Инструменты и методы анализа финансовой отчетности

Для начала стоит рассмотреть само понятие «финансовая отчетность». Финансовая отчетность — это структура показателей, которые показывают имущественное и финансовое состояние компании на отчетную дату [1]. Также эти показатели помогают выявить результаты компании за отчетный период. Иначе говоря, финансовая отчетность — это основной информатор о финансовом положении компании. Целью финансовой отчетности является информирование заинтересованных лиц о положении, результатах деятельности компании или индивидуального предпринимателя. Эта информация должна стать полезной для тех, кто ею воспользуется в принятие каких-либо экономических решений. Стоит также отметить, что финансовая отчетность является завершающим этапом учетного процесса, внешне она представляется таблицами, которые, в свою очередь, заполнены данными при помощи синтетического и аналитического учета.

При составлении анализа системы показателей финансовой отчетности можно оценить стоимость имущества компании, размер собственного капитала и заемных средств предприятия.

Главными задачами отчетности принято считать:

  1. В первую очередь это возможность детального и ясного рассмотрения внутренних и внешних отношений хозяйственных субъектов и предприятий.
  2. Возможно оценки о выплатах предприятия по обязательствам.
  3. Пользователи данной информации могут оценить рациональность обретения имущества у предприятия.
  4. Пользователи информации могут застраховаться от выдачи кредитов сомнительным клиентам и укрепить рабочие связи с заказчиками, а также они могут оценить экономическое положение возможных партнеров.
  5. Благодаря анализу финансовой отчетности можно выявить проблемы работы предприятия и обозначить пути улучшения деятельности предприятия.

Отчетный период — это календарный период между двумя датами: начальной и конечной, это может быть год, месяц или квартал — отсюда годовая, месячная или квартальная годовая отчетность. Элементами финансовой отчетности являются показатели, связанные с оценкой финансового положения компании, такие как: активы, обязательства и капитал [2].

Активы — ресурсы, находящиеся под контролем организации или же индивидуального предпринимателя. За их счет компания или ИП ожидают в будущем получить экономическую выгоду.

Читайте также:  Таможенный союз: вопросы учета и налогообложения экспортно-импортных операций

Обязательства — уже существующая обязанность компании или индивидуального предпринимателя, упорядочение которой приводит в последствие к ликвидации ресурсов, которые содержат экономическую выгоду.

Капитал — элемент активов индивидуального предпринимателя или предприятия, который остается после вычета всех обязательств.

Также существуют и элементы финансовой отчетности, которые, в свою очередь, связаны с результатами деятельности из отчета о прибылях и убытках: расходы и доходы.

Доходы — повышение экономических выгод благодаря либо поступлению активов, либо погашения обязательств, этот процесс приводит к увеличению капитала организации.

Расходы — снижение выгод экономического характера из-за выбытия активов и появления обязательств, данный процесс приводит к уменьшению капитала предприятия.

Однако стоит заметить, что оба процесса никак не влияют на вклады участников или же собственников имущества.

Финансовая отчетность состоит из:

  1. бухгалтерского баланса;
  2. отчета о прибылях и убытках;
  3. отчета о движении денежных средств;
  4. отчета об изменениях в капитале;
  5. пояснительной записки. Остановимся на двух из них.

Бухгалтерский баланс — это статичные объекты учета и их численные значения, собранные в таблице 1. Бухгалтерский баланс делится на две части:

  1. Активы — имущество подразделяется по видам и группам.
  2. Пассивы — обязательства и собственный капитал предприятия.

Все суть баланса заключается в равновесии между активами и пассивами. Рассмотрим наглядный пример бухгалтерского баланса АО «Алматинские электрические станции» за период январь-сентябрь 2016 года.

Итак, в левой части представлены активы, это то: чем владеет компания. В другой, правой части перечисляются обязательства и капитал, то: что компания должна. Важно учитывать, что в собственный капитал входит уставной капитал, резервный и нераспределенный доход. Каждый отдельный показатель, как актив, обязательство или капитал, являются счетом или как их еще называют статьей.

Читайте также:  Концепции национальной конкурентоспособности

И каждый подобный счет или статья имеет наименование и сумму денег, которую называют сальдо. Сальдо состоит только из итоговой суммы счетов. Из всего этого можно сделать вывод, что в бухгалтерском балансе не отражаются общие притоки и оттоки активов и пассивов в течение периода, а показывается только состояние счетов на определенную дату. Главное в бухгалтерском балансе это следовать соотношению: АКТИВЫ = ПАССИВЫ, что означает в развернутом варианте: АКТИВЫ = СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ + ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Следующим рассмотрим отчет о прибылях и убытках. Данный отчет является результатом деятельности организации за определенный период времени, то есть он показывает: как организация получила прибыль и понесла убытки. Примером останется АО АО «Алматинские электрические станции».

Доходом от реализации продукции является вся сумма денег, которую получили или готовы получить, за реализацию работ или услуг заказчикам за отчетный период. Данный доход не включает ряд показателей, как: НДС, скидки, возврат, акцизы. Себестоимость реализованной продукции ничто иное как стоимость всех проданных товаров за отчетный период времени. Расходы периода — это те расходы, которые не были включены в себестоимость проданных услуг или работ. В такие расходы входят: общие и административные расходы, расходы по реализации продукции, а также расходы по процентам. Доход от неосновной деятельности — это подсчитанный по всем изменениям результат вторичной деятельности организации, примером может стать реализация основный средств, акций, начисление процентов по облигациям и другое. Последняя строчка таблицы — это чистый доход, то есть конечная прибыль, которая остается после того, как мы вычитаем все расходы от выручки реализации. Отчет о прибылях и убытках составлен в данном виде для чтения сверху вниз, и для получения чистой прибыли необходимо вычитать каждую ступень, возможно группируя строки. Можно сделать вывод: отчет о прибылях и убытках измеряет разницу между доходами, которые получила компания, и произведенными ею расходами. Эту разницу принято называть прибылью или же убытком.

Читайте также:  Модель стратегического развития малого бизнеса

Итак, методы и инструменты анализа взаимосвязаны, начнем с методов анализа финансовой отчетности, иными словами методы оценки финансовой деятельности[4]. В них входят: ■ Общий или простой анализ ■ Анализ движения фондов ■ Анализ финансовых коэффициентов Общий или простой анализ заключает в себе вычисления каждой статьи отчета о доходах как процента от чистых продаж, и каждой статьи балансового отчета как процента от общих активов и пассивов. Также в этот метод входит сравнение: а) запланированных или фактических данных балансового и доходного отчетов; Ь) текущих результатов с соответствующими из отчетов предыдущих периодов для обозначений тенденций в развитии бизнеса. Учитывая это, проведем общий (простой) финансовый анализ указанного акционерного общества.

Оставить комментарий