К вопросу о защите прав потребителей

Юридическая ответственность за обман потребителей предусматривается Законом КР «О защите прав потребителей», кодексом КР об Административной ответственности, Гражданским кодексом КР, Уголовным кодексом КР и другими нормативно-правовыми актами. Торговые отношения являются основой рынка. Рынок выступает в качестве специфической сферы товарного обращения, выявляющей и устанавливающей общественно необходимые затраты труда на производство товара. Для граждан функционирует потребительский рынок, представляющий для потребителей необходимые товары и услуги непосредственно для личного потребления. Катренко В.С. отмечая понятие содержания потребительского правоотношения, не соглашается со свободными условиями рынка. «В любой сфере нынешнего рынка – туризм, транспорт, бытовое обслуживание, услуги связи и т.д. – всюду реальное содержание отношений между продавцами и покупателями стало совершенно иным, чем прежде. Сегодня коммерческие структуры сами устанавливают цены на свои товары, работы и услуги, конкурируют между собой в борьбе за потребителя. Будучи свободным, рынок не может и не должен быть «диким»» [1]. Понятие «потребительский рынок», многими исследователями в этой области представляется в следующих определениях. Так представляя определение «потребительский рынок» Царева Г.Б раскрывает содержание понятия через ряд составляющих: «Во-первых, это система различных отношений между продавцом и потребителем, между ними и государством в лице его исполнительных органов (должностных лиц). Во-вторых, эти отношения возникают по поводу продажи (реализации) товара, выполнения работ и оказания услуг, их качества, соблюдения требований к процессу реализации, а также к деятельности продавцов (изготовителей, исполнителей) 92 Л.Н. Гумилев атындағы ЕҰУ Хабаршысы в связи с реализацией товаров, работ и услуг. Названные элементы взаимосвязаны, дополняют друг друга и только в своей совокупности с другими признаками отражают сущность потребительского рынка» [2]. При этом, по мнению Мещерина А.И. потребительскому рынку можно дать следующее обобщенное определение, понимая под ним «совокупность общественных отношений (потребительских отношений), возникающих между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами (а также посредниками) в процессе реализации прав и законных интересов (потребительского характера), как самими предпринимателями, так и потребителями, путем осуществления торговой деятельности» [3]. Справедливо соглашаясь с суждением Царевой Г.Б. и Мещериным А. И., необходимо выделить, важную составляющую потребительских отношений, это то, что главным в этих отношениях является сам потребитель. Если обратиться к Закону КР «О защите прав потребителей», понятие потребитель представляется в следующей редакции: «Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности». Данное определение применяется только в отношении физического лица, т.е. данный закон ограничивает субъектов и применяется лишь к тем отношениям, одной из сторон которых является только гражданин, при этом ограничивается возможность быть потребителем юридическому лицу либо индивидуальному предпринимателю. При этом если же товары или услуги приобретаются юридическим лицом, то в этом случае отношения регулируют нормы гражданского законодательства. Поддерживая позицию других исследователей данного вопроса, необходимо констатировать что, пробелом в законе о защите прав потребителей является отсутствие защиты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей как потребителей, они также могут и выступают в роли потребителей (приобретателей) товара (работ, услуг), при этом каждый из них имеет вполне законное право пользоваться доброкачественными товарами (работами, услугами). В этой связи, следует отметить, в определении «потребитель» необходимо включить не только граждан, но и индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, поскольку потребителями товаров, работ и услуг могут быть как физические лица, так и юридические лица. Или же, статус «потребитель» изложить в обобщающей трактовке, включив в него «физических и юридических лиц» как потребителей. Следует обратить внимание на временное пространство по понятию «потребитель», им может являться «гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести товары (работы, услуги) …». Из этого следует, что — потребителем может быть тот, кто имеет намерение заказать или приобрести. На наш взгляд неверна трактовка Мещерина А.И., где, по его мнению «потребителем признается как гражданин, который уже приобрел товар и использует его, так и тот, кто только собирается это сделать (гражданин, обратившийся к продавцу с просьбой показать товар, рассказать о его свойствах, уже является потребителем). Возникает вопрос, каким образом потребитель, еще на совершивший покупку, будет являться потребителем, возможно, он только будет потенциальным потребителем, но никак не «уже» потребителем? По нашему мнению, для того чтобы законы защищали права потребителей, необходимо вступить в устную либо письменную сделку, (например купля-продажа, заказать доставку чего-либо, оплатить работу и т.