ФОЛЬКЛОР КАК ИСТОЧНИК ОБУЧЕНИЯ РОДНОМУ ЯЗЫКУ

Когда ребенок начинает изучать родной язык? Наверное, всякий сумеет с легкостью ответить на этот вопрос фразой: с материнской колыбельной. И мы так полагаем. Однако за этим простым вопросом-ответом скрывается очень важный секрет изучения родного языка. Дети до прихода в школу разучивают наизусть достаточное количество стихотворений, знают сказки. Они приходят в школу с большой охотой. Однако порой школа облекает эту охоту малышей к поэзии в традиционные формы, ограничивая ее. В результате ребенок, еще вчера с большой легкостью разучивавший наизусть стихи, вдруг становится пассивным. Малыш, в возрасте 4-5 лет произносивший длиннющие фольклорные образцы на одном дыхании, словно перерождается в другого. Но что же происходит на деле? Почему он сегодня не может или не хочет выучить наизусть серьезно заданное учителем произведение? Одно совершенно ясно: если есть правила, то там есть и соблюдение правил. Иными словами, есть нерушимые границы лингвистических законов. Следовательно, где- то есть ограничения. Есть правила применения лингвистических законов. Словно ребенок из сказочного, на первый взгляд, не имеющего правопорядка, свободного мира попадает в умеренный мир Нет ребенка, не знающего наизусть этот очень длинный фольклорный образец- считалку. Обратим внимание на стихотворение. Между строфами нет никакой логической связности. Ребенок сидит на диване, а рядом стоит гармонь. Вплоть до конца стихотворения не понятно, зачем нужна гармонь. Затем стучатся в дверь, входит волк. Интересно, зачем ребенок убил этого воспитанного волка (ведь он, постучавшись в дверь, вошел с разрешения)? И на этот вопрос нет ответа. После того, как волк был убит, ребенок ударяется головой о стенку, и оттуда выходит девочка. Интересно, зачем это? Девочку называют Тамарой. Затем Тамара уходит на 3 дня куда-то. Но, несмотря на то, что прошло 15 дней, она еще не возвращается. Дети дошкольного возраста с удовольствием разучивают приведенное нами алогичное стихотворение. А в школе настоятельно задаваемые учителем стихотворения, соответствующие всем литературным правилам, имеющие воспитательные признаки, или вовсе не учат, либо делают это без особого желания. Почему? Это не простой вопрос. Это серьезный вопрос, адресованный психологам, и заставляет задуматься каждого из нас. Мы полагаем, что легкое заучивание наизусть фольклорного образца связано с отсутствием в устной детской литературе строгих литературных норм. Мы совершенно уверены, что подобного типа произведения придумывают сами дети, и эти образцы, не полностью следующие правилам художественной литературы, очень соответствует собственной природе ребенка. Ребенок пока живет не ограниченной правилами жизнью. Он узнает тайны жизни, идя туда, куда хочется, смотря, разбирая и снова собирая. Говоря научным языком, изучает мир. Хочет изучить его законы и правила своими свободными поступками. Между разучиваемыми наизусть образцами стихов и детской психологией есть очень большое соответствие. То, сколько в детстве ребенок стихотворений знает, сколько сказок слышал, для усвоения родного языка очень важно. Пусть он знает стихотворение наизусть, рассказывает сказки, если есть возможность, актерствует. Они в тысячу раз значимее высказывания наизусть каких-либо правил по усвоению языка. Если мы еще с колыбели учим ребенка богатству, смысловой красоте родного языка посредством фольклорных образцов, следовательно, до научного обучения грамматическим законам языка они были впитаны младенцем с молоком матери. А это ставит очень важную для преподавания родного языка проблему: использование какого метода для изучения в школе языка более необходимо? Обучив вначале грамматическим правилам, искать для них доказательства в художественном тексте, или после прививания ребенку скрытых в художественных произведениях подспудных значений, иронии и намеков, одним словом, образного мышления, обратиться к правилам языка? В нынешний момент противостояние традиционного обучения с европейскими технологиями ответ на этот вопрос имеет большое научное значение. Основу интеллектуальных способностей у детей необходимо начинать закладывать в подготовительных