ФЛАГМАН ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА

Опубликовано Июль 30, 2016 by Damir

Рубрика Рефераты

 

Print this page

rate 1 звезда rate 2 звезда rate 3 звезда rate 4 звезда rate 5 звезда
Рейтинг: none, В среднем: 0 (0 голосов)

 

В формировании высшего юридического образования Ка- захстана большое значение имеет юридический факультет Казахского государственного университета им. С.М. Кирова (далее ‒ КазГУ). Это целая эпоха, которая имела влияние на дальнейшее развитие профессионального юридического образования, юридической науки, реформирования казахстанского общества, построения фундаментальных основ государственной независимости, законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. В истории правовой и политической мысли, истории государства и права Казахстана роль и значение видных представителей профессорско-преподавательского состава, ярких выпускников юридического факультета КазГУ предстоит еще осмыслить. После вхождения Алма-Атинского юридического института в состав КазГУ в 1955 г. в качестве факультета была проделана определенная работа по повышению качества учебного процесса, научно-исследовательской работы профессорско- преподавательского и студенческого состава. В 1960-1980-е годы руководителями юридического факультета КазГУ были М.А.  Ваксберг, С.С. Сартаев, К.А. Абжанов [1, с. 143], К.С.  Ургеншбаев, Ю.Г. Басин, А.С. Стамкулов, С.Ф. Ударцев, М.А.  Сарсембаев, К.А. Жиренчин и др. Яркой страницей в деятельности С.С. Сартаева как декана юридического факультета стала его деятельность по организации и функционированию специализированного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций [2, с. 229]. Более 30 лет он был его бессменным председателем. Ученых степеней на этом совете были удостоены соискатели из Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана и др. [2, с. 225]. Немало для развития юридического факультета сделали, работая деканом, профессор К.А. Абжанов и доцент К.С. Ургеншбаев ‒ оба специалисты по трудовому праву, исключительно порядочные люди. 10 лет деканом юридического факультета был профессор Ю.Г. Басин [3, с. 52-67; 4, с. 23]. Это были годы размеренной ФЛАГМАН ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА (советский период) 46 Вестник КазНУ. Серия юридическая. №3 (75). 2015 Флагман высшего юридического образования Казахстана (советский период) ритмичной работы по развитию юридического факультета, годы строительства КазГУграда. О совместной работе с Басиным И.И. Рогов писал: «… я три года проработал под его руководством. … Самое главное его качество как руководителя – он не мешал работать. Всегда одобрял инициативу. Не мелочился с придирками. И никогда я не слышал, чтобы Басин повысил голос. Но при этом на факультете была поразительная дисциплина. Я думаю, она была основана на огромном личном уважении к этому человеку» [4, с. 414]. Ю.Г. Басин стал идейным вдохновителем и организатором в 1984 г. на базе юридического факультета КазГУ 1-й Всесоюзной научной конференции молодых ученых-цивилистов [4, с. 453]. Осенью 1985 г. деканом был назначен доктор юридических наук, профессор А.С. Стамкулов, период работы которого оказался одним из самых сложных. В ноябре 1985 г. С.Ф. Ударцев был приглашен заместителем декана по воспитательной работе в связи с поступлением в докторантуру прежнего заместителя доцента И.И. Рогова. С 1 декабря 1986 г. Ударцева перевели заместителем декана по учебной работе [5, с. 28] вместо Г.И.  Тлеугалиева, приглашенного на работу в ректорат. После декабрьских событий, в феврале 1987 г. подал заявление об уходе с должности декана юридического факультета профессор А.С. Стамкулов (по состоянию здоровья). Уже 19 февраля 1987 года состоялись выборы декана очного юридического факультета, который в это время был самым крупным в СССР. Выборы нового декана проходили на расширенном заседании Ученого совета – собрании трудового коллектива – более 80 человек. На собрании присутствовал ректор Е.Е. Ергожин, проректор К.Х. Халиков, секретарь парткома В.В. Чесноков, председатель профкома Т.З. Ахметов. Председательствовал на собрании У.