Казахские памятники архитектуры VXIII-XIX вв

ЦКАЭ обследовано большое число архитектурных памятников казахских мастеров. Архитектурные сооружения, расположенные в долинах pp. Кенгир, Сарысу, Нура, Тургай, Ишим, Моинты, группируются по своим внешним признакам, отличаясь между собой оригинальной конструкцией и декором. Они несут в себе локальные черты, отражающие специфику культуры тех или иных родовых групп. С точки зрения строительного искусства особенный интерес вызывают юртоподобные и конусообразные памятники из сырцового кирпича, подобные сооружениям доисламской архитектуры. В Каркаралинском и Актогайском районах такие сооружения имеют высоту до 20 метров. Из памятников казахской монументальной архитектуры XVIII­XIX веков мы остановимся на описании наиболее значительных из них. На р.Сарысу расположены мавзолеи Рахматуллы, Адильбека, Акайдара. Мавзолей Рахматуллы имеет форму восьмигранника, возведенного из жженого кирпича. Перед входом в мавзолей расположены два пилона, соединенные пологой аркой. С внешней стороны пилонов устроены ниши с клинчатыми арками овальной формы. Над входом расположены два ряда квадратных керамических плиток с изразцами, между которыми идут ряды обычной кирпичной кладки. Нижний пояс по центру прерывается кирпичной кладкой, представляющей собой полоски с косыми насечками, по бокам пояса, а также по нижнему краю парапета идут такие же полоски. По верхней части парапета идет пояс из одиннадцати плиток квадратной формы с надписью. Над ним проходит зубчатая в три ступеньки кладка с разрывами, образующая небольшой карниз. По плоскости парапета проходят четыре вертикально расположенных коротких пояска из керамических плиток. Описанная зубчатая кладка украшает верхний край пяти задних граней мавзолея, ниже которых идут два пояса из плиток прямоугольной формы с изразцами. Верхняя половина всех граней мавзолея, кроме фасада, декорирована кладкой кирпича в виде ромбов, с боковых и нижних сторон окаймленных полосками с косыми насечками. Боковые пояски из полосок проходят и по нижней половине граней до цоколя. На цокольной части их концы соединены поясками, выложенными зубчатой кладкой. Барабан круглой формы опоясан рядами керамических плиток с изразцами, на нем расположены световые люки. Уплощенный купол с навершием кубической формы облицован кирпичами в форме треугольников. На внутренних стенах мавзолея расположены ниши, их стороны представляют собой парные пилястры с капителями в верхней части, на которые опираются концы арочных дуг ниш. Парные пилястры в виде вогнутых углов соответствуют наружным углам мавзолея. В средней части пилястров имеются кронштейны в виде карниза. Пилястры не доходят до пола. Вдоль стен идут три декоративных пояса: нижний и верхний из резных терракотовых плит, средний из трех рядов кирпичной кладки. Верхний пояс проходит на уровне капителей, где замыкаются концы арочных дуг. Выше этого пояса идет ряд кирпичной кладки в виде треугольников. Пространство арочных дуг заполняет обычная кирпичная кладка. Мавзолей Рахматуллы построен казахским зодчим Абишем Кунанкара в конце XIX века. Мавзолей Адильбека (Туйемойнак) — портально­купольное сооружение из жженого кирпича. По сторонам входа в мавзолей расположены прямоугольные пилоны высотой 1,68 м. На плоскости над входом расположены три ниши, окаймленные пилястрами. По верхней части парапета проходит пояс из резных терракотовых плит квадратной формы. На расстоянии ~ 80 см от углов парапета вниз от пояса идут два ряда таких же плиток. По верхнему краю парапета проходят два ряда обычной кирпичной кладки и ниже зубчатый ряд из сдвоенных торцов кирпичей. Между ним и поясом из резных терракотовых плит проходит ряд простой кирпичной кладки. На боковых стенах и заднем фасаде мавзолея расположены по две прямоугольной формы ниши и по три широких пилястра, нижние концы которых доходят до цоколя. Над нишами стен идет такой же пояс из керамических плиток, как на фасаде, который снизу и сверху окаймляет кладка кирпичей в один ряд. По верхнему краю стен проходят два ряда простой кирпичной кладки и ряд зубчатой кладки из сдвоенных торцов кирпичей. Фундамент мавзолея высотой ~18 см выложен из бутового камня. В углах камеры мавзолея расположены глубокие ниши с поясом тромпов, выполненных в виде сталактитов. Средняя и верхняя части ниш декорированы резными терракотовыми плитами. Над сталактитами идут ряды кирпичей, заполняющие пространство арочных дуг, выше которых расположены барельефы с изображением полумесяца. Пилястры в форме вогнутого треугольника имеют капители, являющиеся основой арочных дуг, на которых покоится купол полусферической формы. Мавзолей Акайдара ­ величественное сооружение, расположенное на возвышенной террасе правого берега р.