Эволюция демократии в Республике Казахстан

Конституционная реформа, представленная Президентом Н. Назарбаевым на совместном заседании палат Парламента 16 мая 2007 г., без преувеличения открывает новый этап в поли­тическом развитии Казахстана. Поправки в Основной закон не только выводят нас на новый уровень демократического развития, но и существенно укрепляют политическую систему страны. Не случайно ряд авторитетных международных экспертов назвал эти поправки «революцией сверху», а в политический лексикон вошло понятие «казахстанский путь».

Несмотря на то, что многие общественные деятели характе­ризуют эти изменения в Конституцию как «революционные», они являются логическим продолжением политики, проводимой Н. Назарбаевым. В этой связи представляется целесообразным вспомнить весь ход становления и развития демократии в Ка­захстане.

Как и в любом масштабном общественном процессе, в пе­реходе Казахстана к демократии можно узреть определенную периодичность. Исходя из этого, можно выделить несколько условных этапов, в рамках которых проходил процесс демокра­тизации в Казахстане:

Первый этап политического реформирования, приходящийся на 19901993 гг., проходил под знаком перехода от перестройки к суверенному государству, складывания в Казахстане суверен­ной властно-политической системы. При этом основные изме­нения были направлены не столько на создание новой системы, сколько на разрушение существовавшей. Другими словами, суть произошедших тогда важнейших событий заключалась в сломе тоталитарной системы и коренной реформе всей системы об­щественных отношений. В эти годы в казахстанском обществе началась системная либерализация, заключавшаяся в высвобож­дении общества из-под тоталитарного режима.

После распада СССР республика была вынуждена начинать строить государственность на базе старой Конституции и союз­ных законов, которые, отражая принципы прежней системы, абсо­лютно не отвечали новым реалиям и не могли служить правовой основой государственного строительства. В связи с этим были предприняты существенные усилия для формирования первого поколения самостоятельных законодательных, актов.

В этот период был разработан и принят ряд важнейших зако­нов: Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР, Закон РК «О совершенствовании структуры государственной власти и управления в Казахской ССР и внесении изменений и до­полнений в Конституцию Казахской ССР», Закон РК «О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казах­ской ССР», Закон РК «О приостановлении действия отдельных норм Конституции Казахской ССР в переходный период».

Читайте также:  Политические технологии избирательного процесса

Начался этот этап с демонтажа партийно-советской систе­мы управления и ликвидации политической монополии одной партии. Первым формальным результатом этого стало введение, в Казахстане нового института высшего должностного лица — Председателя Верховного Совета Казахской ССР, который обладал правом представления Казахстана в международных отношениях. Проведение в республике на рубеже 1990 г. первых альтернативных выборов в высший представительный орган страны — Верховный Совет Казахской ССР также стало одним из знаковых событий первого этапа.

В тот момент в Казахстане впервые был учрежден пост Пре­зидента, который являлся Главой республики и обладал высшей распорядительно-исполнительной властью. В то же время право выступать от имени всего народа республики принадлежало Верховному Совету Казахской ССР, который реально располагал возможностью оказывать влияние на законодательство, внутрен­нюю и внешнюю политику, контролировать Правительство.

В сломе существовавшей тогда тоталитарной системы и коренной реформе всей системы общественных отношений в Казахстане большую роль сыграл распад СССР в декабре 1991 г., который произошел в связи с принятием Беловежского соглашения между Россией, Украиной и Белоруссией.

Развалу советской тоталитарной системы предшествовал ко­роткий период, который был наполнен рядом процессов и собы­тий. В общественном сознании началось разложение ценностей советской системы. В Казахстане, как и во всех остальных союз­ных республиках, шел бурный рост национального самосознания, активное выступление руководства страны за экономическую самостоятельность, радикализация деятельности различных по­литических организаций, партий и движений. Мощный импульс этим тенденциям придало принятие 25 октября 1990 г. Деклара­ции о государственном суверенитете Казахской ССР.

