Экономическая концентрация как фактор монополизации экономики

Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно – технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон особо подчёркивает это обстоятельство: « Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей» [1]. К. Марск также выделяет в качестве условия появления монополии концентрацию: «Концентрация, на известной ступени ее развития, сама собой подводит, можно сказать, вплотную к монополии. Ибо нескольким десяткам гигантских предприятий легко прийти к соглашению между собой, а с другой стороны затруднение конкуренции, тенденция к монополии порождается именно крупным размером предприятий» [2]. Согласно законодательству Казахстана под экономической концентрацией понимается: − «реорганизация субъекта рынка путем слияния или присоединения; − приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций (долей участия, паев) в уставном капитале субъекта рынка, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем двадцатью пятью процентами указанных акций (долей участия, паев), если до приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось акциями (долями участия, паями) данного субъекта рынка или распоряжалось двадцатью пятью или менее процентами голосующих акций (долей участия, паев) в уставном капитале указанного субъекта рынка; − получение в собственность, владение и пользование, в том числе в счет оплаты (передачи) уставного капитала, субъектом рынка (группой лиц) основных ЭКОНОМИКА 243 № 1 (74) 2010 производственных средств и (или) нематериальных активов другого субъекта рынка, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки (взаимосвязанных сделок), превышает десять процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов субъекта рынка, отчуждающего или передающего имущество; − приобретение субъектом рынка прав (в том числе на основании договора о доверительном управлении, договора о совместной деятельности, договора поручения), позволяющих давать обязательные для исполнения указания другому субъекту рынка при ведении им предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа; − участие одних и тех же физических лиц в исполнительных органах, советах директоров, наблюдательных советах или других органах управления двух и более субъектов рынка при условии определения указанными физическими лицами в данных субъектах условия ведения их предпринимательской деятельности» [3]. По мнению автора, концентрация, как экономическая категория, представляет собой экономические отношения по поводу целенаправленного укрупнения и сосредоточения собственности у хозяйствующих субъектов. Она всегда является следствием изменений технико-организационных условий производства, и сама выражает существенные изменения в организации производительных сил, отношениях собственности. Концентрация выступает как экономический закон, предполагающий объективный процесс расширения масштабов производства. Жесткая конкурентная борьба заставляет производителей совершенствовать технику производства увеличивать размеры предприятия, что предполагает привлечение новых средств производства, Многие их них могут быть эффективно использованы только в рамках крупного производства. Например, паровые турбины, доменные печи, прокатные станы. В связи с этим, значительно увеличивается минимальный размер капитала, необходимый для вложения в такое производство. В историческом плане процессы концентрации в мире осуществлялись циклически, периоды стагнации сменялись периодами активизации процессов концентрации. В 2007 году был достигнут исторический максимум прямых иностранных инвестиций общим объемом в $2 трлн. На долю развивающихся и переходных экономик, таких как Россия и Китай, приходится 43% прямых иностранных инвестиций. Начиная с 2007 г. наблюдается сокращение процесса в сфере слияний и поглощений, что свидетельствует об окончании подъема предшествующего периода. Переходные экономики юго-восточной Европы и СНГ ощутили уменьшение потока инвестиций только в конце 2008 — начале 2009 гг. [4]. По данным ЮНКТАД в 2009г. значительно сократились и размер, и перспективы международных слияний и поглощений, что вызвано сокращением корпоративной прибыли, а также обрушением мировых фондовых рынков. Прямые иностранные инвестиции, как результат слияний и поглощений, по итогам 2009 года ожидаются на уровне $900 млрд., что на 47% меньше, чем в 2008 году когда их сумма составила $1,7 трлн. Сокращение общего объема трансакций составило 4% — с показателя 2007 года в 158,9 млрд. дол США до 153,4 млрд. долл. США [5]. Процессы концентрации имеют свои границы эффективности, которые обусловлены рядом факторов, таких как: эффект от масштаба, синергетический эффект, качество управления, возможности в сфере НИОКР, налоговые послабления, диверсификация производства. В последние годы в мире наблюдается активизация деятельности промышленных компаний в сфере услуг для обеспечения потребителей различным спектром услуг по ремонту и другим видам обслуживания. С этой целью они приобретают компания в сфере услуг или вступают с ними в альянсы. Услуги играют все более важную роль в 244 Л.