О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ НАСИРАДДИНА ТУСИ

Одним из мудрецов Востока считается Насираддин Туси. Насираддин был великим астрологом, математиком, философом и личностью с поэтическим духом. Его мировоззрение нашло свое отражение и сформировалось на противоречивом перепутье средневекового периода. Педагогические воззрения и учения по- своему отразились в произведениях Туси. Выдвинутое на передний план в книге «Ахлаги Насири» («Этика Насира») Туси педагогическое учение привлекает особое внимание. Туси считал науку, труд, искусство, занятие хозяйством, управление, домоводство одним из главных условий для выживания человека. Он видел смысл жизни в труде. Анализируя необходимость или необязательность мастерства, Туси отмечал важность земледелия, плотничества, малярного и кузнечного дела в жизни. По его мнению, педагогические знания и учения усваиваются в тесной связи с экономическими. Туси отмечает, что заработать деньги, получить прибыль можно различными путями. Однако для этого нельзя давать волю тирании, бесчестию, подлости. Туси называет прибыль, полученную путем обмана в цене, весе, размере, нечестности и воровства, — тиранией. Мы рекомендуем учителям общество- ведения, экономики и других гуманитарных предметов подробно рассказывать о ценных научно-педагогических воззрениях и экономических учениях Туси. Туси, выдвигая мысль о семейном воспитании и домоводстве, отмечает, что женщина всегда должна заниматься домом, приведением его в порядок, заботиться о домашнем имуществе, воспитании детей и т.п. Рассуждения ученого о простоте, аккуратности, чистоте и достойности одежды людей также привлекают внимание. Одна из преимущественных особенностей этических норм Туси заключается в том, что он критически оценивает склонность детей к деньгам. Он пишет: «Следует убить в нем интерес к золоту и серебру. Горе, принесенное серебром и золотом, не сравнимо с ядом удава» [1, c.160]. Этические воззрения Туси на воспитание разнообразны. Он разделяет общество на четыре класса: интеллигенты, военнослужащие, торговцы и мастера, земледельцы. Хаджи Насираддин Туси высоко оценивал труд земледельцев, жнецов, садовников, скотоводов. Он говорит: «При совместной, дружной, гармоничной работе этой четверки сформируется культура, достоинство и система счастья» [1, с.293]. Этой идеей Туси стремился привлечь все слои общества к общественно- полезному труду. По нашему мнению, в современных условиях в школах следует вести пропаганду этического воспитания, широко применять воззрения Туси в воспитании молодого поколения. Туси оценивает дружбу и счастье как несокрушимое, величественное здание, построенное на фундаменте единства труда и помощи. Он сравнивает различные мнения философов о «верной дружбе», анализирует их отрицательные и положительные стороны, говорит о дружбе людей разных сословий, дает советы в выборе друзей. Процесс воспитания своими корнями связан с жизнью, многовековым опытом, обычаями и традициями народа. Поэтому выдвинутые Н. Туси идеи об этических нормах в воспитании не остались в стороне от воспитательно- научной академической педагогики нашего народа. Следует отметить, что при глубоком анализе педагогических воззрений Н. Туси явно Вестник КазНУ, серия «Педагогические науки». – 2011. — № 2(33) 21 проявляются актуальность и гармоничность его этических норм с современностью. Переход независимой Азербайджанской Республики на качественно новый этап, требует широкого применения положи- тельных сторон наследия Туси, использования его мудрых советов в процессе воспитания, обогащения его наследием процесса воспитания. Это естественная потребность нашей современности, поскольку глубокие мысли Н. Туси берут свои истоки из противо- речивых исторических испытаний нашего народа, становятся неувядающим источником общечеловеческого воспитания молодого поколения. Этические нормы творчества Туси, объединяющие в себе веками накопленный народом опыт, мнения и идеи по воспитанию, являются и источником, и областью исследования, и составной частью научной педагогики. Этой сокровищницей мудрости жизни могут пользоваться как ученые- педагоги, так и учителя практики школ, воспитатели, родители. Книга «Ахлаги-Насири» Н.Туси — это богатое наследие. Без преувеличения следует отметить, что Туси в своем бессмертном труде говорит о детях, об их обучении и воспитании, таким образом, на протяжении всего произведения детское воспитание находится в центре внимания. Туси посвятил отдельную главу детскому воспитанию, так как формирование человека как здравой личности зависит от воспитания, данного ему в первые мгновения — еще в утробе матери, в младенческий период. Н.Туси писал: «После того как ребенок отвыкает от груди, не давая возможности испортиться его этике, нужно заняться его воспитанием, обучением распорядку. Поскольку в природе детей присутствуют врожденные недостатки, чтобы избежать появления у него склонности к вредным привычкам, следует учитывая его природу, рафинировать его мораль, то есть сначала нужно заняться усовершенствованием той чистой силы, которая раньше проявит себя» [1, c.156]. Н.Туси подчеркивает, что проявление чуткости к пожилым, их почитание, выполнение их повелений являются обязанностью младших. Молодые люди должны внимательно слушать наставления пожилых. Н.