Казахстанско-индийские отношения

Индия пользуется в мире заслуженным авторитетом как круп­нейшее государство в Южной Азии. Она является одним из ли­деров Движения неприсоединения, принимая активное участие в миротворческой деятельности ООН.

Широкомасштабные экономические реформы, начатые с се­редины 1991 г., перевели экономику Индии на рельсы уверенно­го роста. Уже к середине 90-х годов страна занимает 10-е место в мире по размеру ВВП и 16-е место — по объему промышленного производства.

Индия — аграрно-индустриальная страна. Основные отрасли экономики имеют следующий удельный вес в производстве вало­вого национального продукта: сельское хозяйство — 32%, промыш­ленность — 29%, сфера услуг (транспорт, связь, торговля) — 39%.

Государственный сектор играет значительную роль в развитии национальной экономики, обеспечивая производство около чет­верти ВНП. Он занимает ведущие позиции в таких областях, как оборонная промышленность, энергетика, железнодорожный, авиа­ционный, морской транспорт, связь, металлургия.

Частный сектор преобладает в машиностроении, сельском хо­зяйстве, легкой, пищевой, медицинской промышленности, строи­тельстве, торговле, автомобильном транспорте.

Сельское хозяйство остается основной отраслью индийской экономики. Сбор зерновых в 1995-1996 гг. финансовом году со­ставил 191,1 млн тонн. Производство молока — 64 млн тонн (вто­рое место в мире в пересчете надушу населения).

В промышленности ведущее место среди отраслей занимают текстильная — 17,2%, нефтяная и угольная — 16,5%, черная и цвет­ная металлургия — 13,9%, машиностроение — 12,3%, пищевая -11,4%, целлюлозно-бумажная — 7,2%, электротехническая — 5,3%.

Темпы роста ВНП в 1995-1996 гг. составили 5,6%, ВНП на душу населения — 335 долларов, инфляция — 8,5%.

Основными задачами социально-экономического развития Ин­дии в соответствии с восьмым пятилетним планом (1992-1997 гг. ) являются:

—  значительное ускорение темпов роста экономики, повыше­ние эффективности использования ресурсов, рост производитель­ности труда;

— ускорение темпов модернизации с целью достижения эконо­мической и технологической самообеспеченности;

— постепенное снижение уровня бедности и безработицы;

—  ускоренное развитие местных источников энергии при со­ответствующей концентрации усилий на сохранении энергии и ее эффективном использовании;

— общее повышение жизненного уровня народа, особенно эко­номически и социально отсталых слоев;

—  последовательное преодоление регионального неравенства как в развитии экономики, так и в распространении современной технологии;

— поощрение добровольного ограничения численности семьи;

— приведение в соответствие долгосрочных и краткосрочных задач развития с необходимостью улучшения экологии и защиты окружающей среды;

— использование системы образования и средств массовой ин­формации для активного вовлечения всех слоев населения в про­цесс социально-экономического развития.

Для решения этих задач в стране разработаны и успешно реа­лизуются Национальные целевые программы, ставшие главной составной частью экономической политики правительства Ин­дии.

Целью начавшихся в 1991 г. радикальных экономических ре­форм было создание рыночной экономики открытого типа. Почти все сферы экономики были открыты для отечественных и ино­странных частных инвестиций. Ограничения на импортное лицен­зирование полуфабрикатов и средств производства фактически ликвидированы.

В 1995-1996 гг. темпы роста в таких областях, как машиностро­ение, автомобильная, электротехническая промышленность соста­вили в среднем 25%; в фармацевтической и химической — 15-20%.

Произошли значительные перемены на финансовых рынках, где заметным событием стала выдача лицензий 20 новым частным банкам, а также новым иностранным банкам. Частично отменен контроль над курсами иностранных валют, что позволило Индии выполнить требование финансовой глобализации, предусмотрен­ное статьей 8 Устава Международного валютного фонда.

Осуществляется реформа индустрии страхования, в которой главное внимание уделяется отмене государственной монополии. Правительством страны взят курс на дальнейшее сокращение по­шлин на импорт в бюджете 1996-1997 гг. и рассматривается воз­можность отмены действующего запрета на импорт потребитель­ских товаров.

