Город Актау (Шевченко)

Глядя на наш город, наверное, у каждого несведущего человека может невольно возникнуть вопрос: «Какая была необходимость строить город в бескрайней пустыне, вдали от воды, дорог…?» И вопрос этот вполне естественен. Но такая необходимость была. Секрет возникновения города, спустя какое­то время, раскрыл Министр среднего машиностроения СССР Ефим Павлович Славский, которого называли «крестным отцом» Актау: «…урановые руды здесь очень бедные, но комплексные. Их разработка была начата исключительно из­за острой нужды в уране. Отсюда – строительство города в пустыне…» Город­красавец на берегу Каспия – гордость жителей Мангистау. После ведливой пыли, утомительного многообразия мангышлакской степи, как мираж, вдруг возникает морское побережье с тенистыми бульварами и скверами, современными домами, торговыми центрами, целыми больничными городками, кинотеатрами, спортзалами, школами, детскими садами, прекрасными памятниками. А ведь город Актау ещё очень молод. Оглянемся в прошлое примерно лет на 45 назад. Мы увидим здесь только палатки геологов. Это геолого­ поисковая партия Кольцовской экспедиции, которая проводила в тех местах разведочные работы в поисках месторождений руд. Партию возглавлял А.И. Кореневский, и вот, что он пишет о том тяжёлом времени: «…Нельзя не вспомнить о людях – первопроходцах, приехавших в пустынные просторы Мангышлака весной 1956 года, о тех, кто раскинул первые палатки на мысе Меловом, о тех, кто трудился, не имея надлежащих условий, пил грязную полу солёную воду, о тех, кто положил начало новому промышленному комплексу». Вот имена некоторых из них – геологи В. Шведенко, В. Пау, О. Нуриджанян, А. Либерман. Р. Пак, Д. Любовских. Огромные запасы месторождений руд, несмотря на их бедность ураном, добыча и дальнейшая промышленная разработка предрешили и судьбу населённого пункта – быть городу. В январе 1958 года Советом Министров СССР принято постановление об образовании комбината № 1, Министром среднего машиностроения издан приказ об организации дирекции строящегося комбината. В будущем он назовётся Прикаспийским горно­ металлургическим комбинатом (ПГМК), а строительная организация – Прикаспийским управлением строительства (ПУС). В соответствии с этим были определены основные параметры строительных, проектно­изыскательских, горно­подготовительных и обогатительных работ. С самого начала в 1959 году было дано задание на строительство на комбинате № 1 опытной установки по получению серной кислоты и строительство сернокислотного завода, разработки технологических схем получения фосфорных удобрений и серной кислоты из сырья комбината № 1, переработки комплексных руд место рождения «Меловое». Министерство геологии и охраны недр СССР было обязано «…завершить в 1­ом полугодии 1959 года изыскания на пресную воду в Уланакской долине для обеспечения комбината № 1 питьевой водой в количестве 5 тыс.куб в сутки …». Министерство морского флота должно было разработать проектные задания на строительство морского порта уже в III квартале 1959 года, а также обеспечить морские перевозки грузов комбината № 1 из портов Каспийского моря. В строительство промышленного комплекса на Мангышлаке в конце 50­х годов были вовлечены около двух десятков отраслевых министерств, Главных управлений, союзных институтов и республики. Совет Министров Союза ССР обязал всех поставщиков материалов и оборудования на 1960 год в адрес предприятий Министерства среднего машиностроения отгружать вне всякой очереди и независимо от общего выполнения планов производства, на всех нарядах и разнарядках делать отметки «исполнять впереди других потребителей». Уже 31 января 1959 года командир войсковой части № 14193 в городе Красноводске приказал заказать теплоход на 5 февраля 1959 года для отправки грузов на площадку «М» для обеспечения 4 участка строительными материалами: детали землянок, столярные изделия, очажные кухни, термосы, 50­60 тонн продовольствия для личного состава, достаточное количество автотранспорта. О событиях в организационный период вспоминает первый начальник управления строительства Д.С. Захаров: «… Шёл январь 1959 года, когда по приказу руководства Министерства мы из Кизил­ Кия вылетели на место. Самолёт ИЛ­12 сделал круг над мысом Меловым и пошёл на посадку. Через иллюминаторы мы смогли увидеть несколько строений барачного типа и землянок, приютившихся на берегу Каспийского моря. Кроме меня, в составе группы был майор С.