Туси довольно оценивающе говорит о своей преподавательской деятельности: «Самая почетная профессия реальной действительности мира, имеющая целью довести человека до совершенства, должна стать самой почетной среди мировых профессий» [1, c.81]. Туси, соглашающийся с мыслью о том, что характер детей и молодых людей меняется под влиянием воли и произвольного привития, с научной точки зрения обосновывает важную решительную роль воспитания и обучения в росте молодого поколения, особо отмечает, — что родители, воспитатели, учителя, другие лица общества, занимающиеся воспитанием, несут большую ответственность в этой области. Н.Туси за основу детского воспитания берет следующее: крайнюю чувствительность по отношению к детям, не упускать из виду даже мельчайшие поступки, вовремя принимать меры по устранению плохих привычек и поступков, при выполнении даже самого маленького хорошего поступка хвалить его и превратить это в обыденность, формирование у них тру- долюбия, честности, интереса к знаниям и профессии, привитие навыков доброжелатель- ности, помощи другим, вызвать чувство ненависти к лени, обману, клевете, злорадству по отношению к другим, безразличному отношению к их горю, самолюбию, эгоизму и т.п. Ученый отмечает, что из чистых познавательных сил у детей вначале проявляются «признаки стыда», поэтому он советует в первую очередь заняться воспитанием и развитием именно этого чувства. В книге «Ахлаги Насири» Туси говорится: «…если ребенок имеет чувство стыда, в большинстве случаев опускает голову и не наглеет, это говорит о его благородстве, значит у него присутствует этот талант. Следовательно, нужно обратить особое внимание воспитанию такого ребенка, ничем его не ограничивать, не давать возможности угасанию такого таланта» [1, с.157]. Реальные результаты веками накопленного опыта по воспитанию, идеи и воззрения народа Вестник КазНУ, серия «Педагогические науки». – 2011. — № 2(33) 22 нашли свое явное отражение в народных обычаях и традициях, поучениях, и отражены в педагогике Н.Туси. Мудрость и обычаи народа были когда-то правилом поведения для каждого азербайджанца, ставшим привычными и обыденными. Все это превратилось во флагман «Ахлаги-Насири» Туси. Такие правила передавались из поколения в поколение, регулировали поведение людей (а также детей), способствовали сохранению внутреннего единства между людьми. Туси отмечает, что необходимо объяснить детям как надо дружить со сверстниками, вести себя около старших, где следует молчать, а где говорить. Этические нормы педагогики Н.Туси предусмотрены не только для детей, но и для взрослых. Как в создании материальных и духовных благ общества решающая роль принадлежит народу, так и в истории педагогики роль народа решающая. Свои педагогические воззрения Насираддин Туси сформулировал на основе умелого применения этических норм народа, на протяжении веков накопившего жизненный опыт. Вот почему педагогика Туси как наука, прежде всего, зародилась из опыта в области общественно- воспитательных идей человечества и всегда находила место в обобщении практического опыта по воспитательно-образовательным работам. Все педагоги, учителя и воспитатели могут умело применять и прививать молодежи традиции школы Туси. Можно с гордостью сказать, что Туси в своем педагогическом творчестве умело пользовался «Габуснаме» — программой многих общественно-политических группировок X-XIII веков. «Полезно получая знания изучать профессии, и воздерживаться от лени. Говорят, лень вредит телу. Если твое тело не слушается тебя, не давай этому произойти, ты должен заставить свое тело быть послушным и подчиняться тебе. А как только ты заставишь его подчиняться тебе, изучив искусство, сможешь стать владельцем мирных благ. Мирные блага находятся в искусстве, науке и воспитании как ключах от всех видов искусства. Особенно хорошо быть скромным, воспитать в себе силу воли, быть правдивым, честным, не утруждать других и иметь чувство стыда». Эти поучительные вы- ражения нашли свое широкое отражение в «Ахлаги Насири». «Научи свое тело изучать науку и искусство. Старайся изучать непознанное. От этого ты получишь две пользы: или ты испытаешь на опыте известное, или же узнаешь неизвестное». Эти фразы созвучны и в «Габуснаме», и в «Ахлаги Насири». Святость педагогики Туси в том, что он не употребляя фанатических фраз, с большим мастерством использовал чистые в духовном плане и правильные этические нормы ислам- ской религии. Привел примеры из отдельных аятов Корана. Туси при помощи этих аятов прививает искреннюю любовь, взаимное уважение, веру, доброжелательность, хорошее обращение, совестливость, великодушие, благородство, обходительность, милосердие, гуманность и другие качества. Туси, который пропагандирует в своей работе труд, деятельность и деловитость, обосновывая научными доводами возможность «счастья» лишь в результате сознательного труда, не считает случайные блаженства «счастьем». Полезный труд же — «пробный камень» философии Туси. Туси настоятельно требует, привлечь молодежь к труду, трудолюбию, искусству, той или иной профессии. Это важная задача и потребность жизни. Н.Туси в своих научно-педагогических и экономических воззрениях всегда отводил особое место общественно-полезному труду и предлагал воспитывать молодежь в этом духе. Этическим нормам и учениям Туси, тесно связанным с народной педагогикой, должны обучаться в школах, они помогут формированию нашей молодежи как достойных личностей. Следование важным педагогическим, экономическим, моральным жемчужинам мудрости Насираддина Туси сегодня для Азербайджана необходимое явление. Азербайджанский народ всегда был и остается свободолюбивым и независимым.

Читайте также:  ҚАЗАҚСТАН – ЖАҢА СИПАТТАҒЫ ЗАЙЫРЛЫ ЕЛ

Оставить комментарий