ОБ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ В СОВРЕМЕННОМ ВЫСШЕМ ГУМАНИТАРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Современное образование в контексте инновационного развития состоит, прежде всего, в изучении феномена культуры как основы совершенствования гуманитарных дисциплин. Здесь важны аксиологические аспекты современного образования. Безусловно, понимание ценностей азербайджанской духовности как основа преподавания гуманитарных дисциплин актуализировано и в азербайджанской музыкальной педагогике. Культурология как образовательная дисциплина занимает одно из ведущих мест в системе гуманитарного высшего образования. В контексте музыкальной педагогики культурологическое знание может быть несколько скорректировано. Речь идет не только об использовании наиболее значимых культурологических идей. Речь идет также о коррелировании этих идей с задачами музыкальной педагогики. Как известно, культурология аккумулирует в себе многие науки – культурную антропологию, социологию культуры, этнологию, семантику и семиотику, философию и искусствознание. Вместе с тем методологическая культурология представляет собой определенную целостную систему знаний. Интеграция разных наук позиционирует представления о содержании, сущности, функциях, структуре культуры, в том числе художественной культуре и искусстве. Вместе с тем, наряду с теоретическими аспектами изучения культуры, доминируют и проблемы исторического происхождения человечества, его становления и перспективах развития. Одним из значимых аспектов культурологического знания является культурный контекст, то есть среда функционирования, в данном случае, художественной культуры. Культурология «изучает мир человека в контексте его культурного существования, т.е. в аспекте того, чем это мир является для человека, каким смыслом он для него наполнен. Она исследует системный объект – культуру как форму существования, утонченную, исполненную разума форму жизни, результат символической и практической деятельности, «особый модус Вестник КазНУ, серия «Педагогические науки». – 2011. — № 2(33) 24 общественно-исторического бытия», охватывающий как высокую культуру, так и повседневность, привычки, верования, вкусы, мифы, стереотипы» (С.Я. Левит). Значение культурологии в современном азербайджанском музыкальном образовании, безусловно, должно получить свою методологическую основу через внедрения культурологических знаний в сферу музыкального образования, культурологизацию образования, культурологическое просвещение. Так, например, знания культурологии способствуют подготовке управленцев в области искусства. И в этом смысле необходимы специальные курсы по управлению музыкальной культурой. Музыкальная педагогика является частью культуры. А культура, как известно, имеет способность к самообновлению, порождению новых форм. Постоянная корректировка с современными условиями ее существования – непременная доминанта развития. Именно поэтому, в наш динамичный век музыкальная педагогика как часть азербайджанской культуры нуждается в инновациях. Постоянный отбор наиболее оптимальных, продуктивных, важных для прогресса общества форм также является одним из проявлений инноваций в музыкальной педагогике. Селективный подход здесь однозначен. Ценностные установки музыкальной педагогики «классичны» и ни в коей мере не вызывают сомнений. Однако усложнение структурно-функциональных и организационных параметров педагогики, безусловно, связаны с инновационными процессами. Говоря об универсализации знания, подчеркнем, что культурология – это наука универсально синтетическая. Ибо при разнообразии разных форм художественной деятельности, есть потребность и необходимость в поиске единства различных проявлений творческой человеческой деятельности. Здесь заключен мировоззренческий потенциал культурологи- ческого знания. Универсализация проявляет себя и в известной гетерогенности гуманитарных наук. Последнее служит активным импульсом теории и практики музыкальной педагогики. Культурология является практическим основанием для междисциплинарного синтеза наук. Размежевание предметных областей, дисциплинарные демаркации ни в коей мере не снимают междисциплинарного вопроса. Ибо междисциплинарные исследования, как известно, имеют единую проблематику. Эффективность междисциплинарной стратегии выявляет себя, прежде всего, на уровне углубления педагогического процесса. Инновационная сущность этой стратегии безусловна. Реальная культурная ситуация сегодня такова, что безотлагательно требуется осуществление