К. Ихсанов, декан вечерне-заочного юридического факультета, секретарем был заместитель секретаря парткома факультета, аспирант К.А. Колпаков. На этом собрании по предложению ряда профессоров деканом единогласно избрали С.Ф. Ударцева. Его заместителями стали кандидат юридических наук К.С. Мауленов (до назначения его первым заместителем председателя Высшего арбитражного суда Казахской ССР) и кандидат юридических наук Т.Е. Каудыров [5, с. 32-36] (по учебной и воспитательной работе ‒ по курсам доцент Е.Г. Джакишев (по научной работе), Т.А.  Темешпаев (по работе с общежитиями и хозяйственной работе)). В последующем заместителями декана юрфака работали кандидат юридических наук Д.Л.  Байдельдинов (до назначения его секретарем комитета комсомола сотрудников) и В.А.  Малиновский. Председателем методического бюро факультета работали доцент А.И.  Худяков, учеными секретарями Ученого совета факультета ‒ доценты Г.Д. Тленчиева и В.В. Мамонов. Ударцев вместе с секретарем парткома А.Н.  Таукелевым пытался провести реформы по основным направлениям деятельности факультета [4, с. 417]. Создавались и реализовались новые рабочие учебные планы, программы дисциплин, многие годы не менявшиеся, модернизовались общие и специальные курсы, организовывались филиалы кафедр при различных государственных органах, реформировалась практика, решением Ученого совета факультета две аудитории впервые были названы именами видных ученых-юристов Казахстана Т.М.  Культелеева и С.Я. Булатова (ректорат сначала возражал против этого решения), принимались новые преподаватели, значительная группа молодых преподавателей была принята в аспирантуру и докторантуру, активно налаживались связи с юридическими факультетами других вузов страны. Декана юридического факультета КазГУ впервые включили в состав президиума Совета ректоров и деканов юридических факультетов вузов СССР и некоторые другие новые союзные органы в сфере юридического образования и науки [5, с. 39]. В 1988 году С.Ф. Ударцев подал в отставку. Студенты не хотели принимать отставки декана: было подготовлено обращение к ректору о создании необходимых условий работы декану, стихийное студенческое собрание с обратилось с просьбой к декану не уходить с должности [6, с. 119]. История с отставкой получила резонанс в прессе (статья «Отставка» в молодежной студенческой газете «Горизонт» (Алма-Ата) в 1988  г.). О своем решении в этой неординарной, возможно единственной ситуации в истории высшего юридического образования нашей страны С.Ф.  Ударцев писал: «Остаться означало или сдаться, или начать настоящую войну с ректоратом и т.д. Сдаваться я не хотел, считая это неправильным по отношению к избравшему меня коллективу и изменой идеям Перестройки в которую искренне верили и поддерживали здоровые силы общества. Но мне не хотелось начинать и открытую войну с ректоратом, понимая, что он выступает как элемент, звено еще не реформированной основной части партийно-госу­ ISSN 1563-0366 KazNU Bulletin. Law series. №3 (75). 2015 47 Тлепина Ш.В. дарственной системы, не хотелось вовлекать в эту малоперспективную борьбу и коллектив и, тем более, студентов» [5, с. 40-41; 3, с. 293-345]. В последующем опыт работы в деканате пригодился в период работы его проректором по учебной работе в Академии юриспруденции ‒ Высшей школе права «Әділет» (1999 ‒ 2006 гг., в 2005 г. Этот вуз занял 1-е место среди экономических и гуманитарных вузов Казахстана, а также в период его работы проректором по учебной и методической работе (2006 ‒ 2007 гг. И ректором в 2007 ‒ 2009 гг. КазГЮУ. В 2008 г. КазГЮУ впервые занял 1-е место в республиканском рейтинге экономических и гуманитарных вузов.)) Направления модернизации, избранные командой декана Ударцева, впоследствии получили свое продолжение в масштабах страны. Через двадцать лет, работая деканом юридического факультета Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, я сверяла свои действия с мероприятиями, осуществленными С.Ф.  