О ПРЕПОДАВАНИИ МОРФОЛОГИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Повышение общей культуры и интеллектуального уровня детей, подростков и юношества путем приобщения их к навыкам культурной речи на современном этапе является одним из очень важных обязанностей обучения родному языку. Естественно, на самом деле обучение языку строится на основе этой цели. Вместе с тем, в этом вопросе все еще существует ряд нерешенных серьезных недостатков. Построение нового образования, в том числе требований куриккулума, связанных с родным языком, сейчас заметно актуализировалось, и было поставлено немало задач по развитию речи. Построением системы этой работы в школе, только в начальном классе, и, естественно, на уроках азербайджанского языка, можно будет создать систему, базовые принципы [1]. В практике преподавателей родного языка I-IV классов внимание, в большей степени, привлекает регулярное использование ими тестологических упражнений. Тестология же, как известно, основывается не на речевых умениях, навыках, а на фонетических, лексических, грамматических знаниях. Наличие словарного запаса не на должном уровне в речи учеников, слабое умение построения предложений и текстов, несоответствие нормативным требованиям ударений, интонаций и орфоэпических свойств их литературных произношений связано именно с этим. Следовательно, в настоящее время в подготовке и деятельности преподавателей внимание уделяется подаче знаний, в том числе, на теоретические работы по смыслу и строению частей речи. А место частей речи в речи или тексте, и их функциологическая роль, можно сказать, игнорируются. Как отмечалось и во многих исследовательских работах, практические аспекты частей речи должны быть направлены на построение речи, отвечающей устным и письменным нормам, и это не должно считаться точкой выхода обучающей деятельности [2; 3; 4; 6]. То, какие нормы языка и как учить, определяют и направляют педагога программа и учебник. Методика внедрения норм в практике речи не может считаться легко воспринимаемым для учителя. Если бы дело обстояло так, лингвисты-методисты давно бы вооружили этим наших учителей. Так, лингводидакты, занимавшиеся или занимающиеся регулярно языковым обучением более 30-40 лет, в целях обогащения речи учеников, усиления их речевой деятельности универсальной динами- кой, отмечали сложность выдачи ответов на ряд вопросов в методике развития речи. Они, на наш взгляд состоят из следующего: — точное определение границы между развитием речи и развитием мышления и указание объема каждого из них; — чередование упражнений по развитию прямой и косвенной речи при обучении языку; — совершенствование методики развития языка в обучении азербайджанскому языку; — определение целесообразных измерительных критериев или же принципов развития речи; — ясное представление места и роли преподавания частей речи в системе развития речи; — правильное определение временного объема, уделяемого на лексику, в преподавании частей речи; — координирование письменных и устных работ по прямому тексту в преподавании частей речи; и пр. Как видно, указанные проблемные вопросы делают необходимым проведение серьезных исследований в этой области. Развитие навыков учеников свободно изъясняться и писать на уровне требований программы путем усиления практического аспекта преподавания морфологии состоит в создании системы развития речи. Это система до сих пор не завершена до конца и не разработана на всю мощность. Вместе с этим, в обучении не были своевременно использо- ваны дифференцированные и индивидуальные виды работ, альтернативные методики, идеи экспериментального применения, не восполнен недостаток опыта живой речи преподавателей, наоборот, преобладали неуместные попытки атаками на интеллект развить мышление. И таким образом, выясняется, что главными целями, стоящими перед этим исследованием в процессе преподавания частей речи, в большей степени, являются придавание внимания увеличению словарно- го запаса, развития навыков литературного произношения, автоматизации способностей изложения и сочинения и пр. В настоящее время в документах куриккулума по родному языку в большей степени акцентируется необходимость развития речи учеников. Перед преподаванием морфологии азербайджанского языка ставятся требования по формированию богатства речи и навыков литературного произношения учеников. Полноценное соблюдение принципов преподавания частей речи на 3 базах – лексическом значении, морфологическом признаке и синтаксической почве – создает широкие возможности повышению уровня развития речи. Однако существуют много проблем