С августа 1994 г. введена конвертируемость рупии по текущим операциям платежного баланса.

Под влиянием проводимого индийскими властями курса на либерализацию экспортно-импортного и валютно-финансово-го законодательства стала заметной тенденция притока в Индию иностранных частных капиталовложений.

В наибольшей степени иностранный капитал проявляет инте­рес к таким отраслям индийской экономики, как нефтепереработ­ка, энергетика, сфера услуг, металлургия, пищевая промышлен­ность, производство электрооборудования.

При этом сохраняется тенденция роста внешней задолженно­сти Индии и существенного увеличения выплат в счет погашения основного долга и процентов по нему, что серьезно осложняет ва-лютно-финансовое положение страны. Внешний долг Индии по состоянию на конец 1996 г. составил около 85 млрд долларов. К началу 1997 г. валютные резервы Индии достигли 20,2 млрд долларов.

В 1995-1996 гг. внешнеторговый оборот страны составил 51,2 млрд долларов. При этом объем экспорта по сравнению с предыдущим годом увеличился на 21%, а импорта — на 20%. Ос­новными торговыми партнерами Индии являются США, Япония, ФРГ, Великобритания.

В Отчете по глобальной конкурентоспособности за 1996 год, подготовленном Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), Ин­дии отводится 45-е место среди 49 стран, чьи позиции на миро­вом рынке являются лидирующими. По индексу экономического роста, который определен на основе перспектив развития страны на предстоящие 5-10 лет, Индия находится на 11-м месте. По сте­пени открытости своей экономики Индия занимает 49-е место. Се­рьезную проблему представит для страны в начале следующего столетия демографическая ситуация, а именно практически не­контролируемый рост населения.

Читайте также:  БАҚ-тың саясат саласындағы қызметі

Своей важнейшей внешнеполитической задачей Индия рас­сматривает достижение статуса глобальной державы. Об этом до­статочно красноречиво свидетельствуют претензии на постоянное членство в Совете Безопасности ООН, о чем индийский представи­тель заявил на 49-й сессии ГА ООН. Выступая за демократизацию механизма принятия решений в ООН, который отражал бы новые геополитические реалии, индийцы отмечают важность повышения эффективности ООН, при этом они не возражают против сохране­ния права вето в расширенном СБ исключительно за «пятеркой».

Считая вклад в миротворческие усилия ООН одним из кри­териев членства в СБ, Индия активно участвует в операциях по поддержанию мира (ОПМ). Для подходов Дели к ОПМ характер­но требование жесткого соблюдения Устава ООН, принципа не­предвзятости и недопущения нарушения национального сувере­нитета.

Заявляя о приверженности всеобщему и полному разору­жению, Индия осуществляет долгосрочную программу модер­низации своих вооруженных сил на основе общенационального консенсуса о необходимости сохранения ядерного выбора. Дели занимает негативную позицию в отношении ДНЯО, считая его дискриминационным, выступает против концепции отдельных безъядерных зон, в частности, против создания такой зоны в Юж­ной Азии.

На проходивших в Женеве заседаниях Комитета по разоруже­нию Индия предложила придать разрабатываемому проекту меж­дународного Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) характер документа, предусматривающего более решительные меры по обеспечению процессов ядерного разоружения в четко намеченные сроки. Без определения сроков значение настоящего соглашения, по ее мнению, окажется значи­тельно ослабленным, а подписание его Индией, наряду с други­ми околоядерными странами, приведет к тому, что она окажется в числе «наиболее пострадавших», потому что при сохранении ядерного оружия пятью ядерными державами Индия, в случае не­обходимости, не сможет приступить к полигонным испытаниям.

Идея полной ликвидации запасов оружия массового уничто­жения, по мнению Индии, должна стать приоритетной в многосто­ронних процессах по разоружению, осуществляемых в настоящее время в мире.

