Халел Досмухамедулы биография

Халел Досмухамедулы был в семье седьмым ребёнком из десяти детей. Учился грамоте у аульного муллы, потом закончил русско­казахскую школу. Место, где он родился — аул Машак, что затерялся в песках Тайсойгана, урочише Соркуыс. Машак би — дед Халела. Оттого, наверное, в некоторых документах Халел берет фамилию Машаков. Если углубиться в биографию Халела, её истоки, то перед нами может раскрыться прекрасная панорама, замечательные эпизоды, связанные с значительными событиями в истории казахов. Аул, где родился Халел, издавна славился замечательными людьми, талантливыми самородками. В жилах Халела текла благородная кровь его предков, начиная от пламенного трибуна, известного златоуста младшего жуза Алдар бия. От него — Тлеке, от Тлеке — Байнак, потом Машак би. Сын Машака — Досмухамед. Досмухамед — отец Халела. Алдар би, от которого Халел унаследовал лучшие его качества и таланты прославился в Младшем жузе неукротимым духом справедливости, защитником интересов простых людей, умным, рассудительным главой рода. Знаменитый Срым Датулы при жизни обращался за советом лишь к двум златоустам. Первого звали Малайсары. второго — Алдар би. В памяти народа остались строки, которые доказывают это: Последний из ханов — Нуралы, Клич торе был Архар. Срым перед походом Спрашивал совета у Алдар бия. У Байулы было двенадцать детей. Один из них — Бериш. От него — Байсеит, у которого было двое детей — Китас и Тлек. От Китаса — Жайык и Есенгул. Потомки их называют себя Жайык бериш и Есенгул бериш. От Жайыка — Даулет, Бакалай, Наурыз. Тыныс. От Даулета Тумаш, Дюсе, Кара. Дети Тумаша — Ерназар, Жаубасар, Сеит. От Ерназара — Алдар, Абдан, Кашим, Мантай. Подробных сведений о жизни Алдар бия нет. Именитый поэт Мурат в письме к правнуку Алдар бия Даулетимбету писал: У тебя издавна есть знак отличия Ведь дед твой был другом Абулхаира. И всегда защищал простых людей. Выходит, что Алдар би был современником Абулхаир хана. В народе говорили, что знаменитый би прожил долгую жизнь, скончался, когда ему было за восемьдесят. Путём несложных подсчётов мы можем определить, что родился он предположительно в 1705­1710 годах, скончался где­то в 1785­1790 годах. Из этого следует вывод, что политическая деятельность Алдар бия пришлась как раз на годы джунгарского нашествия. Потомки его — Машак би, Даулетимбет, Торемурат, Халел — наиболее известные личности оставившие глубокий след в благодарной памяти последующих поколений. В особенности можно выделить деятельность педагога­просветителя Даулетимбета Машакулы. Он закончил учительскую семинарию в Оренбурге, после окончания работал заведующим учебной частью казахского­русского училища в городе Гурьеве. Человек с широким кругозором, Даулетимбет, осознавая что человечество находится на перепутье, считал своим долгом донести свет правды до своих соотечественников. Свою задачу он видел именно в этом и не жалел ни сил ни собственной жизни ради этой благородной цели. Последующие поколения просвещённой интеллигенции, получив европейское образование в высших учебных заведениях России, принесли в казахские степи прогрессивные демократические идеи, ускорившие процесс формирования национального самосознания. Появлению на политической арене образованных интеллигентов­демократов в немалой степени способствовали и усилия влиятельных, патриотически настроенных людей. Например, один из тех кто первым получил российское образование, Асфандияр Шорманов, впоследствии оказывал материальную помощь обучавшемуся в Петербургском университете Барлыбеку Сыртанову. Барлыбек Сыртанов, спустя годы, на свои средства отправил учиться будущего крупного общественного деятеля Мухамеджана Тынышпаева. Братья Мамановы из Жетысу, открывавшие школы для обучения детей — казахов, заботились о том, чтобы наиболее талантливые их ученики получили высшее образование. Поддержку Мамановы в своё время получили такие известные в будущем личности как Ильяс Жансугуров, Билял Сулеев, Сара Тастанбекова и др. В конце девятнадцатого века известными меценатами стали члены семейства Алдар би. Особенно прославился своей щедростью Даулетимбет. Не случайно Мурат акын, восхищённый благородными деятелями мецената, посвятил ему в 1879 году хвалебную оду. В своём послании Мурат акын вспоминая о деде Даулетимбета — Алдар бие, о его щедрой широкой натуре, рассказывает сколь велика народная любовь к тем, кто живёт с думой о простых людях. Стихи Мурата наглядно показывают, как велика была роль подобных меценатов в жизни общества, как глубока благодарная память о них. Алдар би был выдающимся