группах детских садов или же с 5-6 лет. ХХI век и для образовательной системы Азербайджана тоже является компьютерным веком. Современное развитие науки показывает, что спустя малое время появятся «разумные» компьютеры. В американской науке уже проглядываются их первые элементы. Выпуск в производство роботов, способных выполнить на высоком уровне все работы, которые делает человек, показывает, что эти достижения науки в скором времени охватят весь мир. Следовательно, формирование людей, умеющих обращаться с этими роботами и компьютерами, является одной из основных задач, стоящих перед нами сегодня. Для выполнения этих задач возникла необходимость начинать с последних групп детских садов и начальных классов. А это задача по развитию самостоятельного мышления учеников, одна из актуальных проблем века. Для обучения самостоятельность мышления имеет очень большое значение. К развитию способности самостоятельного мышления у учеников надо приступать с очень раннего возраста детей. Ученые мира многократно доказывали, что недостаточно давать детям знания в готовой форме. Необходимо развивать в них умение узнавать знания. Ученик должен овладеть умением получать полезные знания без помощи учителя не только из книги, но и из окружающей его среды. Только в этом случае всю жизнь он будет стремиться к учению. Русский педагог К.Д.Ушинский указывал, что дети сами должны самостоятельно трудиться, размышлять и находить. В этом процессе учитель должен лишь руководить им. В процессе обучения ученики приобретают новые знания и навыки. Ряд издательств, осознающих эту истину на современном этапе, издавая для детей книги сказок, пользуются вопросами, воздействующими на интеллект читателей. Например, издательство «Гелем» в конце книг, выпускаемых из серии «100 любимых сказок», дает такие задания: * Имена образов в сказке; какие качества в них тебе нравятся, какие нет? Почему? * В тебе самом есть качества тебе нравящиеся, и не нравящиеся? Какие? * Хотел бы изменить какое-либо событие в сказке и каким образом? * Можешь ли написать стихотворение, связанное с твоими ощущениями по сказке? * Какие части в сказке понравились, а какие нет? Почему? * Какие события и образы показались тебе необычными? По каким признакам ты их считаешь необычными? Можно ли встретить в жизни такие события и образы? * Можешь ли последовательно перечислить места, где происходят действия? * Можешь ли написать встреченные в сказке новые слова и их значения? * Если придется написать сценарий, связанный со сказкой, как выберешь события и героев? * Если бы ты был автором сказки, какое бы название дал книге? Почему? * Какое уподобление самое любимое в сказке для тебя? * Если бы написал письмо герою сказки, что бы ты написал? * К какому выводу пришел после прочтения сказки? * Как бы ты иллюстрировал обложку книги? * Если бы сказку написал ты, как бы завершил её концовку? В качестве самостоятельной проблемы привлекает к себе внимание развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в процессе изучения родного языка. Основы всех понятий закладываются в детстве. Следовательно, основы различных навыков, умений и интеллекта также закладываются в этот период. Главным секретом распространения песни «Джуджелерим» («Мои цыплята» — прим. пер.) среди детей всего мира является неоднократное повторение в этой песне звука «Дж». Ребенок, говоря «джип, джип, джип» («цыпа, цыпа, цыпа» — прим. пер.), повторением голоса цыплят слышит ритмическую мелодию. Эта музыка представляет собой ритм поэзии, живущей в музыке композитора. Заинтересованное прочтение, декламация детьми стихотворений скороговорочного характера представляет собой ритмическую аллитерацию, образованную звуками. Очень значимо проведение в детском садике состязаний по состоящим из простых слов скороговоркам и подобного типа стихотворным отрывкам. В таких произведениях существует закон выстраивания в определенном порядке порой одного, порой нескольких звуков. Ребенок, произнося эти стихи, становится внимательным, чтобы места звуков не перемешивались, не менялся смысл. А это само по себе закладывает основы мышления, внимания.

Читайте также:  Тәсіл: Тілдің ойындары

Оставить комментарий