По заявлению МИД Индии, Дели будет продолжать усилия, направленные на достижение истинного, недискриминационно­го режима нераспространения путем ликвидации всего ядерного оружия. Свое негативное отношение к Договору о всеобъемлю­щем запрещении ядерных испытаний Индия объясняет следую­щими причинами:

—  во-первых, в проекте Договора не нашло отражение пред­ложение Индии о том, чтобы соглашение о запрещении ядерных испытаний стало частью процесса глобального ядерного разору­жения;

— во-вторых, сфера действия Договора сужена и касается лишь запрещения испытаний ядерного оружия; при этом остаются без внимания положения о новых технологиях в этой области, ко­торые могут использоваться в целях модернизации имеющихся ядерных арсеналов;

—  в-третьих, в политических кругах страны обеспокоены не­стабильностью ситуации в ядерной области, что, по их мнению, представляет угрозу национальной безопасности Индии.

Позиция Индии по отношению к ДВЗЯИ ставит под угрозу вхождение Договора в силу, поскольку непременным условием является его подписание 41 государством, в том числе Индией и Пакистаном.

По мнению индийских аналитиков, потенциал создания соб­ственного ядерного оружия должен сохраняться за Индией до тех пор, пока существует угроза его применения любой другой стра­ной. Такая позиция не противоречит готовности Дели поддержи­вать любые инициативы, направленные на ограничение и ликви­дацию всех видов оружия массового уничтожения, имеющие уни­версальный, недискриминационный и контролируемый характер, а также соответствует продолжающейся с 1954 г. поддержке Ин­дией идеи заключения договора о всеобщем и полном запрещении ядерных испытаний при соответствующем универсальном режи­ме контроля за его выполнением.

Индия постоянно голосует «против» по регулярно включаемо­му в повестку дня Генеральной Ассамблеи ООН вопросу о соз­дании безъядерной зоны в Южной Азии. Индийские представите­ли в ООН придерживаются принципиальной позиции в том, что ядерное разоружение не может иметь регионального характера, а представляет собой глобальный общемировой процесс, основан­ный на всеобщем и полном разоружении под эффективным меж­дународным контролем.

Отношения с США для Индии являются приоритетными. Уси­лия концентрируются в основном на развитии сотрудничества в тех сферах, где у сторон имеются совпадение или близость взгля­дов и общность интересов с переносом спорных моментов на вто­рой план. Наблюдается активизация взаимодействия в оборонной области. Визит У. Перри, первого министра обороны США, посе­тившего Индию в июле 1995 г., заложил договорно-правовую базу для развития контактов в военной сфере.

Читайте также:  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ГОСУДАРСТВЕН­НОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ

Вашингтон является приоритетным партнером Индии и в тор­гово-экономической области, что получило подтверждение во время визитов министров торговли и энергетики США в Дели. Одним из важных итогов состоявшихся визитов стало подписание меморандума об учреждении индийско-американского торгового союза со сроком действия 2 года и возможным пролонгированием. Основной целью этого союза является оказание правительствен­ного содействия развитию торгово-экономического сотрудниче­ства между Индией и США по линии государственных и частных фирм, а также коммерческих структур.

* * *

Дипломатические отношения с Республикой Индия установ­лены в феврале 1992 г. Тогда же состоялся официальный визит Президента Н. А. Назарбаева в Индию, в ходе которого между руководителями двух стран состоялся широкий обмен мнениями по вопросам двусторонних отношений и актуальным международ­ным проблемам.

По сути дела, это была первая международная акция независи­мого Казахстана. Показательно, что визит главы государства был совершен именно в Индию. Он продемонстрировал важность этой страны для нас. Во время визита оба государства выразили глу­бокую заинтересованность в развитии многопланового сотрудни­чества. Стороны отметили большое совпадение позиций по важ­ным международным политическим и экономическим проблемам, выразили стремление к построению безъядерного, свободного от насилия мира.

Важным итогом явилась Декларация о принципах взаимоотно­шений между Казахстаном и Индией, в которой обе стороны под­твердили желание строить свои отношения на основе приоритета международного права, уважения суверенитета и независимости, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела друг друга.

В этом документе было отражено стремление сторон разви­вать сотрудничество в политической, торгово-экономической, на­учно-технической, культурной и других областях на основе дан­ных принципов, а также на основе равенства, взаимной выгоды и предоставления режима наибольшего благоприятствования. Ого­варивалась возможность подписания отдельных соглашений по этим направлениям.

