МЕСТО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ КАЗАХСТАНА

ХХ век ознаменовал собой динамичное развитие инновационной сферы – составляющей инновационной экономики. Высокотехнологичная экономика предполагает наличие эффективной инновационной системы и создание институтов поддержки инновационного процесса. Конечно же, Казахстан сегодня не входит в двадцатку высокотехнологичных наций мира, куда вошли Финляндия, США, Швеция, Япония, Южная Корея, Нидерланды, Великобритания, Канада, Австралия и Сингапур, за ними следуют Китай и Индия. На современном этапе в Казахстане инновационной деятельности отводится большая роль. Но отраслевая структура экономики Казахстана с доминированием добывающих отраслей и отраслей первичной переработки сдерживает развитие инноваций. Отрасли, преобладающие в казахстанской экономике, отличаются продолжительным жизненным циклом применяемых технологий, стабильным ассортиментом выпускаемой продукции и низкими темпами ее обновления. Поэтому они относятся к мало и средне-технологическим отраслям. В 2008 году, по данным статуправлений, научно-исследовательскими институтами, высшими учебными заведениями, конструкторскими, проектно-конструкторскими и технологическими организациями страны по фундаментальным исследованиям было освоено 4,3 млрд. тенге, действовало 745 научно-исследовательских и проектно-конструкторских подразделений с численностью 10781 чел. В том же году в приобретении новых технологий участвовали 594 предприятия, а в их передаче – 337 [1]. В качестве наиболее активных импортеров новых технологий выделяются предприятия обрабатывающей промышленности и субъекты, связанные с вычислительной техникой. Самой популярной формой приобретения новых технологий является покупка оборудования в пределах страны и за ее пределами. Данные по приобретению прав на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов и полезных моделей составили 25%. Непопулярные формы приобретения – приобретение результатов исследований и разработок – менее 1% [2]. Таким образом, Казахстан сильно зависим от зарубежных разработок и уже внедренных и используемых технологий, чтобы управлять и модернизировать свою индустриальную основу, хотя правительство (к большому сожалению, только оно) прилагает большие усилия к модернизации и инновации основ экономики. Президентом Республики Казахстан – Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым — 4 сентября 2009 года дано поручение по созданию исследовательских университетов мирового уровня. Летом 2010 года был открыт новый университет Астаны. Концепция сотрудничества с ведущими университетами мира, заложенная в его развитии, позволяет рассчитывать, что этот образовательно-научный центр станет флагманом для исследовательских университетов Казахстана. Ранее государством предприняты шаги по созданию университетских лабораторий инженерного профиля и национальных лабораторий открытого типа. Были созданы консорциумы университетов и научно-исследовательских организаций. В 2001 году создан Центрально- азиатский институт развития (ЦАИР), который является некоммерческой неправительственной САЯСАТТАНУ ПОЛИТОЛОГИЯ организацией, учрежден лидерами общественных организаций. В основе ЦАИР следующие функции — социально-политический PR; подготовка и проведение избирательных кампаний, создание репутации; бизнес-PR. В мае 2002 года создается Институт национальных исследований, имеющий статус негосударственной некоммерческой организации. Основными направлениями деятельности Института являются проведение научных исследований по актуальным проблемам национально-государственного строительства Казахстана, анализ и прогноз социально-политических процессов в Казахстане, проведение этнополитического мониторинга, политический консалтинг. В 2003 году образован Международный институт современной политики как неправительственная организация, занимающейся проведением гуманитарных исследований и поддержкой проектов, направленных на формирование гражданского общества, разработку моделей эффективного управления в политике и экономике, поиск стратегий по созданию межгосударственных объединений. Одним из основных индикаторов инновационной политики государства является экономика знаний, состоящая из трех частей – фундаментальной, прикладной науки и проектно- конструкторские организаций. На сегодняшний день в стране фундаментальный аспект находится на достаточно высоком уровне, прикладная наука занимает вторую позицию, а вот третья часть сильно подводит первые две ступени низким применением достижений науки в производстве. Что мешает: 1. нет стимулирования частного спроса на науку и интеллектуальный потенциал 2. университетская наука целиком и полностью зависит от государства 3. слабо развиты национальные фонды грантового финансирования научных исследований. Если проследить мировой опыт применения интеллектуального потенциала, то многие страны используют американскую модель развития – это Япония, Южная Корея, Сингапур, Финляндия, Германия, Израиль, Китай. Американская модель содействует устойчивому финансированию, стабильному воспроизводству научных кадров, стимулированию прорывных научных идей, их быстрой реализации. Закон РК «О науке» (2001 г.) разрешает создавать научно-исследовательские институты, проблемные научно-исследовательские лаборатории. В настоящее время повсеместно развивается исследовательская база университетов, участие вузов в государственных и частных исследовательских программах, через ориентацию программ обучения на исследовательские задачи. За счет этого происходит: • повышение качества образования и воспроизводства научных и инженерных кадров; • удешевление НИР в силу меньшей стоимости интеллектуальных ресурсов в университетах (студенты, аспиранты) по сравнению с академическими НИИ [3]. Новым в развитии инноваций является система грантов, которая существенно поддерживает коллективы ученых и отдельных ученых. Она также служит общественно-научным признанием исполнителей и проектов, способствует независимости выбора тематики научных исследований, обеспечивает возможность дальнейшего поиска решений фундаментальных проблем. Внедрение инновационных форм интеграции науки и образования способствует повышению эффективности научных исследований, что влечет за собой • повышение практического опыта действующих ученых, их активное участие в научных исследованиях; • привлечение и закрепление талантливой молодежи в науке и образовании; • повышение эффективности проведения фундаментальных и прикладных исследований. Государственная поддержка развития интеллектуального потенциала в настоящее время должна обратить внимание на следующие моменты: 1. Создание и развитие такой правовой базы, способной обеспечивать связь наработанных прикладных знаний и практическим применением. 2. Усовершенствовать формы поддержки ведущих исследовательских университетов, во- первых, в повышенных нормативах финансирования, во-вторых, в обновление приборной и информационной базы. В-третьих, в расширении практики совместного участия научно- исследовательских институтов и вузов в конкурсах на получение грантов и заказов на НИОКР, совместных научных изданий, стипендий. 178 179 Л.Н. Гумилев атындағы ЕҰУ Хабаршысы № 1 (80) 2011 Таким образом, первостепенными задачами смычки науки и практики, знаний и технологии, должны стать подготовка кадров для науки и совершенствование высоких технологий, стимулирование научных исследований в ведущих университетах, концентрация усилий академической и вузовской науки на приоритетных направлениях.

Читайте также:  САРАПТАМАЛЫҚ ТАЛДАУ ОРТАЛЫҚТАРЫНЫҢ ҚЫЗМЕТІ

Оставить комментарий