Ударцевым на юридическом факультете КазГУ (Это подтверждается тем, что по итогам 2010 ‒ 2011 учебного года юридический факультет нашего университета был признан лучшим с вручением Кубка университета). Даже сегодня, когда вся система высшего образования реализуется в соответствии с Болонским процессом, реформирование высшего юридического образования представляет собой достаточно сложный процесс. Это требует усилий всего общества, полной отдачи, творческого подхода. Проверенные временем акценты актуализации инновационного и связанного с практикой учебного процесса; научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов; методической, организационной, воспитательной, др. работы, расставленные Ударцевым, воспринимаются наиболее верными. На юридическом факультете КазГУ всегда уделялось большое внимание научно-исследовательской работе преподавателей и студентов, существовала тесная связь с Институтом философии и права АН Казахской ССР. Например, факультет участвовал в исследованиях Института философии и права АН Казахской ССР в качестве консультантов, а научные исследования факультета координировались и рассматривались отделами Института. Факультет был равноправным исполнителем отдельных плановых тем Института (А НАН РК, ф. 98, оп. 1, д. 75, л. 145; д. 704, л. 39; д. 210, л. 109), например, «Государственное управление научно-техническим прогрессом в промышленности союзной республики», «Конституционные основы статуса союзной республики в СССР»; организатором координационного семинара, на котором был заслушан доклад С.З. Зиманова «Социальная практика и вопросы теории права», научно- теоретических конференций, совещаний-семинаров молодых ученых (А НАН РК, ф. 98, оп. 1, д. 704, л. 182, 193; д. 664, л. 29) [7, с. 141-142]. Сотрудники Института – С.З. Зиманов, М.А.  Биндер, М.Т.  Баймаханов, М.К. Сулейменов – вели занятия на факультете, участвовали в научных и научно-организационных мероприятиях, преподаватели юридического факультета приглашались на заседания Ученого совета Института (А НАН РК, ф. 98, оп. 1, д. 330, л. 208). Многие преподаватели проходили обсуждение, защиту диссертаций в ИФиП АН Казахской ССР. В 1980-е годы состояние учебного процесса, развитие науки на юридическом факультете КазГУ проверялось и партийными органами республики (АП РК, ф. 708, оп. 133, д. 238, л. 13-15; д. 210, л. 109). В конце 1986 г. на одном из заседаний бюро ЦК КП Казахстана рассматривались вопросы «удовлетворения потребности областей республики в специальностях по правоведению». Нехватка кадров юристов ощущалась в советский период постоянно. В результате обращений граждан, информации Министерство высшего образования (далее ‒ МВО) Казахской ССР, других министерств и ведомств, нуждавшихся в юридических кадрах, ЦК КП Казахстана поддержал решение МВО республики, принятое совместно с Министерством высших учебных заведений (далее ‒ МВУЗ) СССР о предоставлении некоторой категории граждан льгот для поступления на юридический факультет КазГУ и КарГУ (АП РК, ф. 708, оп. 133, д.  238, л. 6, л. 6). Во второй половине 1980-х гг. стала очевидной необходимость глубокого реформирования системы подготовки юристов [8, с. 36-37]. Юридическое образование к этому времени представляло собой разветвленную сеть вузов, специальных средних учебных заведений, различных ведомственных образовательных учреждений Министерства внутренних дел, Комитета государственной безопасности (далее ‒ МВД, КГБ), а также вид дополнительной специальности в педагогических вузах, высших партийных, комсомольских, профсоюзных школах. В советский период государственные преобразования реализовывались после принятия решения руководящих структур КПСС. Поэтому партийные документы о развитии вузовской системы в сфере 48 Вестник КазНУ. Серия юридическая. №3 (75). 