д.), а уже затем в случае выявления чего-либо негативного «испробовав» товар на вкус, цвет, обращаться за защитой. Хотя не исключается, тот факт, что законы стоят на страже защиты интересов субъектов и должны 93 № 1 (74) 2010 предупреждать совершение правонарушения. Вызывает сомнение следующая часть трактовки из определения «потребитель» — «…товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности». К примеру, если, тот же самый потребитель, которым может быть и юридическое лицо, обнаружит недостатки товара, услуги после поставки (например, организация заказала доставку пиццы на обед своим сотрудникам заметьте не для извлечения прибыли) и выявили нехорошее качество пиццы и/или не соответствующий температурный режим (остывшую пиццу) из-за несвоевременной доставки), получается, что он не сможет обращаться за защитой своих потребительских прав к Закону КР «О защите прав потребителей»? Ему остается только обращать к гражданскому законодательству, следовательно, Закон КР «О защите прав потребителей» не будет защищать его интересы как субъекта- потребителя. Таким образом, действующий Закон КР «О защите прав потребителей» стоит на страже интересов только граждан, при этом ограничивая интересы других потребителей. По нашему мнению, понятие «потребитель» необходимо изложить в следующей редакции — «Потребителем является физическое или юридическое лицо, заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) не связанные с извлечением прибыли». Другой стороной потребительских отношений является изготовитель, исполнитель или продавец. В соответствии с законом КР «О защите прав потребителей», изготовителем является организация независимо от ее организационно — правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям. Исполнителем является организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. Продавцом, в соответствии с законом, является организация, независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи, а также любое лицо, которое выполняет работу, восстанавливает или улучшает любое личное имущество, принадлежащее другому лицу. Обман потребителей – один из самых древних и известных истории человечества преступление. Однако и на сегодняшний день, это является самым распространенным и высоко латентным преступлением в сфере экономической деятельности. Экономическая безопасность государства является одной из приоритетных направлений деятельности государства. Как преступление, обман потребителей находится в 22 главе УК КР «Преступление в сфере экономической деятельности». Общественная опасность этого деяния заключается в том, что в результате его совершения нарушается нормальная деятельность торговли и иных услуг населению, подрывается их авторитет, а также причиняется имущественный ущерб потребителям. Действующим Уголовным кодексом Кыргызстана, к числу преступлений, совершаемых в сфере потребительского рынка можно отнести следующие составы: мошенничество (ст.166 УК КР), причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 173 УК КР), незаконное предпринимательство (ст. 180 УК КР), незаконная банковская деятельность (ст.181 УК КР), лжепредпринимательство (ст. 182 УК КР), легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 183 УК КР), незаконное использование товарного знака (ст.191 УК КР), заведомо ложная реклама (ст. 192 УК КР), нарушение правил изготовления и использования государственного пробирного клейма (ст.195 УК КР), несанкционированное изменение международного идентификатора мобильного 94 Л.Н. Гумилев атындағы ЕҰУ Хабаршысы устройства (ст.195¹ УК КР), нарушение метрологических правил (ст.196 УК КР), изготовление, хранение или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст.198 УК КР), изготовление, хранение, сбыт и использование поддельных акцизных марок (ст.199 УК КР), а также иные преступления, совершаемые как на потребительском рынке, так и в иных сферах экономической деятельности. Закрепление преступления «обмана потребителей» в специальном составе Уголовного кодекса КР вызвано требованием законодательно установленных правил торговли в рамках, защитой прав потребителей со стороны государства, необходимостью применения санитарных норм и правил, а имеет также цель предупреждения совершения такого рода правонарушений. С развалом Советского Союза на смену государственной планово-распределительной экономике на постсоветские страны, в том числе и в Кыргызстан стремительно вошла её величество «рыночная экономика». В страну с огромным потоком ворвались товары импортного происхождения, при этом доступные (но не всегда качественные) товары пришли на смену ранее недоступному дефициту. Рыночная экономика развивалась по законам товарного хозяйства и рынка. В словаре рыночных терминов представлено развернутое определение: «Рыночная экономика – свободная экономика, функционирующая на основе предпринимательской деятельности, хозяйственного и коммерческого расчета с использованием рыночного регулирования спроса и предложения товаров» [4]. В своих научных работах Райлян А.