ряда практических мер, тесно связанных с глобализационными процессами в мире. Безусловно, глобализационные процессы в современной музыкальной педагогике теcно связаны с определенными инновациями в высшем гуманитарном образовании. Глобализация как переход к транснациональной системе связей подразумевает двуединство универсалий культуры и национально-культурной самобытности. В нашей научной концепции глобализационные процессы понимаются нами как сложные проблемы универсального и национально специфического характера, которые успешно решаются на уровне сравнительно-типологического анализа. Глобализация – это, прежде всего осознание нас самих как части мира. Здесь подчеркнем актуализацию значимости как универсализирующих параметров, так и локальных. Ибо разного рода этнологические проблемы имеют сегодня точно такой же вес, как и проблема глобализирующего характера. Введение в современные курсы по азербайджанской музыке сравнительных методов позволяет рассматривать глобализационные процессы в наиболее оптимальном варианте. Именно поэтому сравнительный анализ является инновационным в современной азербайджанской педагогике. Подготовка универсально образованных специалистов в условиях глобализирующегося Вестник КазНУ, серия «Педагогические науки». – 2011. — № 2(33) 25 сознания требует знание культуры разных регионов Земли. Достаточно сказать, что многие сферы деятельности музыкантов реализуют себя за пределами нашей страны. Здесь необходимо знание культуры, истории, психологии иных народов. Постижение культурного многообразия первостепенно. Помимо учета глобализующих процессов и аксиологический аспект нашего исследования актуализирован на уровне этнических ценностей. На наш взгляд, одной из актуальных задач современной музыкальной педагогики является изучение в высшем звене совокупности культурных традиций этноса, определяющих его историческое и культурное своеобразие. Основанием формирования этнических ценностей является художественный опыт этнического коллектива. Функционально целесообразные модели, аккумулирующие ценности принципиального характера отражаются в этнотипологиях. Последние исторически селектированы. Особую значимость имеют те этнотипологии, которые «маркируют» национально-культурную самобытность. Национальный тип мышления – это, безусловно, специфический тип мышления. Любое образование, на наш взгляд, начинается с познания национальной картины мира. Именно в эту картину мира вписывается и художественное творчество, и, в том числе, музыкальное искусство. Инновации в азербайджанской музыкальной педагогике должны исходить из особенностей азербайджанской музыкальной культуры. Поэтому в данной статье раскрываются те феноменологические свойства азербайджанской музыкальной культуры, которые могут стать основой инновационных процессов. В данной статье предпринята своего рода кодификация существенных детерминантов музыкальной культуры Азербайджана. Так, например, традиционная музыкальная культура азербайджанцев заключает в себе историческую память народа. Достаточно сказать, что фиксация исторических художественных слоев культуры в традиционном «консерватизме» привела к сложному полиэлементному морфологическому целому. Однозначно, этногенетический фонд народа должен получить адекватное выражение в образовательном процессе. Инновационные процессы в современной музыкальной педагогике, как было показано, рассматриваются нами на общегуманитарном креативном уровне. Базовой является овладение теорией музыки, овладением исполнительским профессионализмом и т.д. Вместе с тем, указанные аспекты в инновационных процессах проходят несколько этапов освоения: 1) инновационный контекст; 2) модификация культуры в данном контексте; 3) интеграция и синтез общезначимых и специфических моделей. Музыкальное образование как инновационное образование дифференцировано нами следующим образом: 1. Базовые предметы по элементарной теории; 2. Основы исполнительского профессио- нализма; 3. Корректировка и дополнение предметов по истории музыки; 4. Введение новых курсов: а) универсализация культуры; б) глобализационные процессы; в) музыкальный менеджмент; г) этнологические курсы. Другая проблема тесно связана с «практичностью» музыкальной педагогики. Речь идет о формировании такого «алгоритма действия» в музыкальной педагогике, который позволил бы транслировать азербайджанскую культуру. Так, если ряд предметов, на которых базируется музыкальная педагогика, связана с фокусировкой внимания на сугубо национальных особенностях музыкальной культуры