Видимо, у юношей срабатывает стереотипное мышление, отражающее приоритеты общества, в котором женщине вовсе необязательно быть умной, способной, с прекрасным чувством юмора. Ее удел – воспитание детей и ведение домашнего хозяйства, а для этого, по мнению мужчин, большого ума не надо. 182 Л.Н. Гумилев атындағы ЕҰУ Хабаршысы Следующий вопрос: Какие комплименты Вы делаете представителям противоположного пола? — позволил получить образцы речевых высказываний. Варианты ответов представлены ниже с учетом частоты употребления. 1. Внешность Комплименты, относящиеся к юноше (Ю): а ты ничего, симпатяга, ты классный, ты просто супер, красавчик, красава, какой ты крутой, какой стильный парниша, ты сильный и мощный Комплименты, относящиеся к девушке (Д): какая красавица, какая красотка, ты как куколка, какая ты классная 2. Элементы внешности ((глаза, макияж, прическа, фигура, одежда и пр.) Ю: классная у тебя стрижка, а ты спортивный, да ты качок, клевый у тебя прикид, какой ты упакованный Д: какие красивые глаза, точеная фигурка, потрясающая фигура, ты очень стройная, у тебя шикарные длинные волосы, какие пушистые у тебя ресницы, ноги от ушей растут, у тебя грациозная фигура, какие аппетитные формы, пышногрудая ты моя 3. Ум, способности Ю: да ты мозг, ты самый умный, а ты способный, гений во плоти Д: ты умная, ты самая умная девушка на свете, какая толковая, да ты не без способностей 4. Чувство юмора Ю: ты такой забавный, да ты просто приколист Д: ты такая щеривная 5. Черты характера, поведение Ю: герой ты наш, вот ты какой молодчина, какой ты молодец, ну настоящий полковник, ты самый реальный чел, ты такой воспитанный, а элементарных вещей не знаешь, ты очень добрый и надежный, благородный синьор Д: ты умница, ты самая нежная, ты очень смелая девушка, какая ты хозяйственная Так, юноши, оценивая девушек, высказывают в их адрес следующие комплименты: куколка, милашка, львица, сочная, шикарная, гламурная, зая, классная. В юношеских оценках встречаются также и антикомплименты: метелка, телка, овечка, отстойная, чмошная, беспонтовая, амеба, серенькая, страшная, штукатурка, доска, марамойка, гмыра, бобриха, соска. Девушки в качестве взаимооценки выбрали следующие номинации: 1) положительную — красавчик, красава, мозг, реальный чел, настоящий полковник, жирный/ важный перец, крутой, прикинутый, упакованный; 2) отрицательную – противный, козел, трепло, чмо, лось, лох, додик, терпила, извращенец, топор. Неприятие у юношей и у девушек вызывают разные поведенческие черты, что в свою очередь связано, на наш взгляд, с общественными стереотипами. Так, если мужчинам предписано быть мужественными и умными, держать данное слово, нести ответственность за близких людей и т.д., то отсутствие этих качеств у юношей вызывает негативную оценку девушек. Осюда и трепло, и лох и додик. Женщинам же положено быть красивыми, добрыми, верными, порядочными пр. Нарушение предписанных обществом норм ведет к резкому осуждению и грубым оценкам: шаболда, марамойка, шмара. Далее мы попытались выяснить, что юноши и девушки желают услышать для себя в качестве комплимента, а что им неприятно было бы услышать: Какой самый приятный/неприятный комплимент был Вам адресован? Цель – получить речевые клише, расцениваемые подростками как положительные/отрицательные. Наиболее частотные речевые клише представлены в таблице. 183 № 1 (74) 2010 Так, для юношей приятно услышать в свой адрес какой красавчик, да ты мозг, клевый чувак, мужик, правильный пацан, компьютерный гений, какой торс, да у него стальные мышцы. Обидным и оскорбительным юноши посчитали следующее: какая же ты мразь, жертва, полупокер в полукедах, ну ты и тупой, ты чё, придурок?, сушеный Илья Муромец. Девушкам очень нравится, когда им говорят об их внешности, поэтому приятным, положительным моментом в общении для них явились следующие комплименты: ты сегодня прекрасно выглядишь; какая ты красивая; ты приятная и добрая девушка; ты так похожа на Клаудиу Шифер; барби; умница; ты такая классная; смотри, какая красотка пошла; стильная штучка; гламурная красотка; она такая щеривная. Неприятными и нежелательными для себя они считают такие антикомплименты, как: ох и крыса же ты; каркас ничего, а башня ни о чем; доска да два соска; ну ты и страшильда; ножки Буша пошли; безмозглая уродка; привет, Пушкарева; Ну ты Перис Хилтон. Среди ответов подростков встречались и такие, в которых комплимент по форме содержал указание на отрицательные характеристики оцениваемого субъекта. Их мы выделили в группу антикомплиментов. При высказывании антикомплимента используется сопоставление адресата с литературными героями (сушеный Илья Муромец), с известными людьми или героями сериалов, например, привет, Пушкарева; Ну ты Перис Хилтон. Юноши используют прямой оценочный акт: ножки Буша пошли, ну ты и страшильда и др., для девушек не характерна открытая издевка, они более искусны в подаче антикомплимента, формулируя его либо в виде вопроса, что дает возможность юноше согласиться или не согласиться с определенным предположением, 184 Л.