Сарысу, в 50 км выше Каражара. Сооружение прямоугольной композиции без купола, с мощными колоннами на четырех углах. Колонны имеют незавершенный вид. Верхнюю часть колонн украшают пояски из вертикально поставленных торцовой частью кирпичей. Такие же пояски венчают задние колонны. Центральный фасад обращен на юго­восток (в сторону р. Сарысу). Портал с двумя высокими пилонами, между которыми расположена клинчатая арка стрельчатой формы. В глубине ниши портала находится вход с клинчатой овальной формы аркой. Над входом расположена неглубокая прямоугольная ниша. На парапете между пилонами проходит пояс из вертикально поставленных торцовой частью кирпичей, выше идет пояс из крестообразных фигур. Над парапетом возвышаются две небольших башенки. Между колоннами и пилонами фасада расположены по три ниши: одна большая в нижней части стены и две узких ­ в верхней. Остальные стены мавзолея украшены 12 нишами прямоугольной формы с пилястрами. Вдоль верхних краев ниш проходит выступающий вперед узкий пояс обычной кирпичной кладки. На внутренних стенах мавзолея размещены по три ниши с пилястрами, в углах глубокие ниши со сталактитами (13 рядов кирпичей). В 200 метрах от левого берега р.Сарысу, в 25 км к юго­западу от урочища Борибас расположены мавзолеи Жамбека и Камбека. Мавзолей Жамбека ­ сооружение кубической формы из красного жженого кирпича. Главный фасад с входом обращен на юг, декорирован чередующимися рядами резных терракотовых плит и зубчатой кладки. Углы мавзолея выложены аккуратной кирпичной кладкой. Внутри камеры расположены угловые тромпы, поддерживающие купол конической формы. Мавзолей Камбека расположен северо­восточнее мавзолея Жамбека. Представляет собой кубической формы сооружение из жженого кирпича. Углы мавзолея оформлены выступающими круглыми башенками, сложенными из пяти вертикальных рядов обтесанных кирпичей. Фасад обращен на юг, над входом арка овальной формы. На тимпане устроены две ниши, в каждой из которых по четыре резных терракотовых плитки. Фасад и стены мавзолея украшены чередованием рядов сплошной и зубчатой кладки, в их верхней части между рядами кладки проходит пояс из резных терракотовых плит. Камера освещается светом, идущим из четырех прямоугольной формы небольших люков, устроенных на куполе. На северной стене внутреннего помещения (против входа) распо­ ложены три ниши. Переход от квадратного основания мавзолея к куполу конической формы осуществлен с помощью угловых тромпов. Мазар Конуспай­Лабака расположен на левой стороне р.Кенгир, к северо­западу от мавзолея Жошы­хана, построен из жженого кирпича в XIX в. Сооружение кубической формы без купола. На главном фасаде стрельчатая арка с неглубокой нишей, в которой расположен вход. Над стрельчатой аркой навершие круглой формы. Мавзолей декорирован очень сдержанно. По фризу проходят два пояса из квадратных плит с изразцом. Боковые фасады мавзолея декорированы фигурной кирпичной кладкой в «елочку». В некрополе, где расположен мазар Конуспай­Лабака, находится полуразвалившийся мавзолей «Кишкентай» (XVIII в.), покрытый ковровым рисунком. Мавзолей Жуздена ­ портально­купольное сооружение, находится недалеко от мавзолея Алаша­хана. Построен в середине XIX века казахским мастером Сералы Еламанулы по заказу крупного феодала Ердына из рода найман над могилой его брата Жуздена. Представляет собой плохую копию мавзолея Алаша­хана. Мавзолей сооружен из жженого кирпича на глиняно­саманном растворе. По рассказам старожилов при изготовлении кирпича для его прочности добавлялось овечье молоко. Сооружение кубической формы с полусферическим куполом. В основе мавзолея квадрат с размерами сторон по внутреннему обмеру 5,38×5,43 м. Портал с полукруглой аркой. Архивольт арки опирается на шестигранные