К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ КАЗАХОВ

Опубликовано Июль 17, 2016 by Damir

Рубрика Рефераты

 

Print this page

rate 1 звезда rate 2 звезда rate 3 звезда rate 4 звезда rate 5 звезда
Рейтинг: none, В среднем: 0 (0 голосов)

 

Научное и идейное наследие известного ученого-востоковеда, этнолога, географа, историка, создателя одной из самых оригинальных концепций этногенеза Л.Н. Гумилева вот уже на протяжении более двух десятилетий привлекают пристальное внимание академического и научного сообществ Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья. На становлении Л.Н. Гумилева как ученого, формировании его мировоззрения, безусловно, сыграл подлинный исследовательский интерес к истории кочевых народов и их культуре. Труды Л.Н.Гумилева по истории народов Евразии («Древние тюрки», «Хунны», «Открытие Хазарии», «Этногенез и биосфера Земли», «География этноса в исторический период», «Поиски вымышленного царства», «Древняя Русь и Великая Степь», «Тысячелетие вокруг Каспия» и многие другие) в совокупности составляют выдающийся вклад в мировую науку. Эти труды ученого просто невозможно обделить вниманием всякому, кто занимается историей Казахстана. Л.Н. Гумилев был одним из первых исследователей, написавших обобщающую историю древних тюрок на основании сведений письменных источников. В его работах нашли свое отражение процессы этнополитической истории Евразии раннего средневековья. Исследования кочевых цивилизаций послужили Л.Гумилеву основой для формирования его собственной концепции видения исторического процесса, на основе привлечения методики и теории естественных наук, прежде всего, географии. Ученый приходит к пониманию особой культурно-исторической общности Евразии, об определенном влиянии природно-географического фактора на этногенез народов. Этногенез, по Гумилеву, это – явление биосферное, и «толчком» в нем выступает мутация – появление признака пассионарности.Он утверждал, что Биосфера время от времени выплескивает на Землю потоки энергии, т. е пассио(страсть). Эти извержения пассинарности создают нации, этносы, цивилизации. Возникший этнос проходит фазы подъема активности, перегрева и медленного спада за 1200—1500 лет, после того либо рассыпается, либо сохраняется как реликт — состояние, в котором саморазвитие уже не ощутимо [1,с.6-7] . Научное наследие Л.Н. Гумилева имеет непосредственное отношение и к истории и происхождению казахского народа. Л.Н. Гумилев в своей работе «Происхождение казахского этноса» глубоко и интересно исследовал историю его предков. К сожалению, рукопись Л.Н.Гумилева, долгое время находилась в музее Евразийского университета и оставалась неизданной. В 2003 году лекция-рукопись Л.Н. Гумилева, записанная Э.Е. Дильмухамедовой в марте 1985 года, впервые в была опубликована в материалах Евразийского научного форума «Евразийство и Казахстан. Гумилевские чтения». Копия рукописи статьи Л.Н.Гумилева находится в музее-кабинете ЕНУ [2]. Профессор Ирмуханов Б. пишет: « Научное наследие Л.Н. Гумилева имеет непосредственное отношение и к истории и происхождению казахского народа. Гумилев глубоко и интересно исследовал историю его предков: хуннов, тюрков, кипчаков. Отдельные выводы, положения и замечания автора представляют большой интерес для правильного понимания некоторых проблем отечественной истории. Опираясь на концепцию Гумилева, мы попытаемся хотя бы условно представить казахский этногенез…» [3 с.107-112]. Попытаемся рассмотреть основные положения и высказывания великого ученого, имеющих отношение или непосредственно касающихся истории казахов. Происхождение казахского этноса непосредственно связано, считает Л.Н.Гумилев, с этнической историей предшествующих тюркских народов: хуннов, тюрков, кипчаков. Во II в. н.э., пишет Л.Н. Гумилев, сяньбийцы (древние монголы) захватили исконную территорию хуннов — Монгольскую степь. Тогда хунну разделились на четыре ветви: одна подчинилась сяньбийцам, другая ушла в Китай, третья — «неукротимые» — с боями дошли до берегов Яика и Волги, четвертая — «малосильные» — остались в горах Тарбагатая и Саура, потом захватили Семиречье и Джунгарию (мысль, высказанная во многих других работах Л.Н.Гумилева)[4,36]. Эти последние оказались наиболее долговечными. Они частью смешались на Алтае с кыпчаками и образовали этнос куманов (половцев), а частью вернулись в Китай, дожили до X в. и назывались «тюрки-шато», а их потомки — онгуты в XIII в. слились с монголами. Л.