Н. Гумилев атындағы ЕҰУ Хабаршысы либо подключая воображение юноши, например, ты чё, придурок?, полупокер в полукедах. При высказывании антикомплимента определенную роль играет гендерный фактор. Сравним высказывания, относящиеся к юноше и девушке соответственно: какая же ты мразь — ох и крыса же ты. На первый взгляд, содержание этих высказываний можно считать синонимичным. И в первом и во втором случае отрицательно оцениваются личностные качества подростков. Однако степень проявления отрицательного признака расценивается неоднозначно. Первое высказывание — какая же ты мразь — не дает четкого указания, в какой степени юноша проявил себя непорядочно. В этом высказывании слово какая оставляет за юношей право самому оценить степень своей подлости. Второе высказывание — ох и крыса же ты – однозначно трактует отрицательное отношение к определенным чертам характера. Мы склонны видеть в этом влияние гендера, согласно которому, во-первых, за мужчиной остается последнее слово, во-вторых, женщины менее категоричны в своих оценках. Полученные нами речевые клише позволяют говорить об определенных речевых формулах. расцениваемых адресатом как положительные («Ты такой/такая + положительный признак», «Ты + положительный признак», «Положительный признак + объект номинации», «Ты похожа + положительное сравнение») и отрицательные («Ты + отрицательный признак», «Отрицательное сравнение», «Положительное качество, а отрицательное качество», «Отрицательный признак + объект номинации»). Подводя итоги анализа объектов комплимента с целью выявления гендерных взаимооценок в подростковой среде, мы приходим к следующим выводам: — комплимент в значительной мере ритуализирован, поэтому юноши и девушки, как правило, отдают предпочтение одинаковым моделям комплимента: «прямой комплимент», «комплимент – сравнение». В последнем случае подростки проявляют определенное творчество, употребляя сравнение с мифологическими героями, героями боевиков, а также с авторитетными в их среде людьми. — гендерный анализ позволил выявить особенности тематики комплиментов, которая проявляется в большей степени в ситуации неофициального общения. Подавляющее большинство комплиментов в адрес девушек связано с их внешностью. Частотными являются комплименты по поводу отдельных элементов внешности: прически, глаз, фигуры и т.д. Гораздо реже делаются комплименты уму и способностям девушек. Основными темами комплиментов в адрес юношей, как показал анализ, являются внешность, ум, способности. — макияж и прическа являются гендерно маркированным фрагменом картины мира девушек. — гендерно нейтральными являются речевые клише комплимента типа: «Ты такой/ая (положительный признак)/Ты самый/ая (положительный признак)/Ты просто (положительный признак)/Ты (положительный признак) и речевые клише антикомплимента типа «Ты (отрицательный признак)/ Ты просто (отрицательный признак)/ Ты такой/ая (отрицательный признак)/ Ты самый/ая (отрицательный признак). Лексическое наполнение комплиментов и антикомплиментов отражает, с одной стороны, творческий потенциал подростков, с другой – влияние гендерных стереотипов и предрассудков. В целом гендерно нейтральные клише комплимента можно объяснить тем, что в языке существуют «обкатанные» языковые шаблоны, которые используются представителями обоих полов в ситуации комплимента, достаточно ритуализированной и регламентированной. Как видим, оценочные характеристики даются представителям обоих полов и 185 № 1 (74) 2010 касаются они как внешности, поведения, так и внутренних качеств, индивидуальных особенностей личности, некоторых черт характера. Причем «субъект выражает оценку как на основе собственных эмоций, так и с учетом социальных стереотипов, объект оценки также подразумевает объективные свойства и свойства, которые могут оцениваться исходя из предпочтений индивидуального субъекта. В мире оценок действует не истинность относительно объективного мира, а истинность относительно концептуального мира участников акта коммуникации [3, 203]. Адресанты сообщений при высказывании комплимента сравнивают адресатов с героями сериалов, с популярными людьми. Проанализировав анкетные данные, мы выяснили, что выражение взаимооценок у юношей и девушек идет по одинаковым моделям комплимента: «прямой комплимент» и «комплимент – сравнение», однако наполнение у них разное. Комплименты, относящиеся к девушкам, связаны с их внешностью, тогда как оценочная лексика, характеризующая юношей, чаще описывает его физические данные и материальное положение. Как правило, девушка произносит комплимент, чтобы выразить свои чувства, юноша же преследует иные цели: он не столько показывает свои собственные чувства, сколько воздействует на чувства окружающих. Из материала анкет можно сделать вывод о том, что в эмоциональной сфере у девушек доминирует склонность к положительным эмоциям. Отрицательные эмоции тоже имеются, но они более «мягкие» и, как нам кажется, носят скорее «оборонительный» характер. У юношей, напротив, в эмоциональной сфере преобладают отрицательные эмоции. Вероятно, сказывается желание юношей все оспорить, поставить под сомнение, что объясняется стремлением доминировать везде и во всем. В любом коллективе, особенно в подростковом, происходит борьба за лидерство. Нам представляется, что взаимооценки, выраженные посредством комплиментов, в этой борьбе играют далеко не последнюю роль: они способны либо принизить собеседника и указать на его недостатки, либо возвысить подростка и его статус в глазах ровесников.

Читайте также:  Материалдық өркениет туралы

Оставить комментарий