Я. Цуранов и главный бухгалтер С.А. Кривошеев. Нас встретили начальник геологической партии А.И. Кореневский и представитель от Лермонтовской площадки В.Я. Гурвич, отвечавший за все первоочередные организационные работы…». И вот в 1959 году сюда, на Мангышлак, прибыла первая колонна из 28 специально оборудованных машин – водовозов, лесовозов, трубовозов с десятком строителей, водителей, горняков, монтажников, и потом люди и грузы прибывали машинами, самолётами, по морю, пока не было железной дороги. Тогда же стали расширять пирс, чтобы он мог принимать баржи с тяжёлым грузом. Этими баржами были переправлены на полуостров даже тепловозы. В район строительства порта была прибуксирована баржа, которую использовали как временный причал. А для отсыпки дамбы нефтепирса порта был применён камень­известняк, обнаруженный на побережье моря. Так в 1959 году, когда ещё не было города, началось строительство морского порта Актау, через несколько лет от его причала отойдёт первый танкер с первой Мангышлакской нефтью, а чуть позже будет налажено паромное сообщение между Актау и Баку. Каждый город имеет свою биографию и свои характерные черты. Краток по продолжительности и ярок по содержанию период проектирования и строительства города Актау. Ленинградскими архитекторами проект создавался ускоренно и комплексно с учётом сосуществования промышленной и жилой зон. Сейчас можно утверждать: у города Актау счастливая судьба, потому что он родился в «рубашке» проектов ­ смелых, оригинальных, экономичных. Застройка его практически полностью соответствует утверждённому генеральному плану. Принцип застройки жилого сектора ­ микрорайонами, в каждом из которых предусматривалось проживание от 5 до 15 тысяч жителей с полным комплексом обслуживания. Строительство города началось с 3­го микрорайона. На этом месте в 1959 году стояло несколько казахских юрт, палатки. Потом стали рыть землянки, для их перекрытия использовали все трубы, рубероид, камыш, саксаул. К зиме рыть землянки стали все, и русские, и казахи. Вырос целый земляночный городок, в нем разместилось почти 200 семей. Центр района «пятачок» служил аэродромом, сюда прилетал АН­2, привозил воду, продовольствие. В плохую погоду самолёты не могли прилетать вовремя, и тогда для людей наступали мучительные часы ожидания, ведь вода – это жизнь, да ещё в пустыне. Но люди работали, и работа приносила свои плоды. Уже в 1959 году был построен первый каменный дом из местного камня­ракушечника, который возвела бригада Е.А. Болдышева, будущего Героя Социалистического Труда. В том же году осенью заложили городской парк, была построена первая школа. Строили все. Старожилы вспоминают: «В то время воскресники были обычным явлением, строителей не хватало, город возводили все жители независимо от специальностей, строили после работы, в выходные дни». Значительную часть в строительство вносили военные строители. Доля труда заключённых в строительстве города тоже велика. Их работа достойно оплачивалась, и многие из этих людей смогли себя морально реабилитировать, уменьшить срок наказания хорошим трудом. К концу 1960­х годов была возведена первая группа зданий из крупных панелей, выпущенных местным домостроительным комбинатом. Вот имена людей – первых строителей города, это – С.С.Ефремов, М.Летерман, И.Жубанов. С.Цуранов, Т.Кызылгулов, Г.Подкуленко, В.Никольский, Т.Сардарбеков и многие другие. 31 июля 1959 года Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР населённый пункт Актау Шевченковского района Гурьевской области был отнесён к категории рабочих поселков, и ему присвоено наименование рабочий посёлок Актауский. Посёлок рос, быстро обзаводился необходимыми для жизни службами. В декабря 1959 года сдавался в эксплуатацию временный водовод. В связи с этим приказом начальника предприятия п/я 475 от 30 декабря 1959 года был создан цех водоснабжения в составе временного водовода со всеми сооружениями, скважины горячей воды с сетью трубопроводов, внутреннего водопровода на территории жилого посёлка, водопровода технической и питьевой воды. Цех водоснабжения стал началом будущего самостоятельного подразделения цеха тепловодоснабжения. У истоков службы водоснабжения стояли начальник жилищно­коммунального отдела Г.Г.Манченко, И.П.Бондаренко, мотористы насосных станций Ю.М.