Загрузка…

Экологическое состояние водных ресурсов Республики Казахстан

Экологическое состояние водных ресурсов в значительной степени определяет уровень развития экономики. Вопросы охраны и рационального использования водных ресурсов в Республике являются актуальными. Обеспеченность водой является одной из стратегических государственных задач. Имея обширную территорию, многоотраслевой народнохозяйственный комплекс, Республика испытывает недостаточную и неравномерную обеспеченность водными ресурсами. В Казахстане имеется восемь речных бассейнов: Балхаш- Алакольский, Шу-Таласский, Арало-Сырдарьинский, Урало-Каспийский, Тобол-Торгайский, Ишимский, Иртышский и Нура-Сарысуский. При этом семь бассейнов являются трансграничными, кроме Нура-Сарысуского. На восточный регион приходится 34,5% ресурсов, юго-восточный – 24,1, южный – 21,2, западный – 13,4, северный – 4,2, центральный – 2,6%. Наиболее обеспечена водой Восточно-Казахстанская область – 290 тыс. м3 на км2 . В то же время испытывают острый дефицит в Атырауской, Кызылординской и особенно Мангистауской областях, где практически нет источников пресной воды [1-3]. Поверхностные водные ресурсы Казахстана в среднем по водности в год составляют 100,5 км3 , из которых только 56 км3 формируется на территории республики. Остальной объем – 44 км3 – поступает из сопредельных государств: Китая – 18,9 км3 , Узбекистана – 14,6 км3 , Кыргызстана – 3,0 км3 , России – 7,5 км3 [1-3]. При потребности республики в воде в 100 км3 в год существующая обеспеченность составляет 34,6 км3 . По водообеспеченности на душу населения Казахстан занимает последнее место среди стран СНГ [1-3]. Если рассматривать реальный объем стока, то вырисовывается следующая картина. С 2005 года объем водных ресурсов падает. При этом больше все-таки сокращается сток из сопредельных государств [1]. Но если посмотреть на колебания стока с 1975 года, то видно, что есть определенная цикличность в 10 лет (маловодные и многоводные годы). Предполагается, что ориентировочно с 2015 года пойдет повышение стока, хотя он и не будет таким большим, как прежде [1]. Трансграничные реки в последнее время тоже становятся объектом пристального внимания. В ситуации со стоком рек, текущих из Кыргызстана и Узбекистана, проблемы имеются со стоком Таласа, который сокращается (график 1). В представленном графике 2 видна ситуация со стоком рек, текущих из Китая – сток сокращается, но медленно. Особого внимания требует сток рек, текущих из России, – в отличие от других бассейнов, здесь ситуация намного хуже. У притоков Урала ISSN 1563-034X KazNU Bulletin. Ecology series. №1/1 (43). 2015 К.Д. Абубакирова и др. 33 сток стабильно составляет треть от многолетнего, а в 2010 году из-за засухи и антропогенного воздействия упал более чем в 10 раз, что отражено на графике 3. В решениях ООН подчеркивается, что «государства водотока сотрудничают на основе суверенного равенства, территориальной целостности, взаимной выгоды и добросовестности» [3-5]. Так, Конвенция ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 18 сентября 1992 года, Конвенция о праве использования международных водотоков, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 21 мая 1997 года, обязывают рассматривать «обеспечение использования трансграничных вод разумным и справедливым образом, с особым учетом их трансграничного характера при осуществлении деятельности, которая оказывает или может оказывать трансграничное воздействие». Следует также рассмотреть потенциальных потребителей воды. Водообеспечение отраслей экономики осуществляется на 85% за счет поверхностных вод. Практически 98,7% забора воды в Казахстане обеспечивают 6 отраслей: сельское хозяйство – 65%; производство электроэнергии, газа – 24%; государственное управление (деятельность РГП по снабжению водой) – 5,3%; металлургия – 3,2 процента; горнодобывающая промышленность – 1,2% [2, 3]. Несколько слов о качестве питьевой воды. В Казахстане с населением более 16 млн. человек, из 43% которых проживают в сельской местности, только 60% сельского населения в республике имеют возможность пользоваться централизованным водоснабжением. Остальные используют воду из локальных источников (скважины, родники, реки и пруды) или привозную [2, 3]. В целом, около 20% населения потребляют некачественную питьевую воду [6, 7]. Если проанализировать потери воды при транспортировке, то получается, что 99,3% от общих потерь по республике приходится на 3 отрасли: сельское хозяйство – 75,9%; производство электроэнергии, газа – 10,8%; государственное управление – 12,5%. Потери остальных отраслей не превышают 0,7% от общего количества и не могут влиять на общую ситуацию. Интенсивное и нерациональное развитие орошаемого земледелия, а также зарегулирование стока в условиях аридного климата привело к дефициту воды в бассейнах малых и крупных рек, таких, как Или, Сырдарья, Ишим и др. Исчезло Аральское море. Аналогичная судьба ожидает озеро Балхаш [1-3]. В целом, потери воды при транспортировке растут с каждым годом – если в 2000 году они составили 945 млн. кубометров, то в 2009 году уже 2649 млн. кубов, то есть возросли в 2,5 раза. Наибольшие потери воды, по данным 2008 года, отмечены в городе Алматы, Жамбылской, Акмолинской, Алматинской и Атырауской областях [1-3]. Кроме