человеком своего времени — обладал острым словом умом имел сильное влияние на людей, был авторитетной фигурой в своей среде. В округе вся власть принадлежала ему, и слава его, и могущество были не меньше, чем у ханской семьи. Нередко бывало что он мог приструнить и зарвавшихся богатеев из знатных семей: хан его приближенные не могли не считаться с Алдар бием. «Был другом твоему деду хан Абулхаир» говорит Мурат акын Даулетимбету. Алдар би. не в пример другим богачам, не занимался стяжательством, не скопидомничал, не трясся под своим богатством, день и ночь умножая его. По­хозяйски рачительный, предприимчивый, Алдар. би помогал нуждавшимся, занимался благотворительностью. Его правнук Торемурат, получивший прекрасное образование на русском языке, был волостным в округе Тайсойган. В 1894 году в составе делегации Урала участвовал в коронации Николая II. И Халел, приняв эстафету добрых дел от своих именитых предков, посвятил жизнь служению народу, от Алдар бия ему передались острый ум и живое слово, от Машак бия — ораторский дар и лидерские качества, от Даулетимбета — патриотизм и чувство сострадания, желание помочь людям. Все эти качества и дали возможность Халелу избрать для себя путь народного защитника и заступника. Поля зеленеют от дождя, Батыру придаёт силы благословение — такая поговорка бытует в народе и нельзя не согласиться с народной мудростью, идущей к нам из глубины веков. Путь к славе и успеху Халела начинался именно с подобного благословения. И благословение это было дано не одним человеком, а всеми почтеннейшими старейшинами округа. Так вышло, что получено оно было не только Халелом. но и его родственником, будущим общественным деятелем Жаханшой Досмухамедулы. Как это произошло — об этом мы расскажем ниже. Был май 1896 года. Один из влиятельных, богатых людей рода Тана Досмухамед пригласил в гости предводителей родов Байбакты, Алшын, Берш. а вместе с ними и всю знать. Поводом для торжества послужил отъезд сына Жаханши на учёбу, который по традиции должен был получить благословение старших. Среди почётных гостей Досмухамеда был известный среди рода Байбакты старшина волости Соналы Акшолак Сарыкожаулы, его сосед, сын Срыма Датова Омар Казыулы, один из известных людей племени Тайсойган из рода Берш Досмухамед Машакулы. На самом почётном месте восседал прослывший в здешних краях святым Куанай хазрет. Окружающие со священными трепетом слушали выходящие из уст праведника слова. «В древние времена, когда правоверные мусульмане были едины», — так начал он своё повествование, а продолжил его пересказом хадисов Мухамеда. Льющиеся потоком драгоценные его мысли навсегда нашли место в сердцах юных Халела и Жаханши. Вот главный смысл хадисов, пересказанных хазретом: — Будь хорошо знаком со своей родословной, знай своих родичей, это поможет в дальнейшем общению с ними: — Воздержись от пороков, будь сердечен и прост с людьми; будь умеренным в своих желаниях, довольствуйся тем, что послал тебе всевышний — дольше будешь жить; — Делай соседу добро, будешь спать спокойно, знай, что и другим может быть по нраву то, что ты любишь, если будешь много смеяться, можешь обессилеть; — Бойся гнева божьего; хорошего не может быть мало или много. Пришедшему к тебе за водой налей с радостью полное ведро, проводи его с улыбкой. Богатство — не в количестве имущества и скота, а в удовлетворённом твоём состоянии. Не зазнавайся, выпячивая грудь, не будь амбициозен. Творец не любит привередливых. Страшитесь трёх вещей: 1. Чрезмерного желания удовлетворения плоти. 2. Любить себя, отдаваться бездумной страсти. 3. Будучи образованным и грамотным человеком, вести себя как невежа. Усвойте следующие пять правил: 1. Перед смертью вспомнить о том, что было хорошего. 2. Помни, каким ты был до болезни. 3. Свободную жизнь до заключения. 4. Помни в старости о своей юности. 5. Сытую обеспеченную жизнь до бедности. Если услышишь сетования о том, что люди стали плохими, знай, что говорящий сам из этого числа. Не говори дурного об усопших. Счастье человека в его разумности, и будь он даже из Китая, получить образование — долг и обязанность каждого. Знание — украшение разума», — такими словами закончил свою речь хазрет Куанай. Хозяин дома Досмухамед попросил сидящего рядом сына Жаханшу поклониться хазрету и попросить благословения. Жаханша, которому только исполнилось десять лет, внимательно следивший за всем происходящим, — усидчивости и терпению его научили мулла и русские учителя, почтительно опустил голову перед хазретом, держа раскрытые ладони перед собой. Неторопливая беседа продолжалась