Н.Гумилев исследовал и проблемы происхождения кимаков и кыпчаков. Он считает, что кыпчаки происходили от европеоидного народа динлинов, обитавших в эпоху бронзы в Минусинской котловине и на Алтае, в то время как кимаки являлись ответвлением хуннов. Вместе с тем, Ирмуханов Б. считает: «Определенный интерес, несмотря на достаточно вольную интерпретацию, представляют некоторые рассуждения, замечания, предположения Л.Н. Гумилева по отдельным аспектам этнической истории древнего Казахстана. В первую очередь это относится к европеоидным насельникам эпохи бронзы, их влиянию на формирование антропологического типа предков казахов — хуннов, кипчаков и других племен и народностей, сыгравших важную роль в этногенезе казахов. Справедливо считая носителей афанасьевской и андроновской культур европеоидами, Л.Н.Гумилев дает их словесный портрет, не оставляющий сомнения в их расовой принадлежности» [3, с.110]. По утверждению Л.Н.Гумилева, ди и динлины пронесли свою культуру до III века до н.э., им наследовала татарская археологическая культура. Динлины исчезли с исторической арены во II в. н.э. Пришедшие с юга ди населяли южные склоны Саян, они перемешались с предками хуннов. А племена ди отождествляет с серами, населявшими в древности Китай. Что касается истории юэчжи, Л.Н.Гумилев отмечает, что в среднеазиатских источниках название юэчжи не только отсутствует, но даже не имеет ираноязычного аналога. А все попытки отождествить юэчжи с каким-нибудь народом, известным в Средней Азии или Иране, например с тохарами, потерпели неудачу, хотя династия кушанов, основанная потомками юэчжи, хорошо известна под этим самоназванием. Автор выдвигает свою гипотезу, по которой юэчжи — это согды, которые дошли до Хуанхэ, но были отброшены хуннами и вернулись на свою родину — в Среднеазиатское междуречье. По версии Л.Н. Гумилева, метисация ди, динлинов с монголоидными племенами была широко распространена в Центральной Азии. Так, потомками кипчаков — динлинской народности на западе Алтая — были половцы, или куманы (по другой версии, кипчаки смешались с канглы и образовали народ команов, или половцев), имели примесь европеоидной крови теле (огузы), печенег (кангары, кенгересы) и других. Предками уйгуров Л.Н.Гумилев называет ди, потомками кангюйцев — канглы. Л.Н.Гумилев называет огузов – теле, телеуты, считая, что «огуз» — это имя, данное тюрками покоренным или вассальным народам. Образование казахского народа Л.Н. Гумилев (многие авторы такого же мнения) связывает непосредственно с улусом Джучи, его разделением на три орды: Белую, Синюю и Золотую Интересно, что он сетует на то, что в западной историографии указываются только две орды: Белая и Золотая. Именно с Синей Ордой, занимавшей территорию от Тюмени до Мангышлака, связывает Л.Н. Гумилев происхождение казахского народа. Последним ханом Синей Орды, он называет Тохтамыша, который в борьбе за власть в Золотой Орде «вел предков узбеков и казахов». Ссылаясь на арабский источник, он отмечает, что на стороне Тимура в войне против Тохтамыш-хана был отряд «узбекских храбрецов», возглавляемый сыном Урус-хана Койричик- огланом. Образование новых тюркских народов Л.Н. Гумилев связываете отношением к Золотой Орде. Так, он считает, что лояльное к ханам Золотой Орды население стали называть татарами, мятежных степняков к западу от Урала — ногаями, жившими на восточной окраине улуса Джучи, и благодаря отдаленности от столицы Золотой Орды, практически независимые, стали предками казахов. Все эти три этноса, по мнению Л.Н. Гумилева, возникли в XIV-XV вв. вследствие бурного смешивания разных этнических компонентов. Предками ногаев были уцелевшие половцы, степные аланы, среднеазиатские тюрки, пришедшие в составе монгольской армии, и жители южных окраин Руси, перешедшие в ислам. В состав татар вошли камские булгары, хазары и буртас, а также часть половцев и угры-мишары. Такой же смесью, было, считает Л.Н.Гумилев, население Белой Орды, из которой в XV в. сложились три казахских жуза. Вот как описывает происхождение казахского этноса Л.Н.Гумилев: «На основе сохранившихся кочевых семей, родов — как монголов, так и тюрок — стали образовываться племенные союзы — жузы. Алтай, Тарбагатай, Тянь-Шань в сочетании с прилегающими равнинами — этот разнообразный ландшафт был местом, где зародился казахский этнос и откуда, потом распространился на широкие, бескрайние степи Евразии, вплоть до Волги. Казахи как этнос вышли из очень красивой, природно-богатой и благоустроенной страны. …Хотя казахи, как народ, существовали, естественно, и раньше. Все три Казахские жуза были объединены между собой политическими и культурными связями, и это была наиболее удобная форма для мирного сосуществования кочевников в Степи» [2, с. 11-18]. По мнению Л.