практической реализации этих возможностей. Развитие речь учеников и на основе развития речи развитие их мышления расценивается в начальном образовании как важный вопрос. Ответ вопроса «Что такое развитие речи?» по другой версии же понимается иначе. Развитие речи используется в смысле развития речи. Речь – это язык в процессе. И она, так же как и язык, является средством общения. Если язык общее понятие, то речь это понятие собственное. Однако каждый из них разговаривает на родном – азербайджанском языке. У них нет различий в языке, но есть различия в речи. Допустим, кто-то говорит быстро, кто-то относительно выдержанно, или же, кто-то с литературным произношением, а кто-то — не соблюдая литературное произношение, и т.д. и т.п. А что еще нужно для развития речи первого? Или же можно ли назвать разговаривающего человека, не соблюдаю- щего литературное произношение, не следующего тону, ударению, орфоэпии, человеком с развитой речью? Формирование речи не происходит сразу, мгновенно. Речь, то есть говор, возникает из звуков, слов, предложений. Звук (звук говора или звук речи) лингвисты называют и бессмысленной, и смысловой частицей. Изучаем звук как составную часть слова, а слово — как составную часть речи. Это, своего рода, методика отношения от общего к личному. Используемые в обучении звукам слова принимаются в качестве лексических единиц. Мы не придаем им значения, как частям речи. Хотя, если фонетика изучает звуки речи, следовательно, и созданное звуком слово есть слово, являющееся частью речи. В этом смысле, говоря о частях речи, понимаются слова со значением существительного, прилагательного, глагола и пр., и мы должны принять, что в основе речи находятся именно эти слова. В русском языке учеников знако- мят посредством учебника первого класса с таким выражением: «Слово – основа речи» [7]. Следовательно, за каждой речью, как краткой, так и пространной, стоит слово. Обучение морфологическому признаку, лексическому значению, синтаксической функции слова характерно как развитие сознания. Все они требуют понятийных упражнений, а не практических. Нельзя идеализировать эти 3 критерия или принципа. В силу односторонности, т.е. охвата только развития сознания, не может считаться целесообразным. Настоящим развитием речи является озвучивание в среднем до 100 слов и выражений в предложении, привнесение в речь выразительности стилистическими навыками при преподавании морфологических знаний. Развитие речи охватывает такую устную и письменную деятельность, как построение из звуков слов, из слов словосочетаний, из словосочетаний предложений, расширением предложений – текстов, в том числе чтение, выучивание наизусть, высказывание, создание, замена, сжатие текста, его расширение, обоснование темы, превращение в дискуссию, умение говорить в монологической и диалогической форме или же демонстрация образцов этого. Требования, диктуемые cовременной концепцией образования в родном языке, предполагают развитие творческой, намеренной и целеенаправленной речи. Эта концепция построена на методологии интег- рации в культурную речь, и начала формировать новую методическую теорию, называемую развитием речи, направленной на ученика. Национальное образование ставит развитие речи в зависимость от возраста, уровня понимания и речи ученика. В речи учеников I-IV классов должны звучать стихи и прозаические отрывки из детской литературы. По мере усложнения программных материалов по указанным классам, в речи учеников должен расширяться и объем литературных отрывков. Если принять во внимание, что образцы азербайджанской литературы созданы на основе 11 частей речи, то станет ясно, насколько важную роль играют эти части речи в развитии речи. А это дает основание для значительного усиления практического направления в преподавании частей речи. Так как проблема чрезвычайно актуальна и эта актуальность обусловливает оптимальное решение других проблем языкового преподавания. Если обратить внимание на характерные черты куриккулума Национальной концепции образования, исследовать суть стандартов содержания, станет ясно, что начиная с первого класса, в каждом из указанных стандартов содержания, развитие речи превратилось в необходимое дидактическое требование. Так, от целей и намерениий направленного на результат образования ожидается развитие речи. Если присмотреться, то можно наблюдать это требование, начиная с первого класса и вплоть до IV класса. 