Конюк, В.А.Бортняк, Г.В.Синчилов, Ш.Велиев, АТагиев. В самом начале строительства, в 1959 году, организовался отдел рабочего снабжения (ОРС) — п/я 65. Тогда же заработали первые торговые точки, продовольственные и смешанные магазины. В том же году в посёлке начала работать хлебопекарня. Местные жители были очень довольны такими преобразованиями, ведь раньше, чтобы спасти себя и свои семьи от голода в зимнее время, приходилось за мукой ездить на санях до Гурьева. Росло количество ларьков по продаже свежих фруктов и овощей, которые доставлялись из Махачкалы и Ставропольского края. К 1960 году с завершением строительства временного причала на берегу Каспия значительно улучшилось снабжение населения продуктами. В скором времени при отделе рабочего снабжения комбината были созданы хлебозавод, молокозавод, цех безалкогольных напитков. Со временем материально­техническая база ОРСа ПО ПГМК основательно укрепилась, в его ведении были десятки магазинов, столовых, кафе. В 1985 году отдел преобразовывается в управление рабочего снабжения ­ УРС ПО ПГМК. К тому времени в его подчинении находилось более 200 магазинов продовольственных и промышленных товаров и разных пунктов общественного питания, численность работающих – 7 тысяч человек. Архивные документы называют людей, работавших в ОРСе с самого его создания — В.К.Белянин, М.И.Белецкая, Г.И.Рыкунов, К.Конысов, Р.В.Федина, К.В.Чеботарев, Е.ВАртеменко, В.П.Залялова, Л.И.Иванова, Н.Басарова и многие другие. В середине 1959 года вместо врачебного здравпункта образовалась медико­санитарная часть (МСЧ ­ 102), приехали первые врачи ­ К.И.Ветелкин – главврач, А.П.Ильясов – терапевт, Л.Б.Ясько – зубной врач, А.С.Оплачко — гинеколог, приняты медсестры и санитарки – В.М.Стешина, З.Ногайцева, Т.Муратова и другие. Являясь основоположником медицинской службы города Актау, медсанотдел­102 к началу 80­х годов вырос в целый городок на 800 больничных коек, где работало полторы тысячи медицинских работников. Параллельно в городе развивалась и городская медицинская служба, цодчиненная Гурьевскому облздравотделу. Её возглавил О.А.Гиголошвили, его заместителями работали М.Тажигулов, У.Махмутов, С.Т.Айларов. В 1966 году открылась городская больница на 100 коек. Первые врачи больницы – терапевты Т.П.Сабанова, Л.П.Тамахина, Н.Нургалиева, хирурги С.Узганбаев, Л.Н.Лутовинова, Е.Мукантаев, педиатры Л.Н.Лукашова, Л.Умбетова, акушеры­гинекологи Е.В.Лущина, В.Н.Иванова, лор­врачи З.Т.Степанова, К.Изимбергенов, медицинские сестры – Н.А.Корсун, Л.П.Стаценко, Ш.А.Наметова, З.Утепова, В.Е.Еркина и другие. В 1978 году в новом 4­х этажном здании расположилась областная детская больница. Главным врачом больницы в течение длительного времени работала Ж.О.Сарина. В конце 80­х годов сдано в эксплуатацию долгожданное 6­этажное здание областной больницы на 600 коек. Учитывая, что в посёлке проживало несколько сотен семей, организовывались ясли­сады, спешно строились школы, создавались службы быта. А пока приспособили один из бараков и начала работать смешанная восьмилетняя школа, в которой обучалось около 100 учащихся, первые учителя — Р. Кабылов, В.Г. Серкова, З.А. Качанова, М.А. Кривошеева, Т.Ф. Иванова, Ш. Бекниязов, И.Л. Хорошавина, Ф. Жалмуханова, В.В. Дашкова, Г.И. Фролова, С. Мурзагалиева, Е.И. Литвинова, П.И. Углова, директор школы – Г.И. Идрисов. В августе 1962 году в третьем микрорайоне было сдано первое типовое школьное здание на 320 мест, так открылась Актауская средняя школа №1. Чуть позже приехала ещё группа учителей – С.Х. Баграмян, Г.Н.Антипина, Б.С.Жумашева, В.С.Крот, С.Идрисова, А.С. Асанова и многие­многие другие. В 1964 году в Актау работали две средних школы, в них обучались 1440 детей. Был открыт первый кинотеатр «Дружба» с двумя залами на 300 мест. В 1961 году в посёлке Актау насчитывалось 14 тысяч жителей, в том числе 8350 человек, работающих в производственной сфере. История строительства города тесно переплетается с именем Рубена Арамаисовича Григоряна, горного инженера по специальности. В начале 1961 года он был назначен директором строящегося комбината и начальником управления строительства, т.