А., представляет рыночную экономику как систему организации хозяйства, при которой хозяйственные решения принимаются каждым экономическим (хозяйствующим) субъектом (агентом) самостоятельно, способствуя тем самым созданию сети равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле продаже товаров, работ и услуг, на отношениях равного признания различных форм собственности, на равновесии интересов производителя (продавца) и потребителя [5]. Наряду с позитивными моментами, такими как заполнение рынков, востребованными товарами с многообразием на вкус, цвет, размер кошелька и т.д., пришли на смену и негативные факторы. Негативность проявляется в отсутствии цивилизованных правил торговли, появление стихийных рынков, выход на «свободу» предпринимательства, разросшиеся сети торговли, свобода цен, диапазон которых определяет сам производитель, многочисленность малого и среднего предпринимательства в сфере торговли и услуг, зачастую владеющими лишь элементарными профессиональными навыками, и самое главное отсутствие и невозможность охвата государственного контроля за деятельностью так называемых предпринимателей. Таким образом, рыночная экономика пополнила ряды субъектов совершающих преступлений в сфере экономики. Обман потребителей является на сегодня одним из наиболее распространенных преступлений в сфере торговли. По мнению Амерханова Р.А. «обман потребителей – феномен общества, связанный, прежде всего, с экономическим дисбалансом интересов субъектов рынка» [6]. Уголовная ответственность за обман потребителей предусмотрена статьей 219 УК КР и изложена в следующей редакции: (1) обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), если эти деяния совершены в значительном размере, — наказываются тройным айыпом либо штрафом в размере до пятидесяти расчетных показателей, либо общественными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов. 95 № 1 (74) 2010 (2) Те же деяния, совершенные: 1) в крупном размере; 2) группой лиц по предварительному сговору, — наказываются тройным айыпом либо лишением свободы на срок до двух лет. (3) Деяния, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные организованной группой или лицом, ранее судимым за такие же действия, — наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой. Примечание. Деяния, предусмотренные в настоящей статье, признаются совершенными в значительном размере, если причинивший потребителям ущерб превысил одну десятую часть (больше 10 сом) расчетного показателя, в крупном размере – в сумме более одного расчетного (более 100 сом) показателя, установленного законодательством КР на момент совершения преступления. Ответственность предусматривается «за реализацию товаров или оказание услуг населению», при этом «за совершение работы» организацией или индивидуальным предпринимателем уголовная ответственность не предусматривается, в то время как при защите прав потребителей (в одноименном законе) предусмотрена защита потребителя за оказание услуг, поставку товаров и выполнение работ. Следовательно, уголовная ответственность ограничивается только за товары и услуги. Согласно статье 17 УК КР, уголовной ответственности «подлежит только вменяемое физическое лицо», в то время как в редакции ст. 219 Уголовного кодекса субъектом почему-то представлена организация. Если уголовной ответственности подлежит только физическое лицо (им не может быть юридическое лицо), тогда законодателю следовало бы конкретизировать, кто именно будет нести уголовную ответственность по ст. 219, «директор», «главный бухгалтер», «начальник отдела», «реализатор», или «продавец» этой организации. Деяния, предусмотренные за обман потребителей подлежат уголовной ответственности только в том случае, если «обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуги) или иной обман потребителей» будет совершен в значительном размере, а значительной будет сумма, превышающая десять сом, деяние же, совершенное по второму и третьему пункту подлежит ответственности, если оно совершено в крупном размере – в сумме более одного расчетного показателя, то есть больше ста сомов. По нашему мнению здесь можно судить по двум позициям, то, что обман совершается в небольшом размере (десять сом и сто сомов), это является хорошим наказанием и стимулом к ответственности поставщиков товаров, работ и услуг, т.е. даже за небольшую сумму обмана виновному придется ответить. В то время как обман на небольшую сумму, при раскаянии поставщика товаров (работ и услуг), зачастую смягчает ответственность «обманщика».

Читайте также:  ОҚУШЫЛАРДЫҢ ЛОГИКАЛЫҚ ОЙЛАУ ҚАБІЛЕТІН ДАМЫТУ

Оставить комментарий