Н. Гумилев атындағы ЕҰУ Хабаршысы деятельности многих компаний. Например, одна треть общих доходов IВМ, одного из ведущих производителей компьютерного оборудования и программного обеспечения в мире, поступает в настоящее время от продажи услуг, причем эта доля постоянно растет. Частой практикой для транснациональных компаний является поглощение местных поставщиков услуг на локальных зарубежных рынках для диверсификации своей деятельности и повышения качества обслуживания местных потребителей. С другой стороны, хозяйствующие субъекты, действующие в сфере услуг, нуждаются в промышленных партнерах для расширения своих «продуктовых линий», так как они должны удовлетворять спрос своих клиентов на различные запчасти и комплектующее оборудование при ремонте и техобслуживании. Наблюдается усилении тенденции приобретения компаниями в сфере оптовых продаж или сети крупных супермаркетов в области розничных продаж, хозяйствующих субъектов, производящие те или иные потребительские товары, чтобы продавать их затем по более низким ценам под своими «брэндами». Например, в крупных супермаркетах в развитых странах часто можно видеть на этикетке костюма или сумки надпись «Сделано для…» Как правило, это означает, что определенная компания-производитель заключила маркетинговый альянс с данной торговой компанией. Как показывают исследования, на конец ХХ в. насчитывалось около 7700 межотраслевых слияний и поглощений (СИП) и 16 000 альянсов. При этом 2/3 СИП были совершены во второй половине десятилетия. За этот же период промышленные компании приобрели около 2500 компаний в сфере услуг и столько же промышленных компаний приобрели фирмы из сферы услуг. Кроме того, промышленные компании участвовали в 4600 альянсах, заключенных между фирмами из сферы услуг, а они в свою очередь присоединились к 3900 альянсам, сформированным производителями промышленных товаров. Самыми “активными” с точки зрения межотраслевых СИП были такие отрасли промышленности, как производство программного обеспечения, пищевая промышленность и машиностроение; в сфере услуг — финансовый сектор, оптовая и розничная торговля и бизнес-услуги. Примечательно, что среди всех этих секторов экономики в межотраслевых слияниях и поглощениях более активными по числу сделок были отрасли сферы услуг: финансовые и бизнес услуги, оптовая и розничная торговля. Их доля в общем числе СИП, составляла примерно 70%. Удельный вес всего трех этих отраслей сферы услуг (по числу сделок) составлял около 60% в межотраслевых слияниях и поглощениях [6]. Критерии оценки концентрации можно условно разделить на количественные и качественные. Количественные критерии концентрации — это активы предприятий (материальные и нематериальные), объем произведенной продукции, численность работающих, фонд заработной платы, прибыль. При их измерении используются два подхода: оценка абсолютной и относительной концентрации, которые взаимодополняют друг друга. Качественные экономические критерии могут не иметь точного количественного выражения и не измеряются статистически. Влияние, авторитет, полномочия, более низкие трансакционные издержки оказывают непосредственное воздействие на концентрацию, но рассчитать и измерить степень их влияния не представляется возможным. Поэтому в мировой практике законодательно закрепляются количественные критерии концентрации и их показатели. Показатели рыночной концентрации дают возможность сделать предварительную оценку степени монополизации рынка, равномерности (или неравномерности) присутствия на нем субъектов рынка. Чем больше поставщиков с разномасштабной поставкой продукции действует на соответствующем товарном рынке, тем меньшее значение имеют перечисленные показатели. В Казахстане при оценке уровня концентрации на товарном рынке применяются методы, хорошо зарекомендовавшие себя в мире. Так методика оценки уровня концентрации предполагает использование таких количественных показателей как [7]: 245 № 1 (74) 2010 1) коэффициент рыночной концентрации (CR). Рассчитывается как процентное отношение объема реализации (поставки) товара определенным числом крупнейших поставщиков к общему объему реализации (поставки) товара на данном товарном рынке всеми поставщиками. 2) индекс рыночной концентрации Херфиндаля Хиршмана (НН) рассчитывается как сумма квадратов долей всех предприятий, действующих на рынке, и может измеряться в долях или процентах. Рынок Казахстана характеризуется наличием большого количества аффелированных лиц, которые номинально числятся как самостоятельно работающие субъекты, а фактически выступают частью крупного интегрированного хозяйствующего субъекта. Поэтому при определении рыночной концентрации рынка, особое значение уделяется установлению на соответствующем товарном рынке группы лиц. В соответствии со статьей 7 Закон Республики Казахстан «О конкуренции», «группой лиц является совокупность физических и (или) юридических лиц, применительно к которым выполняется одно из следующих условий: 1) лицо имеет право прямо или косвенно (через третьих лиц) распоряжаться более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций (долей участия, паев) в уставном капитале юридического лица; 2) юридическое лицо или несколько аффилированных юридических