2015 Флагман высшего юридического образования Казахстана (советский период) юридического образования образуют важный аспект рассматриваемой проблемы. Вместе с тем, в силу сложившейся в Казахстане ситуации, когда первое поколение казахстанских ученых- юристов было тесно связано и с высшим юридическим образованием, они были заинтересованы в совершенствовании подготовки кадров юристов, как практиков, так и теоретиков. В 1988 году было подготовлено письмо в ЦК КПСС и СМ СССР «Об организации в г. Алма- Ате юридического института» (АП РК, ф. 708, оп. 139, д. 1202, л. 5). Необходимость организации Юридического института в г. Алма-Ате обосновывалась ЦК КП Казахстана и СМ Казахской ССР численностью студентов юридического факультета КазГУ: на дневном отделении факультета обучалось более 1300 студентов, на вечерне-заочном – около 2000. Это был один из самых крупных юридических факультетов в СССР. В пользу Юридического института приводилась и специфика подготовки кадров для всех правоохранительных органов – внутренних дел, прокуратуры, юстиции. В качестве обусловливающего обстоятельства был приведен позитивный опыт существовавшего юридического института, и, как отмечалось, «практика убеждает, что качество подготовки специалистов на институтской основе намного выше, чем университетской» (АП РК, ф. 708, оп. 139, д. 1202, л. 6). Вместе с тем предлагалось оставить в республике одно юридическое учебное заведение – Институт, считая нецелесообразным сохранять юридический факультет Карагандинского университета ввиду его малочисленности (АП РК, ф. 708, оп. 139, д. 1202, л. 5-6). Программные идеи реформирования юридического образования базировались не только на комплексе партийно-государственных установлений, но также и на научно-теоретических разработках, предложениях деятелей высшего юридического образования. Особенности теоретических новаций в «перестроечную» эпоху обусловлены попытками модернизации юридического образования, совершенствованием идей и представлений о правовом образовании, правовом воспитании, правовой пропаганде и культуре, развитием правовой мысли прежде всего тех, кто соприкасался с ней непосредственно, доносил ее до общества. В мае 1988 г. декан юридического факультета КазГУ С.Ф. Ударцев, декан вечерне-заочного юридического факультета У.К. Ихсанов, секретарь парткома А.Н. Таукелев и секретарь партбюро преподавателей и сотрудников юридического факультета А.М. Агушевич подписали письмо в отдел административных органов ЦК КП Казахстана на имя К.С. Мауленова, в котором говорилось: «На Ваш устный запрос сообщаем. Необходимость организации Юридического института диктуется в настоящее время следующими обстоятельствами: 1. Подготовка кадров юристов имеет свою специфику, не всегда укладывающуюся в существующую систему университетского образования… 2. По численности студентов факультет в настоящее время явно перерос масштабы обычного факультета… 3. В ближайшие годы резко возрастает потребность в юристах в системе народного хозяйства, особенно в условиях перестройки экономики. В связи с этим было бы целесообразно организовать факультет правовой работы в народном хозяйстве. 4. При Юридическом институте можно было бы в целях реализации задач юридического всеобуча и повышения квалификации работников правоохранительных органов создать институт или факультет повышения квалификации работников исполнительных комитетов советов народных депутатов и правоохранительных органов. 5. Стипендия студентов в Юридических институтах выше, что лучше соответствует контингенту, устраивающему правоохранительные органы… 6. С конца 1930-х до середины 1950-х  гг. в Алма-Ате существовал Юридический институт. 7. Учебные планы функционирующих в стране Юридических институтов, в отличие от аналогичных планов юридических факультетов университетов, традиционно в большей степени ориентированы на связь с практикой. 8. В СССР всего 4 Юридических института (Харьковский, Саратовский, Свердловский, Московский). Казахстан по своим потребностям в хорошо подготовленных кадрах мог бы также иметь самостоятельный юридический вуз. 9. Основной кадровый костяк юридического факультета может составить основу Юридического института. Юридический институт необходимо организовать в г. Алма-Ате, а не в г. Актюбинске, как предполагалось ранее. Здесь имеется необходимый кадровый состав юридического факультета КазГУ, действует Институт философии и права АН КазССР, другие учебные заведения. Алма-Ата – культурный центр, что благоприятно скажется на общем уровне подготовки выпускаемых специалистов. В Алма-Ате есть возможность привлекать к учебному процессу крупных практических работников городских, областных и республиканских правоохранительных и партийных органов для усиления связи с прак­ ISSN 1563-0366 KazNU Bulletin. Law series. №3 (75). 