и после обильной трапезы. «На Младший жуз, как на одного из шести сыновей Алаша, напали неожиданно калмыки. Народ, живший до того мирно и безметяжно, в ужасе бежал от жестоких захватчиков, не знавших жалости. Прославленный Айтеке би из рода Алшын был один из тех, кто помог объединиться казахам в борьбе против врагов. Он, предчувствуя опасность, не раз предупреждал: и китайцев и русских, соседей справа и слева, привлекает наша земля. Чтобы защитить её, нужен герой, умный и смелый предводитель, иначе калмыки уничтожат нас. Славные предки наши, собрав силы для борьбы с джунгарами и калмыками, обратились за помощью к русским. Русский царь, умело воспользовавшись этой ситуацией, лишил казахов независимости прибрав к рукам их территорию. Степь заполнили русские солдаты начали строить укрепления. Отважный Срым батыр сел в седло и возглавил борьбу против русского царя. Но народ был запуган и разрознен, ослаблен войной и лишениями, и повстанцы были разбиты. Вот почтенные, сами видите сегодня что русские, отобрав наши лучшие земли, загнали нас в безводные, солончаковые пустыни непригодные для скота. Бороться с врагом надо его оружием, и поэтому самое благое дело для нашего народа — учиться, приобретать знания, постигать науки. Жаханша едет учиться и это правильно. Мой сын Халел старше тебя на 2­3 года, он тоже учится, станьте друзьями в большом городе, будьте как дети одного отца», — сказал Машак би. Он подозвал к себе Жаханшу и Халела и обнял их, как бы представляя людям. С этой торжественной минуты и началась дружба двух Досмухамедовых, которых потом называли не иначе как «Два друга». Пройдут годы, они станут достойными, известными образованнейшими людьми своего времени а нынче, получив благословение старейшин рода, они отправились в дорогу. Они шли по жизни рядом, и если Жаханша был холмом, то Халел был лесом, если один был вершиной, другой был стройным тополем на этой вершине, если один был глашатаем народа, защитником его политических и духовных свобод, то другой исцелял его тело, заботился о здоровье. Советы и наставления аксакалов, добрые напутствия и благословение хазрета Куаная и мудрого Машак бия всегда были в их сердцах и помогали в тяжёлых испытаниях и бедах. Старшина волости Соналы Акшолак Мухамеджан Сарыкожаулы выступая перед собравшимся, сказал, что он будет оказывать помощь детям казахов, обучающимся в Уральске — оплачивать учёбу, платить за жилье, еду. «Мы верим в этих ребят, и надеемся, что из них выйдут настоящие защитники народа что будущее казахской земли в их руках, они не подведут и возвратившись на родину поведут свой народ к благородной цели». Все внимательно слушали проникновенные речи Акшолака, и у многих на глазах стояли слезы: ведь он сказал то, что у всех было на устах. 12­летний Халел в 1895 году поступил в военное реальное училище города Уральска, закончил его в 1902 году с отличием. В училище была прекрасная материальная база; хорошо оборудованные лаборатории, светлые, просторные аудитории, музеи, метеорологическая площадка, музыкальные, танцевальные кружки. Кроме того, в училище дополнительно к учебному плану преподавались немецкий, французский языки. Халел часами просиживал под опытами в лаборатории биологии, посещал кружки французского, немецкого языков. Жаханша с первых дней поразил преподавателей своими необычными способностями. Принятый в первый класс без экзаменов, он за короткий срок научился говорить по­русски. Учитель физики Михайлов был весьма доволен лабораторными исследованиями своего ученика, умелым использованием приборов, смекалкой, знаниями. Училище славилось своими давними хорошими традициями, имеющими огромное воспитательное значение; мероприятия, проводимые для учащихся, всегда проходили на должном уровне. В свободное от учёбы время студенты Жаханша и Халел Досмухамедовы, Жалмухамед Суентурулы, Нургали Ипмагамбетулы, Губайдолла Бердыулы, Шабазгерей Косепгалиулы знакомились с промышленными предприятиями города, с жизнью рабочих, своими глазами видели их тяжёлый быт, бедность и лишения. Увиденное ими, конечно, давало богатый материал для размышлений, развивало ум, наблюдательность, формировало характеры. Однажды Халел с ребятами вышли на природу. Они добрались до устья реки Шаган, до ханского леса, как называли местные жители место где Шаган впадал в Урал. Любуясь красотами природы ребята вели задушевный разговор об истории родного края. Один рассказывал об Алтын Орде, другой — о монгольско­джунгарском нашествии, о восстаниях батыра Срыма и Исатая ­ Махамбета которые подняли людей младшего жуза на борьбу с