Азербайджана, то логично ввести ряд предметов, которые были бы связаны с универсализацией музыкальной культуры, ее трансляцией, наконец, поликультурным образованием. Безусловно, специализированность образования – это фундамент музыкальной педагогики. Оно дает профессиональную основу и перспективы дальнейшего развития. Современная музыкальная педагогика Вестник КазНУ, серия «Педагогические науки». – 2011. — № 2(33) 26 должна быть обогащена такими лекционными курсами, которые способствовали сохранению традиционных культурных институтов. Последнее возможно при опоре и использовании таких дисциплин как этнология, этнопсихология, этнография, этноискусствознание, сравнительное искусствознание, компаративистика и т.д. Смысловые доминанты музыкальной педагогики зиждятся на двух моделях образования: 1) информация о музыкальной культуре; 2) овладение музыкальным профессионализмом. История музыкальной культуры, независимо от того, история ли это азербайджанской музыки, или европейской музыки, как правило, представляет собой набор исторической информации. И эту информацию музыкант, как человек интеллектуально состоятельный, должен знать. Но если предложить некоторые дополнения к курсам по истории музыки, базирующиеся на культурологичексом знании, то, однозначно, следует констатировать углубленное овладение предметом. Так, культурология, прежде всего, как история культуры и, в том числе, музыкальной культуры рассматривает ее с точки зрения современных задач и проблем. Таким образом, все исторические факты из области музыкальной культуры начинают «звучать» иначе. Более глубоко, интереснее, социально острее. Происходит их актуализация в пользу современных общественных и культурных потребностей. Например, хорошо известна армянская «экспансия», в том числе на «территорию» азербайджанской музыки. Безусловно, лекции по истории азербайджанской музыки сегодня необходимо дополнять историческими материалами из газет «Каспий», «Баку» и т.д. Бакинская пресса начала ХХ века весьма обильно снабжала читателей материалом по этой теме. Таким образом, подчеркнем еще раз, что вузовские общеобразовательные дисциплины требуют дополнительных и информации- онных, и креативных аспектов изучения. Есть необходимость также переориентировать определенные базовые курсы. Безусловно, преподавание музыкальных дисциплин опирается на определенные научно- теоретические установки. С одной стороны, в современной музыкальной педагогике необходимо использовать и иные теоретические и практические подходы к музыкальному образованию. С другой стороны, в самой азербайджанской музыкальной культуре содержится огромный материал для инноваций. В базовых лекционных курсах однозначно не присутствует методологическая составная. Как известно, подобные курсы представляют собой лишь «информационный» набор, не поддержанный какими-либо контекстными, сравнительными, междисциплинарными аспектами изучения предмета. Кратко коснемся следующих вопросов. 1. Культура постмодерна никак не отражалась на азербайджанской музыкальной педагогике. Между тем, необходимы знания о современном складе ума азербайджанцев, общая духовная настроенность в современной общественной среде. Ведь именно целостная совокупность традиций способно вести общество к прогрессу и процветанию. 2. В развитии современной музыкальной педагогике мы должны учитывать и адаптационные процессы, проходящие в обществе: — инкультурация; — адаптирование; — этика общения; — ценностный выбор; — самоидентификация. 3. Инновационные процессы должны быть реализованы и в теории, и в практике музыкального образования. Например, изучение музыкальной культуры малых народностей Азербайджана. 4. Роль коммуникативной функции музыкального искусства – важное слагаемое в образовательном процессе. Необходимы навыки межкультурной коммуникации. Изучение форм взаимосвязей в выявлении единого художественного содержания. Детерминанты инновационного подхода следующие: — генетическое порождение азербайджанской музыкальной культуры; Вестник КазНУ, серия «Педагогические науки». – 2011. — № 2(33) 27 — история становления жанров и форм; — микродинамика – макродинамика профессиональной музыки; — синхрония и диахрония музыкальной культуры; — трансляция музыкальной информации; — структурно-функциональное содер- жание музыкальной культуры. И, наконец, только обращение к инновационным процессам в определенном ракурсе позволит избежать энтропийных процессов в музыкальной культуре Азербайджана.

Читайте также:  КОРОЛЬДІКТЕР МЕН РЕСПУБЛИКАЛАРДЫҢ ҰЛЫЛЫҒЫ

Оставить комментарий