Провозглашение государственного суверенитета Казахской ССР стало первым актом, который открыл для Казахстана возможность самостоятельно определять пути своего развития. Так, во внешней политике, в соответствии с Декларацией о государственном су­веренитете Казахской ССР, Казахстан получил право выступать самостоятельным субъектом международных отношений, опре­делять внешнюю политику в своих интересах и самостоятельно решать вопросы внешнеэкономической деятельности. Кроме того, и это важно, в Декларации была установлена юридическая норма, согласно которой Казахстан получил возможность разработки новой Конституции и других законодательно-правовых актов, реализующих статус республики как суверенного государства.

Читайте также:  ЭПИЗООТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Важнейшим событием этого периода стало также принятие Конституционного закона РК «О государственной независимости Республики Казахстан» 16 декабря 1991 г. Принятие данного Конституционного закона придало импульс постепенному осоз­нанию казахстанским населением себя в качестве граждан нового суверенного Казахстана. Наряду с этим, после провозглашения государственной независимости Казахстана в стране произошел ряд значимых событий в экономической сфере. В частности, произошло законодательное закрепление многообразия форм собственности, введение автономной экономической системы, основанной на относительно самостоятельной финансово-кредитной, налоговой и таможенной политике. Все более развивался частный бизнес и частное предпринимательство.

Либерализация общественной жизни была ознаменована также введением в стране многопартийности. Наряду с многочис­ленными общественными объединениями граждан, в результате развития политического плюрализма произошел рост количества политических партий. Однако образовавшиеся тогда первые политические партии не отвечали всем требованиям партии как устойчивой политической организации.

Для большинства партий и движений в то время были харак­терны приверженность самым общим принципам демократии и одновременно отсутствие реальных альтернатив правительствен­ному курсу реформ. Относительная активность в парламентской и внепарламентской деятельности и во внутрипартийной жизни проявлялась только у некоторых партий. При этом в условиях обретения и становления государственной независимости в мно­гонациональном казахстанском обществе этноориентированные партии оказались наиболее способными реально конкурировать в борьбе за обретение своей социальной базы среди широких слоев населения.

Введение многопартийности в стране способствовало раз­витию свободы слова и формированию открытого информа­ционного пространства в Казахстане. Именно в этот период в стране начали появляться первые независимые СМИ и ростки конкурентного информационного рынка.

Также в эти годы были очерчены основные контуры системы государственного управления. В частности, в течение 1992 г. по­очередно были приняты: Закон РК «О внесении на переходный период изменений и дополнений в Закон РК «О местном само­управлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР»» и Указ Президента РК «О совершенствовании организации и деятельности органов государственного управления в условиях экономической реформы».

Читайте также:  Әскери география дегеніміз не

Тем самым в Казахстане впервые была закреплена единая система исполнительно-распорядительных органов от Президента до глав местных администраций.

Основные направления реформирования всех сфер жизне­деятельности общества были конкретизированы в разработан­ной в 1997 г. Стратегии долгосрочного развития Казахстана до

2030 г.

В ней была предусмотрена широкомасштабная правовая ре­форма, имеющая своей целью дальнейшую демократизацию и построение эффективного правового государства в Казахстане. При этом основной акцент был сделан на создание «профессио­нального государства», подразумевающего эффективный и со­временный корпус государственных служащих, преданных делу и способных выступать представителями народа в достижении приоритетных целей страны.

Иными словами, была поставлена стратегическая задача «со­здать для Казахстана эффективную, современную государствен­ную службу и структуру управления, которая была бы оптималь­ной для рыночной экономики; сформировать правительство, спо­собное реализовать приоритетные цели; построить государство, стоящее на страже национальных интересов». Эта задача была востребована временем, поскольку государственное управление сложными системными преобразованиями, происходившими в обществе и экономике, само должно было стать системным, для чего и был выработан согласованный и последовательный план долгосрочного реформирования функций государства.

Основные направления реформирования системы государст­венного управления были обозначены в семи приоритетах Стра­тегии «Казахстан-2030»:

  1. Компактное и профессиональное Правительство, сконцент­рированное на выполнении лишь нескольких наиболее важных функций.
  2. Работа по программам действий на основе стратегий.
  3. Четко налаженная межведомственная координация.
  4. Повышение полномочий и ответственности министров, их подотчетность и стратегический контроль за их деятельностью.
  5. Децентрализация внутри министерств, от центра к регио­нам и от государства в частный сектор.
  6. Решительная и беспощадная борьба с коррупцией.

 

Оставить комментарий