трехчетвертные колонки, которые стоят на уступах внутренних углов пилонов. Арка с трех сторон обрамлена поясом из плиток квадратной формы с изразцом. Фриз состоит из пояса плиток квадратной формы с рисунками восьмиугольников. Такой же пояс проходит по верхней части остальных стен. Передняя часть боковых стен декорирована кирпичной кладкой в «елочку». Остальная плоскость боковых стен и задний фасад украшены фигурной кирпичной кладкой в виде ромбов. Памятник по объемной композиции, декоративной отделке и качеству строительных работ в значительной степени уступает мавзолею Алаша­хана. Мавзолей Молдир­байбише расположен на р. Сарыкенгир. Сооружение из жженого кирпича крестообразного плана с пятью куполами. Концы креста имеют по пять граней. Фасад обращен на юго­восток. Перед входом выступают два пилона, соединенные пологой аркой. Плоскость над входом украшена четырьмя вертикальными поясками из двух рядов зубчатой кладки. По центру боковых граней фасада, а также всех узких граней мавзолея от фриза до цоколя идут такие же пояски. Все широкие грани мавзолея имеют по две ниши ­ верхние и нижние, декорированные узорной кирпичной кладкой в виде ромбов. Между нишами широких граней и по узким граням мавзолея проходит выпуклый пояс из трех рядов обтесанных кирпичей, концы которого упираются в пилоны на фасаде. Фриз мавзолея выложен чередующимися рядами фигурной и простой кладки. Под фризом граней мавзолея на крупных плитах расположены надписи, сделанные арабским шрифтом. В урочище Теректы расположены два мазара— кумбез Отеули и мазар Отепа. Кумбез Отеули ­ сооружение кубической формы из жженого кирпича, работа архитектора Данияра Карибайулы из известной династии казахских зодчих. Все внешние стены декорированы двумя рядами ниш (верхний и нижний) с пилястрами. Между рядами ниш по всему периметру проходит пояс из двух рядов обтесанных кирпичей. Под карнизом по всему периметру мавзолея проходит кирпичная кладка торцом с небольшими разрывами, ниже ее идет пояс из резных терракотовых плит. Невысокий уплощенный купол с небольшим навершием в центре стоит на цилиндрическом барабане, который поддерживается поясом тромпов. Нижняя часть барабана облицована обычной кирпичной кладкой, выше нее проходит пояс из резных терракотовых плит, по верхнему краю барабана идет пояс зубчатой кладки из сдвоенных торцов кирпичей с разрывами. Высота сооружения 3,80 м, с куполом ~ 5,0 м. Бросается в глаза несоразмерность высоты входа в мавзолей (менее одного метра) с высотой сооружения. Мазар Отепа ­ сооружение крестообразного плана из жженого кирпича. Подобные мазары по замыслу зодчих представляют собой семейный склеп, где глава семьи погребен в центре, а его близкие в концах креста. Углы граней креста выделены прямоугольными и круглыми башенками. В Улытауском районе в горах Коянды расположены мавзолеи Есенбека, Нурмана, Токсана, Наурызбая и мавзолей №1, на описании которых мы остановимся. Мавзолей Есенбека представляет собой портально­купольное сооружение из жженого кирпича. Мавзолей кубической формы с простым порталом, барабаном и куполом конической формы. Портал с неглубокой нишей, в которой расположен вход. И пештак и вход имеют клинчатые арки овальной формы. Вокруг ниши идет пояс из кирпичной кладки в «елочку». По углам главного фасада расположены круглые колонны. Между ними по фризу проходят декоративные пояса: нижний из резных терракотовых плит с узором «қошқар мүйіз», выше идет пояс из кладки в «елочку». Карниз мавзолея имеет выразительный профиль цилиндрической формы из двух рядов обтесанных кирпичей. Под карнизом по всему периметру мавзолея проходят три пояса: верхний ­ из кладки кирпичей углом, средний ­ в «елочку» и нижний из резных терракотовых плит с узором «қошқар мүйіз». Над ним расположен один ряд кирпичной кладки углом. Центральная часть боковых стен и заднего фасада обрамлена поясом из кирпичной кладки в «елочку». Невысокий конической формы купол покоится на барабане, который опирается на пояс тромпов. Мавзолей Нурмана по конструкции представляет собой небольшое портально­купольное сооружение кубической формы из жженого кирпича. Портал мавзолея с овальной клинчатой аркой и неглубокой нишей, где расположен вход с такой же аркой. Над входом и по всему периметру