лиц имеют возможность определять решения, принимаемые другим лицом, в том числе определять условия ведения этим лицом предпринимательской деятельности либо осуществлять полномочия органа управления; 3) физическое лицо, его супруг(а), близкие родственники имеют возможность определять решения, принимаемые другим лицом, в том числе определять условия ведения этим лицом предпринимательской деятельности либо осуществлять полномочия органа управления; 4) лица, каждое из которых по какому-либо указанному в подпунктах 1) — 3) настоящего пункта основанию входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с каждым из таких лиц в одну группу по какому-либо указанному в подпунктах 1) — 3) настоящего пункта основанию» [3]. При этом, группа лиц рассматривается как единый субъект рынка. Таким образом, наличие на рынке аффелированных компаний способно существенно влиять на уровень концентрации на рынке, усиливая ее, поэтому существует необходимость учитывать их влияние в процессе определения концентрации. На основе утвержденной методики Агентством производится оценка уровня концентрации на отдельных товарных рынках, по результатам которого выявляются хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение. Данные о них вносятся в Государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке, который формируется как на республиканском так и региональном уровне и в дальнейшем их деятельность находится под контролем органов по регулированию сферы естественных монополий. По данным на первое полугодие 2009 года в Государственный реестр внесен данные по хозяйствующим субъектам с рыночной долей 100% — 309 субъектов, субъектов по критерию совокупная доля выше 50% -211, субъектов по критерию совокупная доля свыше -70% — 9; субъектов по критерию совокупная доля свыше 35% — 248. Наиболее высокие показатели концентрации наблюдаются в топливно-энергетической отрасли, в сфере железнодорожных перевозок, в сфере телекоммуникаций, в металлургии, урановой промышленности. Так в первом полугодии 2009 года крупными высококонцентрированными хозяйствующими субъектами было произведено 83,1% всего промышленного производства в Казахстане. 246 Л.Н. Гумилев атындағы ЕҰУ Хабаршысы В целом мы можем говорить о Казахстане как стране с высококонцентрированной экономикой, требующей постоянного мониторинга антимонопольных ведомств на предмет усиления монопольных тенденций. Такая работа в республике ведется. По законодательству Казахстана любая сделка по усилению концентрации на рынке может осуществляться только при одобрении антимонопольного ведомства. Разрешение на экономическую концентрацию требуется в случае, когда «совокупная балансовая стоимость активов, реорганизуемых субъектов рынка (группы лиц) или приобретателя (группы лиц), а также субъекта рынка, акции (доли участия, паи) с правом голоса, в уставном капитале которого приобретаются или их совокупный объем реализации товаров за последний финансовый год превышает двухмиллионнократный размер месячного расчетного показателя, действующего на дату подачи ходатайства, или одним из лиц, участвующих в сделке, является субъект рынка, занимающий доминирующее или монопольное положение на соответствующем товарном рынке» [3]. А также при участии финансовых организаций в осуществлении экономической концентрации в случае, когда «стоимость активов либо величина собственного капитала финансовой организации превышает размеры, установленные антимонопольным органом совместно с государственным органом, осуществляющим регулирование и надзор финансового рынка и финансовых организаций». Запрещается      экономическая концентрация приводящая «к установлению или усилению доминирующего или монопольного положения субъекта рынка или группы лиц и (или) ограничению конкуренции» [3]. Антимонопольный орган предоставляет согласие на экономическую концентрацию, способную привесит к существенному положительному эффекту, превышающему его негативные последствия на товарном рынке, где осуществляется экономическая концентрация. По данным антимонопольного ведомства, на первое полугодие 2009 года по топливно-энергетическому комплексу было удовлетворено 16 ходатайств на экономическую концентрацию; по финансовым рынкам — 2 ходатайства ; в сфере транспорта и связи — 15 ходатайств; в прочих отраслях -8 ходатайств [8]. Среди разрешений на экономическую концентрацию можно выделить: − приобретение Бизнес Компании «Asiks Invest& Finance Inc» 90% доли участия в уставном капитале ТОО «Эмити Интернешнл» у ТОО «Эмити»; − приобретение АО «ФНБ «СамрукКазына» у АО «Финансовая корпорация Сеймар-Альянс» 7 324 548 штук или 76,6% акций АО «Альянс Банк» в залог в качестве обеспечения по банковскому вкладу, размещенному в АО «Альянс Банк». При выдаче соглашения на данные виды концентрации антимонопольное агентство руководствовалось принципом повышения эффективности функционирования товарных рынков. Таким образом, концентрация является ключевым фактором, способствующим монополизации экономики, поэтому вопросы регулирования экономической концентрации занимают основные позиции в антимонопольном законодательстве стран мира.

Читайте также:  Сақтар туралы слайд

Оставить комментарий