2015 49 Тлепина Ш.В. тикой» (АП РК, ф. 708, оп. 139, д. 1202, л. 7-8). В  девяти пунктах, изложенных предельно ясно и логично, раскрыты все предпосылки для организации самостоятельного вуза ‒ Юридического института в Алма-Ате. Алма-Атинский юридический институт был открыт, но уже в 1994  г. в суверенном Казахстане, и, как показывают документы, вопрос о его открытии возбуждался начиная с 1964 года. Рассмотренное письмо тонко отражает политико-правовую ситуацию конца 1980-х гг.: авторы письма подробно раскрывают, чем отличается университетская подготовка юристов от инсти- тутской, в чем специфика подготовки юристов, задачей которых в новых условиях является участие в реформировании экономики, профессионализации государственных служащих, необходимости принимать самостоятельные решения судебными работниками, относиться достойно к правам человека, интегрироваться в международное правовое поле. Принципиальное значение имело, что авторы письма подчеркивали рост потребности юристов во всех отраслях народного хозяйства (РГАНИ, ф. 5, оп. 35, д. 24, л. 11). Г.В. Нечитайло также писал о «настоятельной необходимости в том, чтобы кадровые работники учреждений государственной власти в обязательном порядке овладевали средним и высшим юридическим образованием». В этой связи он обращал внимание на увеличение приема на юридические факультеты университетов, создание новых юридических вузов [9, с. 185, 180-187]. Неустойчивость идеологической парадигмы в конце 1980-х гг. делала востребованной подготовку юристов, способных находить эффективные средства решения внутригосударственных и внешних проблем. Авторитету юридического образования в условиях реформирования политического режима способствовали наряду с необходимостью оперативного решения государственных задач, определенная элитарность юридического образования, интерес государства к юридическому образованию во главе с руководителем (имеющим юридическое образование) и его командой, переход от административных к экономическим методам регулирования в экономике, изменение отношения к юридической науке в целом. Именно в конце 1980-х–1991 гг. были заложены научно-теоретические, методические, организационно-правовые основы для последующих масштабных модификаций в системе подготовки кадров юристов. Формирование и развитие высшего юридического образования в период с середины 1930-х по 1991 гг. осуществлялась через деятельность Алма-Атинского института советского строительства при КазЦИК, Алма-Атинского филиала ВЮЗИ, Алма-Атинского юридического института НКЮ Казахской ССР, юридических факультетов КазГУ и КарГУ, Высшую Школу МВД Казахской ССР (г. Караганда). Кроме того, в педагогических вузах готовили преподавателей по специальности «Основы советского государства и права», «История и советское право». Безусловно, каждый из названных вузов, юридический факультет КазГУ, фактически являвшийся вузом, имеют большое значение в истории юридического образования. На протяжении всего существования Советского государства юридическому образованию отводилось особое место, его проблемы неоднократно обсуждались на уровне ЦК ВКП (б), ЦК КПСС, СНК и СМ СССР, а также высшими органами власти и управления в союзных республиках, учеными [10, 11, 12, 13, 14, 15]. Государственная политика в области юридического образования в основном имела практические задачи. Во многом слой советских государственных служащих, особенно силовые и правоохранительные органы, формировались из юридических кадров, развитие функциональных возможностей этих государственных органов сообразовывалось с качественными и количественными показателями в подготовке кадров юристов. становление и развитие юридического образования в Казахстане наиболее всего способствовало развитию юридической науки. Подготовка кадров юристов в юридических учебных заведениях республики имеет неоценимое значение для последующего развития правовой мысли [16].

Оставить комментарий