Гумилева, казахи, хотя и как народ возникли в XIV—XV вв., но как неотъемлемая часть степного суперэтноса ведут свое начало с XII века со времени пассионарного толчка, произошедшего на территории Монголии. В данное время казахи и монголы находятся в фазе инерции, когда должен наступить расцвет культуры и искусства. Л.Н.Гумилев внес свой неоценимый вклад в изучение истории этногенеза казахского народа, научно доказав, что кочевая цивилизация дала миру систему государственного управления на громадной территории Евразии. Она прошла апробацию в Тюркском каганате, в государстве кипчаков, Монгольском улусе, Казахском ханстве. Два десятилетия прошло со дня кончины выдающегося ученого-мыслителя, а его учение по- прежнему сохраняет свою актуальность и значимость как метод познания этногенеза и этнической истории. Л.Н. Гумилев, как исследователь евразийского, планетарного масштаба, особо почитается в Республике Казахстан. Подтверждением этого является то, что в 1996 году в новой столице г. Астана Указом Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева был открыт Евразийский национальный университет, которому было присвоено имя Л.Н. Гумилева. За прошедшие годы этот университет стал крупным столичным центром науки и образования. В частности, на его базе, начиная с 2002 года (то есть с 90-летия Л.Н. Гумилева), проведено восем международных «Евразийских научных форумов», посвященных изучению наследия Л.Н. Гумилева, идеям взаимодействия Европы и Азии, Запада и Востока. В Евразийском университете создан Музей- кабинет Л.Н. Гумилева, в котором хранится подлинный рабочий кабинет ученого из его московской квартиры, некоторые личные вещи, письма коллегам, а также кино-, фото — ,фоноисточники, отражающие биографию, научную деятельность Льва Николаевича Гумилева. Евразийские идеи были подхвачены руководством страны. Президент Н.А.Назарбаев, являющийся главным интегратором на постсоветском пространстве, никогда не скрывал своих симпатий к творчеству Л.Гумилева и часто цитировал его в своих книгах и выступлениях. Разумеется, подобное отношение к Л. Гумилеву в Казахстане сложилось не потому, что местная элита лучше разобралась во всех нюансах теории пассионарности, разработанной этим ученым. Вся причина кроется в том, что Л. Гумилев заявил о полноценности кочевой истории и культуры, что, естественно, не могло не понравиться потомкам этих самых кочевников. К тому же Л.Гумилев никогда не скрывал своего теплого отношения к казахам, как и к другим потомкам кочевых народов Евразии, утверждая, что между представителями российского и степного суперэтносов существует положительная комплиментарность, которой нет, к примеру, в отношениях русских и европейцев. Как говорил Л.Гумилев в одном из интервью: «Лично мне, тесные контакты с казахами, татарами, узбеками показали, что дружить с этими народами просто. Надо лишь быть с ними искренними и уважать своеобразие их обычаев. Ведь сами они свой стиль поведения никому не навязывают» [5]. Взгляды Л.Н. Гумилева на этногенез кочевых народов, определивших некий целостный цивилизационный процесс в Евразийском регионе, имеющий в своей основе самодостаточную культуру и самостоятельный оригинальный путь исторического развития, не только не потеряли своей научной ценности, но и позволяют сделать вывод об их дальнейшем теоретико- методологическом приложении в изучении природы кочевых обществ. Значимость идей Л.Н.Гумилева в том, что он своими оригинальными трудами не разделял, не противопоставлял, а сближал народы Европы и Азии, Запада и Востока. Он является одним из тех ученых, кто призывал к сохранению национально-культурного наследия всех народов, этносов мира. Список литературы: 1.Гумилев Л.,Панченко А. Чтобы свеча не погасла: Диалог.- Л.:Сов. писатель, 1990 2.Гумилев Л.Н.Происхождение Казахского этноса//Евразийство и Казахстан.Труды Евразийского научного форума: «Гумилевские чтения».Том 1.-Астана, 2003 3.Ирмуханов Б. Пассионарий Лев Гумилев//Современное образование.-№3, 2012 4.См., например, Гумилев Л.Н. Из истории Евразии.- Москва.- 1993 5.Темиргалиев Р.Казахи и Гумилев // Наш мир.- 2007, 12 июня

Оставить комментарий

Загрузка...