того, продолжается загрязнение и истощение поверхностных вод. Это происходит вследствие потребления чистой воды на хозяйственные нужды, после чего вода сбрасывается в водоемы неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод. Износ 34% городских водоотводящих сетей и большинства канализационных очистных сооружений составил 70% [2, 3]. Качество вод практически всех водных объектов республики остается неудовлетворительным. Площади очагов загрязнения подземных вод составляют от нескольких до сотен квадратных километров. Наиболее неблагополучным в экологическом отношении остается бассейн главной водной артерии Казахстана – реки Иртыш. Ее воды загрязнены тяжелыми металлами (медь, цинк, кадмий, свинец, мышьяк и др.), которые поступают в реку со сточными водами [5, 8]. Одной из актуальнейших проблем не только для Казахстана, но и всего мирового сообщества остается проблема Арала. В настоящее время продолжаются процессы опустынивания, засоления почв, обеднения растительного и животного мира, изменение климата, резко возросла заболеваемость населения. Экологическая ситуация Аральского региона привела к невозможности традиционных направлений развития экономики и вызвала ряд социальных проблем [5, 8]. Экологическая обстановка Каспийского региона определяется повышением уровня Каспийского моря и антропогенным действием на морские прибрежные экосистемы. Повышение уровня моря по прогнозам специалистов приведет к удлинению береговой линии до 2400 – 2700 км, и к площади затопленных земель, таким образом, добавится 1,2 – 2,2 млн. га. Наибольшей опасности затопления подвергаются нефтяные месторождения на северном и северо-восточном побережье Каспия (из 43 месторождений нефти, находящихся под угрозой затопления, 32 – в Атырауской и 11 – в Мангистауской областях). Каспийское море – крупнейшее в мире местообитание осетровых рыб, поэтому проблема Каспия является не только межгосударственной, но и глобальной проблемой. Реализация эко­ Вестник КазНУ. Серия экологическая. №1/1 (43). 2015 34 Экологическое состояние водных ресурсов Республики Казахстан логических программ осложняется его возрастающим значением как крупнейшего нефтегазоносного района [5, 8]. Нехватка и неправильное использование ресурсов пресной воды создают серьезную угрозу устойчивому развитию и охране окружающей среды страны. В решении данной проблемы огромное значение имеет регулирование водопользования. Управление водными ресурсами в республике основано на бассейновом принципе. Правовая основа водопользования в Республике Казахстан определена Водным кодексом от 31 марта 1993 года. Основной его задачей является регулирование водных отношений в целях рационального водопользования, охраны водных ресурсов от загрязнения, засорения и истощения, а также предупреждения вредного воздействия на почву [9-10]. Как отмечают эксперты, в Казахстане имеются все предпосылки для перехода к интегрированному управлению водными ресурсами, но прежде необходимо выполнить большой комплекс институциональных, законодательных и информационных мер для обеспечения развития процесса [11, 13]. Национальный план по интегрированному управлению водными ресурсами и повышению эффективности водопользования Республики Казахстан является основополагающим документом по совершенствованию системы управления водным сектором экономики республики и определяет комплекс приоритетных действий по созданию благоприятных правовых условий, формированию организационной среды и развитию инструментов управления водными ресурсами в Казахстане. Об этом говорится в документе государственной программы «Экология Казахстана на 2010-2020 годы», где поясняется, что проблема устойчивого водообеспечения Казахстана объясняется ограниченностью располагаемых водных ресурсов, высокой степенью их загрязнения и неравномерностью распределения запасов воды по территории страны [11-15]. Несмотря на общий дефицит подземных вод, в настоящее время используется лишь 0,2–12% от объема разведанных запасов. Для решения проблемы дефицита и загрязнения водных ресурсов программой «Экология Казахстана» предусмотрено проведение работ по уточнению запасов подземных вод [13-15]. Для реализации устойчивого водообеспечения Казахстана необходимо: – обеспечить реализацию Программы рационального использования и охраны водных ресурсов в разрезе бассейнов крупных рек путем внедрения новых технологий водообеспечения и водоотведения; – обеспечить реализацию отраслевой программы «Ак булак»; – восстановить и сохранить водные экосистемы в основных речных бассейнах; – создать единую информационную систему мониторинга водопользования; – совершенствовать действующие нормативно-правовые акты в области рационального использования и охраны водных ресурсов; – разработать концепции проектов по снижению недостатка водных ресурсов; – исключить сброс в водные источники неочищенных сточных вод; – обеспечить экономию воды в сельском хозяйстве (6,5-7 млрд. м3 к 2030 году); – повысить эффективность водопользования в промышленности на 25% (это позволит сэкономить 1,5-2 млрд. м3 воды к 2030 году); – повысить эффективность водопользования в коммунальном хозяйстве на 10% (позволит сэкономить до 0,1 млрд. м3 к 2030 году).

Comments

So empty here ... leave a comment!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Sidebar