В Декларации было сказано и об образовании межправитель­ственной казахстанско-индийской комиссии по торгово-экономи­ческому, научно-техническому, промышленному и культурному сотрудничеству.

Стороны выразили намерение развивать сотрудничество в об­ласти образования, культуры, искусства, туризма и спорта посред­ством установления контактов между соответствующими ведом­ствами и представителями средств массовой информации.

Подчеркивалась необходимость регулярных контактов между правительствами обеих стран. При этом отмечалось, что развитие сотрудничества между Казахстаном и Индией не будет наносить ущерба их обязательствам по существующим двусторонним и многосторонним соглашениям с любой третьей страной.

Был подписан ряд других соглашений, заложивших правовую основу межгосударственных связей: соглашения об установлении дипломатических и консульских отношений, по культурным, на­учным и спортивным связям, о сотрудничестве в области торгово-экономических отношений, науки и технологии. В последнем было сказано о том, что Казахстан и Индия должны в соответствии со своими законами и правилами оказывать содействие торгово-экономическому и научному сотрудничеству на долгосрочной и стабильной основе, обеспечивая друг другу благоприятный под­ход в решении всех вопросов торгового и коммерческого сотруд­ничества. Стороны обязались также содействовать технологиче­скому сотрудничеству и обмену технологиями, включая учрежде­ние совместных предприятий, налаживание контактов между тор­говыми и промышленными предприятиями посредством обмена визитами делегаций, бизнесменов и предпринимателей, участия в ярмарках и выставках.

В октябре 1992 г. Алматы посетил первый заместитель мини­стра иностранных дел Индии Р. Бхатия. В ходе визита подписаны соглашения о техническом сотрудничестве и о создании казах-станско-индийской межправительственной комиссии по торго­во-экономическому сотрудничеству. Была принята программа культурного обмена между двумя странами. Она предусматривает обмен специалистами, а также участие в международных конфе­ренциях, обмен информацией и материалами, радио- и телепро­граммами, организацию выставок, проведение дней националь­ных культур, развитие туризма.

Важным событием стал состоявшийся с 25 по 26 мая 1993 г. визит премьер-министра Индии Нарасимха Рао в Казахстан. На переговорах был обсужден широкий спектр вопросов двусторонних отношений, а также международные проблемы. Была дана позитивная оценка сотрудничеству в сфере торговли, культуры, науки и техники и других областях.

Н. А. Назарбаев и Н. Рао выразили удовлетворение в связи с нарастанием темпов и объемов связей и контактов между Казах­станом и Индией, отметили наличие перспективных направлений взаимовыгодного сотрудничества, выразили мнение о необходи­мости эффективных усилий в целях более полного использования имеющегося потенциала.

Стороны отметили, что такие принципы, как взаимное уваже­ние суверенитета и территориальной целостности, невмешатель­ство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование подтвердили свою политическую значи­мость как оптимальный критерий дружественного характера меж­дународных отношений.

Руководители двух стран договорились направлять усилия на углубление и развитие казахстанско-индийских отношений. Приоритетное внимание уделялось взаимовыгодным сферам тор­гово-экономического сотрудничества, а также политическому диалогу по международным и региональным проблемам. В ходе визита было подписано Соглашение о сотрудничестве в области науки и технологий. Предусматривается обмен учеными и специ­алистами для проведения исследований, научной и технической информацией, проведение двусторонних семинаров и консульта­ций, организация научных и технологических выставок, выпол­нение совместных исследовательских программ, сотрудничество между центрами научно-исследовательской информации и науч­ными организациями.

Читайте также:  Әскери география дегеніміз не

Стороны договорились об открытии воздушного сообщения между Алматы и Дели; первый рейс состоялся в июле 1994 г. Обсуждались вопросы подготовки и повышения квалификации казахстанских кадров в области дипломатии, маркетинга, банков­ского дела и сельского хозяйства.

Был подписан Протокол о сотрудничестве между МИДами двух стран, предусматривающий регулярное проведение перего­воров и консультаций по международным и региональным про­блемам, а также по вопросам двусторонних отношений.

С 5 по 7 июня 1994 г. состоялся официальный визит заместителя министра иностранных дел Индии Салмана Хуршида. Он был принят Президентом Н. А. Назарбаевым, провел переговоры с ми­нистром науки и новых технологий, министром иностранных дел, министром обороны, министром транспорта и коммуникаций.