мавзолея проходит пояс из квадратных плиток с изразцом, над которым идет фриз, декорированный таким же поясом из плиток, окаймленным сверху и снизу рядами кладки из обтесанных кирпичей. Край парапета оформлен кирпичной кладкой с профилем «гусек». На боковых и заднем фасадах мавзолея кирпичной кладкой выложен ковровый рисунок «елочкой». Переход от квадратного основания к барабану осуществлен с помощью тромпов. Конический купол возвышается над цилиндрическим барабаном. Купол и барабан облицованы обычной кирпичной кладкой. Мавзолей Нурмана отмечен совершенными пропорциями, красивым куполом, неброским декором и замечательной работой строителей. Мавзолей Токсана из рода Торт­Кара построен из жженого кирпича имеет крестообразную композицию, концы креста ориентированы по сторонам света. По замыслу архитектора это семейный склеп, где глава семьи погребен в центре, а члены семьи ­ по сторонам крестообразного сооружения. На южной стороне находится входной проем с овальным верхом. Фриз украшен поясом из вертикально поставленных кирпичей с разрывами. Усеченные углы граней мавзолея выложены кладкой из шести рядов обтесанных кирпичей. Над мавзолеем возвышаются пять куполов конической формы. На центральном куполе расположены два световых люка. Мавзолей Наурызбая расположен на берегу р.Тамды. Представляет собой портально­ купольное сооружение из жженого кирпича высотой ~ 7 метров. Стрельчатая арка портала мавзолея высотой более 3 метров и шириной 1,5 метра с архивольтом в полкирпича. В глубине портальной ниши вход высотой 1,7 м. Вокруг портала проходит пояс из резных терракотовых плит с орнаментом «қошкар мүйіз». По верхней части парапета проходит пояс из более крупных плит квадратной формы с изображением восьмиугольников. По углам парапета расположены круглые башенки из обтесанного кирпича, окаймленные кирпичной кладкой. По верхнему краю боковых стен и заднего фасада проходит пояс из плит с восьмиугольниками. Барабан и купол облицованы обычной кирпичной кладкой. На барабане расположены квадратной формы окна, через которые освещается камера. Мавзолей находится в аварийном состоянии. Мавзолей в урочище Куртугай на р. Тургай представляет собой портально­купольное сооружение. Его основание приближается к квадрату с размерами сторон по наружному обмеру 7,0 х 7,5 м. Сооружен из красного жженого кирпича кладкой на глиняном растворе. Портал мавзолея с клинчатой аркой полукруглой формы. В глубине арочной ниши находится вход. Над аркой и вдоль нее проходит пояс из плиток квадратной формы (22×22 см) с изразцами. Такой же пояс идет по парапету. Верхний край парапета состоит из четырех рядов обычной кирпичной кладки, ниже которых идут два ряда кирпичей, поставленных углом. Площадь боковых стен до цоколя выложена кирпичной кладкой в «елочку». Их верхняя часть декорирована так же как верхняя часть фасада. Переход от квадратного основания к куполу осуществлен с помощью традиционного конструктивного приема ­ путем устройства в углах и толще стен камеры восьми ниш с арками, на которых покоится полусферический купол. Мавзолей Байходжы по композиционному решению представляет портально­купольное сооружение. На главном фасаде мавзолея овальная клинчатая арка с нишей, в глубине которой находится вход. По сторонам фасада расположены большие ниши с клинчатым верхом стрельчатой формы. По верхней части парапета проходит пояс из квадратных плит с поливой, над ним кладка кирпичей углом. На остальных стенах мавзолея расположены по две ниши с ковровым узором. Верхняя часть ниш имеет луковичный профиль. Над нишами расположены такие же пояса, как на парапете мавзолея. В углах и толще стен однокамерного помещения расположены ниши с арками, на которых покоится круглый барабан и возвышается купол. Кумбез Исака по композиционному плану представляет собой центрально­купольное сооружение. Находится на юго­востоке пустыни Бетпакдала, в урочище Акмандай, в 15 км на северо­запад от Сорбулак Шойбека. Сооружен из сырцового кирпича размерами 55x25x10 см. План центрального сооружения квадратной формы. По сторонам входа в мавзолей находятся две башни цилиндрической формы с конусообразным верхом. К центральной части с трех сторон сделаны пристройки прямоугольной формы. Над кумбезом возвышаются