1. В конце I класса ученик: — Демонстрирует услышанное и понятое своей речью; — Показывает способности в устной речи; — Умеет в ясной форме изложить значения встретившихся новых слов; — Демонстрирует владение техникой чтения и умениями первичного чтения — Демонстрирует владение техникой письма и умениями первичного письма и пр. В силу того, что именно в II-IV классах в процессе преподавания морфологии охвачена система работы по развитию речи, стараясь внести ясность во многие аспекты проблемы, обобщая все сказанное до сих пор, можем прийти к конкретным результатам: 1. В I-IV классах новые образовательные требования по родному языку направлены на конечный результат, систематичны, научны и дидактически (по сознательному и практическому аспекту) направлены на учеников. 2. В развитии речи охвачены и прямые и косвенные тексты; за основу берется принцип динамики развития стандартов от простого к сложному в последовательности и этапах. 3. В стандартах в подробной форме охвачены возможности интеграции вер- тикальными и горизонтальными линиями письма, чтения и разговора родного языка в культурную речь. Дидактические требования по стандартам содержания по родному языку I-IV классов могут быть признаны целесообразными для построения и ведения направления развития по восходящей линии развивающего обучения. Развитие речи является необходимым фактором развития мышления, а развитие мышления – фактором, порождающим и выражающим развитие речи. Потребность интеграции в культурную речь стала стратегией современного образования, речь создает выгодные условия для прививания умений и привычек. Большинство педагогов начальных классов испытывали затруднения в объяснении лингвистических выражений типа речь и язык, части речи и слово, части речи и сложное название и пр. Было определено, что педагоги начальной школы IIV классов в процессе обучения частям речи показывают определенную осведомленность в сфере обогащения словарного запаса, формирования и расширения навыков построения предложений, а также изложения содержания текста, построения нового текста и ведения работ по его литературному произношению; однако чувствуется необходимость совершенствования этой методики в целом. Исследования показывают, что педагоги начальных классов должны совершенствоваться в теоретико- практическом отражении законов, методов, принципов и требований обучения родному языку в программе, учебниках и методиках. Профессор Я.Ш.Керимов пишет: «Раздельное изучение школьниками свойств кислорода и водорода не гарантирует осознания ими свойств воды. Необходимо знать, какие качества возникнут в результате вступления в реакцию кислорода и водорода» [5, c. 121]. Работы на уроках азербайджанского языка на частях речи, связанные с чтением (правильного или выразительного), то есть оказание внимания тону, паузе, орфоэпии, а также использование в устной или письменной форме изложений и сочинений, считаются методами или же упражнениями развития речи. Используемые в осознании смысла и функций частей речи собеседование, проблемная ситуация и пр. же являются методами и упражнениями развития мышления. Если выступать с позиции главной задачи, поставленной перед препода- ванием частей речи, необходимо выбирать конкретные критерии развития речи. На наш взгляд, это является новым принципом, и порожденные им требования таковы: 1. В обучении практический аспект составляет очень большую часть обучающего процесса. А это более широкообъемный процесс, охватывающий в своем составе сознательные работы. Следовательно, не пра- вильно назвать «развитие речи» наукой, это обучающий процесс, построенный сообразно практическому аспекту. А теоретические взгляды, мысли, идеи о построении развитии речи является наукой. 2. Получение из текста названия, признака, количества предмета, движения и его признака, а также заменяющих их часто используемых типов частей речи означает увеличение словарного запаса учеников. 3. Ведение с ними лексических работ (показать близкие и противоположные значения) – настоящий практический аспект. 4. Необходимо ввести в словосочетания и предложения образцы каждой части речи (в устной и письменной форме) и пр. Таким образом, должно соблюдаться верное прочтение и произношение каждой части речи, т.е. осуществляться регулярный контроль и оценка интонации, ударения и орфоэпии, части речи обучены межпредметным связям (фонетикой, словообразованием), преподавание частей речи построено в соответствии с межпредметными связями, создана интеграция образцов частей речи в тексты сочинений и изложений. В процессе преподавания морфологии подобные работы создают широкие возможности для правильного формирования речи и мышления учеников.

Читайте также:  Еуразиялық өркениет және қазақ халқының этномәдени дамуы

Оставить комментарий