ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ В IV КЛАССЕ

Задачи занимают особое место в курсе математики общеобразовательной школы. Цели обучения математике реализуются в основном через решение задач. Именно, через решение задач учащиеся приобретают теоретические знания, практические умения и навыки, приобретают моральные качества, исходящие из содержания задачи, и достигают цели общего развития. Через решение задач у учащихся формируется интерес к математике, развиваются их математические способности. Решая задачи самостоятельно, каждый ученик испытывает радости творчества, ощущает красоту и величие математики [1;4]. Однако, для того, чтобы научиться решать задачи, нужно практически выполнять конкретные действия по их решению. Опыт показывает, что для этого не нужно вооружить учащихся всевозможными способами, методами решения задач. Так как, уметь решать задачи не опирается на готовые методы решения, нужно в процессе обучения математике развивать логическое и математическое мышление учащихся. Для этого, после подготовительного периода обучения решения задач в начальных классах, начиная с третьего класса школы, с целью развития поисковой – исследовательской деятельности нужно почаще практиковать решение незнакомой, нестандартной задачи, которые в процессе их решения приносят пользу ученикам, побуждает и укрепляет интерес к изучению математики. Подготовка детей к решению задач имеет две стороны: математическая подготовка и психологическая подготовка связаны с развитием мышления. Учитель должен умело направлять работу учеников, но нельзя облегчать для детей их умственный труд; при выполнении творческих заданий, нужно чтобы ученики приложили собственные усилия и даже « помучились». Избавлять их от трудностей, связанных с творческим процессом – значит затормозить развитие творческих способностей [4, с.116]. Исследование Я.А. Пономарева показало, когда целесообразно делать подсказку, способную направить ученика на верный путь при решении нестандартных задач. В этом случае подсказка положительно воздействует лишь тогда, когда в результате проделанной умственной работы внутренне ученик уже подготовился к ее восприятию. Внешний толчок мысли имеет успех только при наличии соответствующих внутренних условий [3; с. 31]. Благоприятное условие должно быть создано не только для решения той или иной конкретной задачи. Обучение в целом должно постоянно стимулировать творческое отношение к предмету и заданиям, побуждать у учащихся желание самим усматривать проблемы и находить способы их решения. В педагогической и методической литературе часто пишут о трудностях учеников при решении математических задач, указывают причины их возникновения. Можно поставить такой вопрос: почему не решаются задачи? Педагогический опыт показывает, что новая формулировка или переформулировка поставленной задачи может подсказать нам новый ход мысли. В школьной практике учителя применяют различные методы при решении учебных математических задач. Передовой опыт показывает, чтобы привлекать учеников к самостоятельному решению задач, нужно применять эвристический прием. Так как эвристика занимается изучением того, как делаются открытия, как устанавливаются новые, ранее неизвестные истины, как решаются такие задачи, которые требуют не только определенных знаний и умений, но и догадки, выдумки, сообразительности. Эвристика дает о себе знать во многих сферах человеческой деятельности [4;8]. Ученик, самостоятельно решающий новый для него тип задачи, творчески мыслит. В его психической деятельности законы эвристики определяют ход мысли, где находят свои реализации при решении конкретной задачи. Начиная с начальных классов, математические задачи сначала классифицируются по четырем арифметическим действиям, затем по методам применяемым при решении, когда алгоритмы решения данных задач почти известны или выражены в явной форме. Затем рассматриваются типовые и нестандартные задачи, решения которых требует более серьезного подхода. Решение нестандартных задач предполагает преодоление привычного способа мышления. Задачи, взятые из жизни, могут являться нестандартными, скажем эвристическими задачами, поскольку для их решения от учащихся требуется смекалка и сообразительность. На современном этапе развития образования вопросу развития творчества учащихся придается особое значение. Творческий процесс относится и к процессу решения нестандартной задачи, где важную роль играет эвристическая деятельность. Учащиеся при решении задач часто оказываются в такой ситуации, когда содержание не подсказывает им способа решения и в этом их прошлый опыт и знания не дают возможность найти конкретный алгоритм для решения данной задачи. В такой ситуации учащимся необходимо проявлять творческий подход или создать новую систему действий. Такую ситуацию называют проблемной, а психический процесс, с помощью которого решается проблема (задача) и вырабатывается новая стратегия, называют продуктивным мышлением или эвристической деятельностью. Способы рассуждения при решении задач в условиях, когда точно нельзя очертить границы их применения и оценить допустимые ошибки, называются эвристическими. Эвристические решения принципиально отличаются от строгих. «Основным в их образовании является процедура поиска взаимосвязанных компонентов решения, которая начинается в условиях отсутствия соответствующего алгоритма и каких либо сведений о существовании решения и его единственности [3, с. 26]. Эвристические приемы решения задач рассматривались в работах Д.Пойа, Ю. Н. Кулюткина, Ю.М. Колягина, Н. В. Метельского и других авторов. К эвристическим приемам относят анализ, аналогия, неполная индукция, получение следствий и др. Педагогический опыт показывает, что для успешного использования эвристических приемов на уроках особое значение имеет следующие требования: приведение и повторение в систему знаний, умений, приобретенных учащимися в предыдущих классах; — уточнение, углубление и расширение ранее установленных понятий и связей между ними; — способ изложения нового материала и методов решения; — применение изученных способов и методов при решении новых задач. Для развития эвристического мышления учащихся, целесообразно на уроках математики применять принцип «Гальперина – Талызиной», сущность которого заключается в систематизации упражнений по назначению: 1) упражнения – содействующие усвоению нового материала; 2) упражнения – содействующие закреплению (с применением) нового материала; 3) упражнения – когда новые знания (методы) применяются в нестандартной ситуации и приводят учеников к новым утверждениям, правилам, выводам. Теперь рассмотрим конкретные задачи, решения которых требует эвристического подхода.

Читайте также:  Ойыншының зердесін тексеру әдістері

Оставить комментарий