Корпоратизация — ключ повышения конкурентоспособности национальной экономики

Мировая экономика переживает период корпоратизации. По некоторым источникам, крупные корпорации создают около 2/3 мирового валового продукта. Тенденция монополизации, обеспечивающая более высокую прибыль, имеет большие экономические стимулы развития. У корпораций более весомые возможности и рычаги воздействия на общество и государственную систему управления, которыми они успешно пользуются. Система свободного рынка с его совершенной конкуренцией — скорее всего абстрактный постулат, ни в какой степени не реализуемый в условиях государственно-монополистического капитализма и глобализированного рынка, когда на базовых рынках доминирует олигопольная монополизация, приобретающая в современных условиях олигополистический корпоративный характер. Крупные корпорации, создавая основную массу ВНП (ВВП), формируют экономическую систему государства, обеспечивают потребности основных рынков, в первую очередь в базовых товарах. В деятельности корпораций явно выражены основные преимущества крупного производства и капитала, возможности организации массового производства с более низкими издержками, эффективным использованием достижений науки и тех­ники, сосредоточением основной массы инвестиций. Глобализация демонстрирует качественно новое явление: замещение рынка сво­бодной конкуренции рынком ТНК. Все развитые страны принимают корпоративную, олигархическую экономическую систему. Опыт по­казывает обоснованность такого пути развития. Народнохозяйствен­ную эффективность корпораций подтверждают следующие данные: в экономике США корпорации составляют примерно 18% общего числа зарегистрированных фирм, они производят 90% промышлен­ной продукции. Сто крупнейших корпорации производят почти 60% ВНП США, в них занято 45% трудовых резервов. Они осуществля­ют 60% всех инвестиций. На их торговые фирмы приходится более половины экспортно-импортных операций [89]. Это свидетельству­ет об их исключительном значении для социально-экономического развития страны. Именно в деятельности крупных корпораций ре­ализуется объективное стремление частной собственности к макси­мизации прибыли в корпоративных интересах [90].

Усиление экономической власти крупного капитала соответствует наступлению новой стадии в формации капитализма. На националь­ном уровне она будет функционировать как государственно-корпо­ративная экономика, отличительными чертами которой предстают: регулируемая государством олигополистическая монополия; регу­лирование на государственном уровне формирования социальной системы; законодательное установление экономических отношений корпоративного государства, общества; ответственность корпора­ций за развитие национальной экономики и общества; создание го­сударственной системы ответственности корпораций за свое инно­вационно-инвестиционное развитие.

Читайте также:  Инструменты и методы анализа финансовой отчетности

Соединение силы капитала и силы государственной власти созда­ет условия для эффективного развития корпораций и защиты нацио­нальной или групповой экономической безопасности. И логично, что государство оказывает поддержку крупным корпорациям в кризис­ных, форс-мажорных для них обстоятельствах за счет государствен­ного бюджета. Поиск оптимума между социальным и корпоратив­но-экономическим развитием государства — важнейший императив, который должен разрабатываться каждым государством с учетом мирового опыта и проводимой социально-экономической политики. Государственная стратегия социально-экономического развития и корпоративная стратегия имеют прямые и обратные связи. При этом приоритет государственной стратегии непреложен. Оптимизируя развитие народного хозяйства, корпорации и государственные эко­номические системы должны руководствоваться высшей государс­твенной целью: через процветающую экономику достижение состо­ятельного государства с высокими стандартами жизнедеятельности населения.

С позиции перспектив социально-экономического развития об­щества, выработки долгосрочной национальной стратегии, необхо­димых при усилении корпоратизации, должны быть проведены рас­четы социально-экономической эффективности, обосновывающие радикальные изменения экономической системы общества, механиз­мы ее трансформации. Это наиболее важно на переходных этапах к новому технологическому укладу, инновационному типу экономи­ческого роста, сопряженного с радикальным изменением факторов производства, организации менеджмента экономической системы.

Корпоративный сектор в этих условиях взаимодействует с госу­дарственным сектором экономики, особенно в сферах обеспечения национальной безопасности, развития стратегических отраслей, решения важных и масштабных социальных и инфраструктурных задач. В этой связи, как показывает практика ряда развивающихся стран, создаются государственно-корпоративные формы деятель­ности в направлениях недостаточно эффективных для капитала, но необходимых для государства и общества. Одной из основополагаю­щих задач государства является обеспечение баланса интересов всех субъектов экономической деятельности.

Построение государственно-корпоративной экономики со значи­тельной долей государственного участия в акционерном капитале имеет исключительное значение в аспекте формирования сильных конкурентоспособных структур в экономике переходных стран, что является условием нахождения последними своей ниши в новом международном разделении труда. Нельзя не согласиться с выводом Дж, Гэлбрейта, который рассматривает крупные корпорации как ос­нову национальной индустриальной системы [92]. Корпоративный подход в нацкомпаниях и институтах развития проявляется в стрем­лении нарастить активы этих структур с ориентацией на их даль­нейшую приватизацию. Реальное экономическое развитие (институ­циональные преобразования) переходных экономик, ядром которых является реформирование отношений собственности, основывается на сочетании хозяйственных субъектов государственного и частного секторов экономики. Между этими секторами хозяйства размещают­ся предприятия со смешанной формой собственности в виде акцио­нерных обществ и корпораций.

Читайте также:  Прокурорский надзор РК

Возникновение моделей корпоративного управления, основанное на смешанной собственности, стало одной из характерных черт боль­шинства стран с переходной экономикой в 1990-е гг. Так, предпри­ятия такого типа в России играют определяющую роль в развитии страны и формировании бюджетных доходов. Притом становление корпоративной формы собственности в российской экономике шло по нескольким направлениям. К первому относится использование государственных предприятий с сохранением имущественного ком­плекса с преобразованием в акционерное общество с контрольным или просто с крупным пакетом акций. Второе направление — орга­низация холдинговых компаний с их значительным влиянием на хо­зяйственно-политические процессы. Наглядным примером может служить деятельность ОАО «ЕЭС России» и РАО «Газпром». Третье направление — производственные объединения с включением мно­гих акционерных обществ, например, в нефтегазовом и металлурги­ческом комплексах. В них в ряде случаев присутствует иностранная частная собственность (Россия), а в Казахстане, как правило, преоб­ладающая иностранная частная собственность сочетается с пакетом государственных акций на акционерных началах.

Создание национальной корпоративной системы в Казахстане выдвигается в приоритет экономической политики и задач страте­гической важности. Актуальность судьбоносной для страны задачи особо значима, когда адепты глобализации и неолиберализма фак­тически отрицают право на существование национальных эконо­мик и национальных экономических интересов [93]. Упрощенные взгляды на преимущества глобализации с позиции теории предель­ной полезности и маржинализма вовсе небезопасны с точки зрения разработки и реализации национальной стратегии развития, кото­рая в настоящих условиях не может не быть стратегией вертикаль­ной интеграции и формирования корпоративной системы казахс­танской экономики. Осмысление опыта внутренней интеграции организационно-экономических систем развитых стран наглядно убеждает, что только вертикальная интеграция в лице транснациональных корпораций воплощает подлинный облик современного передового хозяйства. Только они позволяют достигать наивысших по современным историческим меркам социально-экономических результатов — идет ли речь о показателях эффективности, производительности труда, конкурентоспособности или же социальных стандартах и уровне жизни населения. Поэтому так важно раскрывать потенциал и преимущества корпоративной стадии развития постиндустриализма с тем, чтобы начать практический переход к ней казахстанской экономики.

Читайте также:  Әлеуметтік жарнама ерекшеліктері

Оставить комментарий