врагами. Всех беспокоила одна мысль: почему казахам запрещено жить на побережье Урала, почему всеми богатствами здешней природы имеют право пользоваться лишь переселенцы? Эта несправедливость больно ранила сердца молодых патриотов. Они видели, как казаки и русские ловят рыбу в реке, как тут же на берегу одни чистят, а другие солят, третьи укладывают её в бочки. Конечно, эта несправедливость была порождена колонизаторской политикой царизма. Сабыржан, сын старшины Сарыкожи, приехав навестить их, рассказывал о том, что делается в ауле. Сейчас левобережье полностью заполняется переселенцами. Начинают строить здесь укрепления, военные форты поэтому здесь будет очень много солдат. Когда казахи узнали, что на берегу озера Жымпиты решено построить город, они объединившись, выразили резкий протест, и строительство города начали на берегу Оленты. Губайдолла Бердыулы заговорил с горечью о том что началось возведение церквей. Жаханша вскочил с места: «Как же жить тогда казахам? Они лишатся и земли, и воды, их сгоняют уже сейчас со всех плодородных урочищ где они веками пасли скот, что это за беззаконие?» Другие зашумели, поддерживая порыв друга: «Пока мы закончим учёбу, и сами, наверное, перейдём в их веру? На занятиях нам читают курс только по истории России, а своей истории, об истории наших предков молчат. Разве это правильно?». Халел, который прекрасно знал все предания и легенды, и был постарше всех и рассудительнее, — ведь он уже был выпускником, сказал ребятам: «Нет, друзья, сохранить родной язык, применять знания с пользой для народа — наш священный долг. Мы не имеем права думать о себе, о своём собственном благополучии. Наши предки Срым, Исатай. Махамбет отдали свои жизни борьбе за свободу. Мы — казахи и наша любовь и все наши помыслы должны быть устремлены к родному народу. Защитить свободу и честь его — наша обязанность, и на этом пути не пожалеем сил своих и знаний, и жизни, друзья». Ребята застыли, глядя на взволнованного старшего своего товарища, который доверял им самое сокровенное, чем жил сам, что к чему он пришёл раздумывая о жизни, о судьбе своей отчизны. Так говорил Халел, как бы предчувствуя то, что его ожидает путь борьбы и страданий. Возвратившиеся в город студенты были молчаливы и торжественны. Они как будто повзрослели за ту поездку, стали другими. И это закономерно ведь каждый из них выбрал для себя благородную миссию — посвятить свою жизнь народу, приложить все силы, чтобы возвратить народу то, что принадлежало ему испокон веков. Но могли ли они предполагать, что разговор на берегу Шагана — предтеча большого, серьёзного периода — формирования духовной элиты казахов, имена которых будут золотыми буквами вписаны в историю Родины. Конечно же, знали и осознавали. Несправедливость, притеснения, откровенная экспансия которые привела народ к нищете, не могла не пробудить в их сердцах чувства сострадания и желания изменить существующий порядок. Они молчали, и в самом этом молчании был протест. Народ верил в своих питомцев, мечтал о том что они выучатся, вырастут и отомстят за все страдания. Молодые сделали свой выбор и впереди у них был один путь — с народом и во имя него. В своей беззаветной готовности служить ему, как заклинание, хранили в сердце слова поговорки: каким бы ты великим не был но все же выше народа никогда не сможешь быть. Жаханша Досмухамедов, ученик четвёртого класса, мечтая изучить историю своих предков, задал вопрос учителю истории и географии статс­советнику Александру Звягину: «Почему мы не изучаем историю нашего края?» Звягин ответил: «Досмухамедов, ты гражданин России. У истоков государства стоял русский народ, в будущем все народности и народы России будут говорить по­русски. Родина одна, и язык должен быть один. Поэтому и не имеет смысла останавливаться на незначительных фактах истории малых народов. Ведь будущее их целиком и полностью зависит от России, только под её покровительством им суждено выжить. Историческое развитие их состоит в том, что приняв христианство, они примут и русские имена и фамилии, и географические названия будут переименованы и будут звучать по­ русски». Долго Жаханша не мог придти в себя после такой исповеди учителя. Он даже принял решение бросить учёбу и уехать к себе домой. Халел, узнав об этом как старший брат, урезонил Жаханшу: «Нет, Жаханша, ты не должен поступать опрометчиво. Ты вырастишь, и сам сможешь изучить свою историю, заняться исследованиями, а пока терпение и выдержка, учись и не отчаивайся.

Читайте также:  ҚАЗАҚСТАННЫҢ ИНДУСТРИАЛДЫ-ИННОВАЦИЯЛЫҚ ӨСУІН ЫНТАЛАНДЫРУ

Оставить комментарий