Обычаи киргизов

1. Женский пол в свидетели ни по каким делам не принимается и в делах судных вовсе они никогда не участвуют. 2. Если жена убьет мужа своего и должно бы саму ее лишить жизни за то, но она в то время будет беременна, то ни тогда, ни по разрешении ее от бремени ничем уже не наказывается, а остается бесчестной, никто ее в замужество не возьмет и в собрание не приемлется; в случае убийства женою небеременною мужа, извещают сперва ее родственников, и если они из сожаления заплатят за нее половинный кун, то обращают ее к себе и убийца остается без всякого взыскания; а когда родственники за нее платить не согласятся, то убийцу пре­дают смерти. 3. Если от с топтания лошадью жена родит мертвого младенца, то полагается за пятимесячного умерщвленного младенца за каждый месяц по одной кобыле; а от шестимесячного до девятимесячного — по другому году верблюда, за каждый месяц; в десять же месяцев платит за мужской пол полный кун, а за женский — половинный (киргизы считают 12 месяцев в утробе младенца и всякого животного до произведения на свет).

О содомском грехе, насилии и блуде

4. Скотоложству и мужеложству примера в киргизской степи не было, а потому и положении на сие никакого нет. 5. Кто насилие учинит девке просватанной, с того следует взыскать жениху девку же и сверх того одного слугу и одного верблюда, один панцирь и 24 штуки разного скота; буде же виновный не в состоянии сего платить, то подвергается смерти. 6. Если жених блуд сделает с невестою своею прежде брака, то порют брюхо у лошади, на которой он приехал и режут на нем лучшую одежду; лошадь сия отдается в пищу одним порочным женщинам; а если сделает сие посторонний, тоже без насилия, то предоставляется воле жениха или простить виновных, или взыскать штраф; если же не очреватит, то посторонние стараются мирить, а буде жених на сие не согласится, то наказывают виновного плетьми, 50 ударами, наказание же невесты предоставляется рассмотрению жениха, с отца же невесты никакого взыскания не полагается; но если жених часто ездит к невесте и между тем она обрюхатит, хотя бы и от постороннего, тогда виновный штрафу не подвергается; а буде в первый приезд жених найдет ее уже брюхатою, то по требованию жениха виновный наказывается смертью. 7. Кто не просватанной девке учинит насилие и в том изобличен будет, тот должен заплатить за обиду отцу полкуна, т.е. 50 лошадей, одного слугу, один панцырь и одного верблюда, в противном случае виновного следует повесить, а если же девка согласится выйти за него в замужество и отец на то будет согласен, то решаются обыкновенным калымом, т.е. платит жених 32 лошади, двое слуг и одного верблюда; калым сей должен он платить в самом скорейшем времени. 8. Кто замужней женщине учинит насилие, тот наказывается смертью, или, по согласию мужа, платит ему в штраф пол куна. 9. Доказательства в насилии должны быть следующие: обиженная должна тотчас объявить о том в ауле, или сделать знаки на лице виновного, или одежду изорвать на нем, тогда принимается доказательство ее за вероятное, буде же она того не учинит, или промолчит хотя один день, то просьба ее в уважение не принимается.

Читайте также:  ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАИКАНИЯ КАК ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

10. Кто учинит блуд по согласию с чужою женою и в том изобличен будет, то муж в праве с нею развестись и с виновного должен получить девку без платы калыма; буде же развестись не пожелает, то виновные по усмотрению наказываются телесно. 11. Кто смешается из ближних родственников, тех по закону, хотя следует убить, но из уважения иногда к родству, наказывают по домашнему одни родственники, посторонние же в сие дело не вмешиваются. 12. Если холостой с просватанною девкою сделает блуд без насилия, и она от него родит, то он непременно должен на ней жениться с платежом калыма, в противном случае подвергается смерти. 13. Кто с просватанною девкою сделает блуд по добровольному с нею согласию, то отец девки должен за небрежение дочери, отдать жениху, сверх одной еще другую девку, как и сделавший блуд, обязан отдать ему таковую же. Калым же за первую получает отец жениха сполна, а виновный в блуд одеянии сверх той девки платит жениху 27 разных скотин, или отдают его в работники, буде платить не в состоянии, если же согласится жених взять виновного в работники, то наказывают его жестоко плетьми и потом делают свободным.

14. Если жена и дети о воровстве знали, таковые остаются без спросов и без взыска, ибо строго запрещается на старшего выводить что либо; от жен объявления о сем не принимается, но если сын будет выводить воровство отца, то донос принимается и судится настоящим порядком; если же сын не объявит о воровстве, то в вину также не поставляется. 15. Кто с пожара что­либо украдет, то с того за вещь втрое налается взыскание; за лошадь же 9 разных лошадей, то же и за рогатую скотину — 9 скотин, а за барана — три барана. 16. Если сын или дочь обокрадут отца или мать, то первого наказывает сам отец, а дочь наказывает мать нещадно; если они, обворовав родителей бегут, то по поимке, сверх наказания, отбирают украденное; буде промотают, то только их наказывают; если же они покажут, что украденное передали кому­либо в посторонние руки, а тот в получении не признается, то должен очиститься присягою или заплатить переданное; более же штрафу не полагается. 17. Если обокрадёт жена мужа, то оную муж наказывает за первое воровство и за второе сам собою, за третье же жестче; а если и еще учинит воровство, таковую выгоняют вон на свою родину.