Во время бесед речь шла об укреплении и развитии отноше­ний между двумя странами, необходимости более активной реа­лизации подписанных ранее соглашений о налаживании торговли и экономических связей. Для этого в Алматы прибыли свыше 20 индийских бизнесменов.

Индийская сторона заявила о полной поддержке инициативы Н. А. Назарбаева о созыве Совещания по безопасности и мерам доверия в Азии и указала на необходимость проведения консуль­таций для осуществления дальнейших действий в ее реализации. Затрагивались вопросы военного сотрудничества (подготовки ка­дров), совместных исследований в области атомной промышлен­ности, использования индийского опыта в сфере телекоммуника­ций, открытия в Балхаше пункта на базе использования геоста­ционарного метеорологического спутника Индии.

С 1 по 5 февраля 1995 г. в Индии с официальным визитом на­ходился министр обороны С. К. Нурмагамбетов. Состоялись его встречи с премьер-министром Индии Нарасимха Рао, членами правительства, руководством министерства иностранных дел и министерства обороны Индии. Были намечены основные направ­ления сотрудничества и обмена опытом между военными ведом­ствами двух стран в таких областях, как создание вооруженных сил, их материально-техническое обеспечение, финансирование и подготовка военных кадров, обеспечение социальных прав воен­нослужащих.

Важным событием в двусторонних отношениях явился визит в Дели 22-25 мая 1995 г. правительственной делегации во главе с заместителем премьер-министра В. Метте. В ходе переговоров с Президентом Индии Ш. Д. Шармой, премьер-министром Н. Рао, руководителями министерств и ведомств обсуждались вопросы укрепления и развития отношений между двумя странами.

В ходе визита было проведено второе заседание межправи­тельственной комиссии, а также совместное заседание объеди­ненного делового Совета. По итогам переговоров было подписано Соглашение о предоставлении Индией Казахстану второго транша кредита (10 млн долларов), который предусматривалось использо­вать для поставок в Казахстан индийских товаров и технологий, создания СП (кредит был не освоен). Представители индийских деловых кругов подписали ряд контрактов на поставку в Казах­стан сельскохозяйственной продукции, медицинских препаратов и оборудования, товаров народного потребления. Из Казахстана в Индию будут направляться цветные металлы, сталелитейная про­дукция, трубопрокатные станы, рентгеновская аппаратура, сель­скохозяйственное сырье.

В декабре 1995 г. — январе 1996 г. Казахстан посетили индий­ские делегации по линии научно-технического сотрудничества в области атомной энергетики.

В сентябре 1996 г. состоялся официальный визит в Казахстан вице-президента Индии К. Р. Нарайанана. В ходе переговоров сто­роны обсудили приоритетные сферы двустороннего сотрудниче­ства, в частности, возможность проведения геологоразведочных работ в районах казахстанских залежей редкоземельных метал­лов с целью последующей эксплуатации месторождений и обра­ботки сырья, обмен опытом в области добычи золота и алмазов, нефтегазодобычи, развития ядерной энергетики, малого и средне­го бизнеса, изучения космического пространства, ракетостроения, культурного сотрудничества. В соответствии с достигнутыми до­говоренностями, образованы рабочие группы по сотрудничеству с Индией в области ядерных технологий, оборонной промышленно­сти и развития малого и среднего бизнеса.

Важными событиями в деле укрепления культурного сотрудничества стало празднование в Индии 150-летия Абая, издание сборника его стихов на языке хинди, а в Казахстане — 125-летня Махатмы Ганди, к юбилею которого в Казахстане в октябре 1995 г. выпущена почтовая марка. В 1996-1997 гг. планировалось проведение дней культуры РК в Индии и Индии в Казахстане.

В целом условия для казахстанско-индийского сотрудничества во всех областях можно расценить как весьма благоприятные. Существующая взаимная заинтересованность в его дальнейшем развитии, а также стремление Индии к большей вовлеченности в дела Центрально-Азиатского региона позволяют говорить об этой стране как об одном из основных партнеров Казахстана в XXI веке.

Оставить комментарий