четыре купола: большой конической формы ­ над центральной частью и три небольших купола с луковичным профилем ­ над боковыми пристройками. Стены центрального сооружения декорированы растительным и геометрическим орнаментом. В XVIII­XIX вв. долина р. Коктас была облюбована скотовладельцами из казахских родов Младшего жуза тама, алшын и жагалбайлы. Об этом свидетельствуют многочисленные надгробные сооружения из сырцового и обожженного кирпича конической формы. В некрополе Ольке находится мавзолей казахского батыра Берды­Хожа из рода уак (XVIII в.) и родовой некрополь «Костам» (Карабидаик). Кроме надгробных сооружений здесь находятся многочисленные развалины кыстау­зимовок и значительные следы позднего орошения. Мазар Отыншы находится в Бетпакдале, в оазисе Ольке. Сооружен из сырцового кирпича и облицован жженым кирпичем. Плоскость фасада над входом украшена двумя круглыми нишами, вход и две ниши по его сторонам имеют арочное завершение. В углы заднего фасада встроены круглые колонны. В верхней половине боковых фасадов расположены по четыре ниши, перекрытые пологими арками, между парами ниш проходит пилястр. По периметру мавзолея между его верхней и нижней половинами над плоскостью стен выступает поясок овального сечения. Внутреннее помещение мазара разделено на две части: переднюю и заднюю. В переднем помещении располагаются две прямоугольных ниши с размерами сторон 1,2×0,97 м. Дверь с южной стороны имеет размеры 1,6×0,70 м. Дверь, ведущая в заднее помещение, имеет размеры 1,66×1,0 м. Во втором помещении имеются три ниши, самая большая из которых обращена на восток, ее размеры 1,30×1,17 м. Две другие ниши имеют одинаковые размеры 1,15×1,05 м и расположены в южной и северной стенах. В северной стене находится окно подковообразной формы. Размеры окна 0,75×0,65 м. Два купола сферической формы покрыты кирпичной кладкой в «елочку». Передний купол увенчан небольшим навершием. Купола покоятся на поясах тромпов. Мазар Ершмана из сырцового кирпича расположен в долине правого берега р.Моинты, в 18 км южнее ст. Моинты. Сооружение квадратной композиции с размерами сторон по внешнему обмеру 10×10 м. Квадратное основание возведено путем последовательного выдвижения рядов кладки. Вход в мазар выделен двумя пилястрами, по сторонам которых расположены треугольные ниши в полкирпича. Боковые и задний фасады украшают по три таких же ниш. Над нишами проходят два декоративных пояса: нижний ­ с пилообразным узором, верхний ­ с зубчатым. Над квадратом сооружения расположены два квадратных барабана. Верхний барабан с двумя световыми люками. Над барабанами возвышается колоколопо­ добный купол высотой 4 метра. На трех стенах камеры сделаны ниши треугольной формы для светильников, от которых сохранились следы копоти. Кумбез Асылбая расположен в 25 км к северо­западу от станции Моинты, сооружен из крупного сырцового кирпича (40x20x10 см). Цементирующим материалом служила смесь глины с дресвой и галечником. Форма кумбеза напоминает буддийский «субурган». Внешние стены сплошь украшены нишами глубиной в полкирпича, которые перекрыты путем последовательного выдвижения рядов кладки. На фасаде мавзолея устроены два пилястра, соединенных овальной аркой, между которыми находится вход. У кумбеза два круглых барабана, верхний из которых украшен нишами с арочным завершением. Над уплощенным куполом возвышается шпиль цилиндрической формы. Стены однокамерного помещения снизу доверху оштукатурены. Переход от стен к куполу осуществлен незаметно. В кумбезе семь сагана. В 12 метрах от входа находятся два столба квадратного сечения высотой 1,2 м, сложенные из сырцового кирпича, такого же размера как кумбез. Это — коновязь. В долине р.Моинты находится кумбез Тышканбая. Сооружение квадратной композиции из крупного сырцового кирпича. По углам главного фасада расположены башенки конической формы с навершием. Входная часть выделена двумя пилястрами. Переход от стен к барабану осуществлен с помощью угловых тромпов. У мавзолея два барабана — нижний круглый и верхний в виде усеченного конуса, на котором расположены световые люки. Над ними возвышается купол конической формы с чуть отогнутыми кверху краями.

Читайте также:  ӘЛИХАН НҰРМҰХАМЕДҰЛЫ БӨКЕЙХАН ӨМІРБАЯНЫ

Оставить комментарий