Читайте также:  Библиялық мифтердің және әлемдік мифологияның ұқсастығы

18. Если сын или дочь будут на отца или мать доносить о каком­либо злодеянии, то по доносу сына судья или бий рассматривает наперед поведение отца, и если отец честного жития, а сын свидетелей и ясных доказательств на донос свой не имеет, то сына наказывают плетьми без счета; от дочери же никаких изветов на родителей не приемлется. 19. Если сын или дочь, быв уже помолвлены, вступят в супружество с другими, без ведома родителей своих, таковых предают смерти; но когда сын или дочь, первый ни у кого еще не сватал, а последняя тоже еще не была просватана, таковым позволено сочетаться и самовольно; отцы же из сожаления к ним решаются между собою калымом и платят за дочь 32 лошади, две калмычки, одного верблюда и одну лошадь лучшую, да за бесчестие, по самовольству от родителей, со стороны сына полагается 9 разных сортов лошадей и одна лучшая лошадь, если же платить им будет нечем, то плату производят по исправе.

20. Если сын или дочь станут отпираться от родителей своих, что они не ими прижиты, таковых отец выгоняет из дома, лишает родства и не дает платья и животных, а сверх того, приказывает с ругательством отыскать известного им отца; после сего, никогда уже к себе их не принимает, и судья принять таковых не может отца принудить. 21. Кто умрет бездетен, то жена, если у него была только одна, поступает к старшему брату, но если их было две, тогда берут братья, буде есть, тоже каждый по одной, только не иначе, как с согласия жены, и отнюдь не принуждают их насильно идти в замужество; имение разделяют по части каждому, хотя бы их было до пяти братьев; если же жена не согласится быть женою старшего брата; а выбрав из младших, который ей приглянется, т.е., средний или самый меньшой, то должен заплатить большому брату, которому она по закону принадлежала, 9 больших и малых скотин, в том числе, одну хорошую лошадь; если жена не пожелает быть в замужестве, то также насильно ее к тому не принуждают; равно имение и скот от нее не отбирается, но только смотрят за поведением ее все ближние родственники, дабы она не могла иметь связь с каким­нибудь холостым человеком и утратит скот или имение; если же пожелает она не за родственников в замужество, а за постороннего какого­нибудь человека, тогда запрещения равномерно не делают, но имение и скот берут родственники с мужниной стороны и делят между собою по частям, а тот, который берет ее в жены, должен заплатить братьям умершего 26 разных скотин, в том числе, одного верблюда и одну лошадь; когда же нет родственников ни дальних, ни ближних, с мужниной стороны, то сохраняется у ней скот в ауле, в котором живет; но если и жена умрет, то аул той волости употребляет на четырехкратное поминовение из оставшегося капитала три части, а половина четвертой отдается мулле за чтение алкорана, последнюю же тем, которые жили близ соседа, старшим и малым, мужеского пола по частям, а женскому полу не дают ничего.

Читайте также:  Хиджаб киген әйелдің ұстанымдары мен күнделікті тәжірибесі

22. Если сын, отделенный от отца умрет бездетным, то имение его поступает отцу его, а жена старшему брату точно таким же порядком; если же братьев родных нет, то наследует тем сродный брат, а сродного нет, берет двоюродный, буде же и сего нет, то наследует внук по линии родства, и так далее, но тоже посягает в замужество жена не принужденно, а по своей воле; буде у умершего сына нет уже отца, дяде один капитал, а дяди не будет, наследует оным дед; буде же и сего нет и родства не имеет, то имение делится волостью, в поминки муллам и соседям мужеского пола, а женскому полу ничего не определяется. 23. Детей, оставшихся после отца или матери несовершенных лет, кои еще имением владеть не в состоянии, поручают ближнему родству под опеку, а если родственников нет, то посторонним достойным людям до настоящего возраста. 24. Равным образом, и безумные сын или дочь, оставшиеся по смерти отца и матери, вверяются ближнему родству; а когда оного не имеют, то общество принимает их в свое покровительство до смерти их; после того, все имение делится на поминки муллам и ближним. 25. Отец и мать при здравом рассудке имеют право уделять посторонним, в роде поминки, из капитала своего только восьмую часть, а семь частей должны поступать непременно в наследство детям, более же они посторонним отдать не имеют права и общество того им не позволит. 26. Духовные или изустные завещания делаются завещателями при родственниках и муллах на словах, а не на бумаге, которая у киргизов почти не в употреблении; дети должны быть довольны тем, что отец или мать при жизни своей им завещают, и хотя бы отец или мать одного из них наградили при смерти вдвое более, то остается уже при нем и не отбирается; равным образом и тот, которому против первого если бы дано было мало, претензий на оного иметь не может.

Оставить комментарий