е. стал руководить и возведением промышленного комплекса, и строительством города одновременно. С его появлением темп жизни резко ускорился, и упорядочилось само существование посёлка. «Город очень многим обязан Григоряну, — вспоминают его сослуживцы и жители посёлка — он сразу же заложил принципы его развития — размах, культура, эстетика… Только что отгородили участок территории забором глядь, через малое время вырос за ним квартал многоэтажных жилых домов, а там уж их и заселили. Ликвидировались многочисленные помойки, и дважды в сутки ездит автомашина — мусорка, и у каждого дома звонит колокольчик. Благодать!». И действительно, уже к концу 1961 года было построено около 3,5 тысяч квадратных метров жилья, в удобные квартиры из бараков и землянок переселились почти 250 семей. К тому времени в посёлке работали 2 временных кинотеатра, 3 библиотеки, 3 школы, в том числе вечерние, ясли сад, где воспитывались 245 детей, музыке у 3 преподавателей обучалось 60 детей. Р.А.Григорян работал в городе Шевченко до 1971 года. В это десятилетие были созданы основные производства, построено ядро города, основаны и сплочены коллективы. Григорян стал Героем Социалистического Труда, лауреатом Государственной премии СССР, дважды награждался орденом Ленина, одним из первых получил звание «Почётный гражданин города». В его руках была сконцентрирована в то время большая власть. Но не суровой неприступностью, а умением организовать дело, заботой о людях он запомнится всем. В то трудное время 60­х годов многих людей разных профессий, возрастов и национальностей, называли первопроходцами: водители, строители, энергетики, горняки, химики, монтажники, бурильщики, лаборанты… Нельзя не назвать ещё два главных имени «первых» — это первые руководители города Ибаш Джамбулатова, председатель Шевченковского горисполкома, и первый секретарь городского комитета партии – Виктор Кузьмич Захаров. Если наряду с ними ещё раз упомянуть имя Рубена Арамаисовича Григоряна, то об этих людях можно сказать, что их объединили талант организаторов, человеческое обаяние и душевная доброта. Не забыть покрасневшие от постоянного недосыпания глаза В.К. Захарова, его глуховатый голос. «Ну что, строители, какая помощь нужна?». И не было случая, чтобы не выполнил обещанное. Хватало сил заботиться обо всех, а для себя их не хватило: в 44 года перестало биться уставшее сердце. Совсем молодой девушкой в годы войны Ибаш Джамбулатова стала комсомольским вожаком, видимо тогда и произошла её закалка. Маленькая женщина, но с твёрдым и решительным характером, она стала настоящей хозяйкой растущего города. С первого дня освоения богатств Мангистау был поставлен вопрос создание комплексных транспортных магистралей — железнодорожного, трубопроводного, морского, автомобильного и воздушного. Отсутствие железнодорожного сообщения особенно тормозило дело. И вот 18 октября 1961 года – более 40 лет назад — первый машинист первого на Мангышлаке тепловоза Мурзабай Каратаев провёл по железнодорожным путям комбината от ст. «Порт» до склада первый поезд из тепловоза и четырёх двухосных платформ с оборудованием. Последующие перевозки продолжали машинисты Н. Ивлев, А. Антипов, М. Каримов. Протяжённость пути составляла 400 метров. Этот день, 18 октября, можно считать началом «железнодорожной эры» Мангистау. В 3«б» микрорайоне города на постаменте возле управления железнодорожного транспорта АК «Каскор» установлен тепловоз ТГК­156, напоминая нам о тех исторических днях. 1962 стал годом начала массовых перевозок грузов для нужд нарождающегося города и промышленности. 26 июня 1964 года на месте соединения южной и северной трасс магистрали «Макат­ Шевченко» был забит традиционный «серебрянный костыль». В честь этого знаменательного события в г. Актау состоялся митинг с участием руководителей Министерства транспорта СССР и республики, управления строительства­99 (УС), многочисленных подрядных организаций и п/я 475 и 7. Так было открыто сквозное движение на 704 ­ километровой железнодорожной магистрали. Его открытию в большой степени способствовали руководители В. Черненко, Ф.Т. Баран. А через 10 месяцев пути были проложены до станции «Узень» (ещё на 100 км.), и по ним 5 мая 1965 года отправлен первый состав мангышлакской нефти. В 1966 г. по новой стальной магистрали стали ходить и первые пассажирские поезда. В 1964 году создаётся железнодорожный цех. У истоков его создания были его первый начальник В.Н. Щетинин и мастер Г.М. Исаков. В октябре 1967 года было образовано управление железнодорожного транспорта ПГМК.

Читайте также:  Қазақ халқының рухани жағдайы

Оставить комментарий