Модель стратегического развития малого бизнеса

Современные условия хозяйствования характеризуются изменениями во внешней среде, значительным увеличением компетенций (знаний, умений и навыков), а также информационных потоков. Формирование и реализация стратегии развития малого бизнеса (крестьянского хозяйства) является единственным способом прогнозирования его будущих сильных, слабых сторон, угроз и возможностей. Практика хозяйствования показывает, что стратегия является основой развития малого бизнеса (крестьянского хозяйства) на длительный срок. Она помогает определить наиболее приемлемые пути, снижает риск принятия неправильных управленческих решений о возможностях и угрозах малого бизнеса (крестьянского хозяйства) по внешней среде. При формировании и реализации стратегии развития крестьянское хозяйство может предвидеть события внешней среды и быстро на них реагировать.

Теоретико-методологические и методические основы формирования стратегий развития малого бизнеса нашли отражение в работах известных зарубежных ученых, таких как: И. Ансофф, А. Чандлер, Р.И. Акмаева, Б. А. Чуб, Г.Б. Клейнер, А. Томпсон, Г. Хамель, Г. Минцберг и др. Однако в работах указанных авторов не определена модель стратегического развития крестьянского хозяйства в современных условиях хозяйствования. Целью данной статьи является определение модели стратегического развития малого бизнеса (крестьянского хозяйства) в современных условиях хозяйствования.

Согласно ст. 41 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан [1], крестьянским или фермерским хозяйством признается трудовое объединение лиц, в котором осуществление индивидуального предпринимательства неразрывно связано с использованием земель сельскохозяйственного назначения для производства сельскохозяйственной продукции, а также переработкой и сбытом этой продукции. Крестьянское или фермерское хозяйство может выступать в формах: — крестьянского хозяйства, в котором предпринимательская деятельность осуществляется в форме семейного предпринимательства, основанного на базе общей совместной собственности; — фермерского хозяйства, основанного на осуществлении личного предпринимательства; — фермерского хозяйства, организованного в форме простого товарищества на базе общей долевой собственности на основе договора о совместной деятельности. Рассмотрим подходы ученых к определению понятия «стратегия малого бизнеса (крестьянского хозяйства)». Стратегия (гр. stratos войско + ago веду) дословно переводится как «искусство генерала» и определяется как «наука и искусство развертывания войск к бою».

Читайте также:  Конфликты в организации и методы их разрешения

Автор данной статьи считает, что стратегия развития является планом действий малого бизнеса, в нашем случае крестьянского хозяйства, в соответствии с которым оно движется к намеченным целям. Анализ экономической литературы показывает, что на сегодняшний день учеными разработано много подходов к классификации стратегий развития малого бизнеса (крестьянского хозяйства). Хотя практика хозяйствования представляет, что несмотря на это, наиболее распространенной, выверенной практикой и широко используемой среди менеджеров всего мира является классификация стратегий развития малого бизнеса (крестьянского хозяйства) по Ф. Котлеру [2]. Подход Ф. Котлера к классификации стратегий развития малого бизнеса (крестьянского хозяйства) отражает изменения состояния одного или нескольких из следующих пяти элементов: продукт, рынок, отрасль, положение малого бизнеса (крестьянского хозяйства) внутри отрасли, технология. Каждый из этих элементов находится в одном из двух состояний: существующее состояние (старое) или новое.

Оставить комментарий