Особенности культуры поведения студентов

Культура поведения человека — это уровень, манера поведения индивида, являющаяся след­ствием соматических, генетических и приобре­тенных моральных убеждений, демонстрируе­мых им в процессе общения с другими людь­ми. Чаще всего, культура поведения является наглядным проявлением нравственных убеж­дений, приобретенных человеком в течение его жизни, где определяющими характерными чертами выступают устои, сформированные на уровне института семьи.

В процессе нахождения в обществе любой человек, а в особенности студент академиче­ского учреждения, должен соблюдать некие правила поведения и этикета для сохранения благоприятной обстановки рабочего процес­са, несмотря на свои, порой противоречивые, взгляды и убеждения. Для достижения высокой продуктивности процесса обучения морально-этическая атмосфера в коллективе должна быть стабильной и постоянно совершенствоваться путем повышения культуры студентов.

Целью данного исследования выступает определение уровня культуры студентов МАБ. Основной задачей является нахождение путей сохранения этики поведения среди студентов, а также привитие им более высоких моральных убеждений, формирование делового этикета и культуры поведения, которые помогут будущим бизнесменам и предпринимателям в достиже­нии успеха в любом деле в условиях рыночной экономики, сближении экономических и фи­нансовых интересов с психологическими зада­чами и потребностями подчиненных, коллег и руководства.

Анализ опрошенных данных

Итоги нашего опроса показывают, что наи­большее количество студентов оценивает свое культурное развитие выше среднего уровня. С данной точкой зрения соглашаются более 50% опрошенных, в то время как 30% девушек и 22% парней причисляют себе высокий уровень культуры (рисунок 1). Это объясняется тем, что человеку свойственна постоянная необходи­мость в положительной оценке собственных действий, т.к. он несознательно стремится обе­спечить себе более высокое положение во всех социальных отношениях, порой пренебрегая объективными критериями оценки собствен­ной личности.

Для более полноценной характеристики состояния культуры у студентов МАБ методом выборки была проведена детальная оценка поведения каждого индивида и выведена реальная картина взаимоотношений друг с другом и с преподавателями. При анализе опроса выяснилось, что 15% студентов (8% девушек и 7% парней) испытывают трудности в общении с другими членами общества. При этом у 38% студентов иногда возникают конфликтные ситуации с окружающими. Не смотря на то, что у 63% студентов отношения с другими обучающимися построены на принципах взаимоуважения и взаимопонимания, обстановка в студенческих коллективах продолжает оставаться не идеальной.

Читайте также:  Парашютпен секіру ережесі туралы мәлімет

Объясняется это тем, что 14% студентов обосновывают свои отношения с окружающими всего лишь взаимовыгодой, 15% заявляют о необходимости совместного времяпровождения, и около 4% студентов говорят нам о ненависти в отношениях с другими студентами. Из этого следует, что неформальные межличностные отношения и наличие конфликтных ситуаций в них способны изменить эмоциональный фон и внести своеобразную психологическую окраску в социальные отношения с другими студентами. Те же негативные черты в межличностных отношениях влияют на успешность процесса обучения.

Около 90 студентов из 120опрошенных (около 75%) осознают важность психологического аспекта в обучении, и поэтому готовы проявить терпимость и лояльность по отношению к сокурсникам. Однако 12 человек (10% студентов) предпочли бы избежать непосредственного контакта, а 18 опрошенных и вовсе не собираются скрывать плохого отношения к окружающим (рисунок 4). При этом результаты опроса показывают, что поддержание благоприятной морально-этической атмосферы в коллективе, проявление терпимости и уважения более характерно для женской половины выборки, нежели, чем для мужской: о взаимоуважении в отношениях со студентами говорят 75% студентов женского и 52%; мужского пола. Пойти на компромисс и постараться найти общий язык предпочли 83% девушек и 68% парней.

Оппозиционно этому прослеживается четкая линия повышения голосов в вариантах проявления агрессии: количество парней, предпочитающих не скрывать плохого отношения на 5% больше, чем девушек, конфликтные ситуации у мужской половины возникают примерно в 3 раза чаще; чувство ненависти мужской пол также испытывает в большем количестве (разница в 5%). Взаимовыгода в отношениях с окружающими для парней более приоритетна (разница в 8%).

Поскольку на атмосферу в процессе об­учения влияют не только межличностные от­ношения студентов, но и их взаимоотношения с преподавателями, стоит учесть тот факт, что проблематика культуры поведения распро­страняется и на эту сферу. В процессе обуче­ния место преподавателя занимает, пожалуй, первоначальную роль. Здесь важны не только профессиональный уровень, отличное зна­ние учебного материала по своему предмету и практическая связанность его с профессио­нальной сферой жизни будущего предприни­мателя, но и умение ладить с аудиторией, на­ходить подход практически к каждому студенту. И естественно, преподавателю, как и любому из нас, свойственен человеческий фактор. Об­учать молодых студентов, которые проявляют тактичность и уважение, соблюдают правила поведения и манеры приличия, гораздо легче и приятнее. И результат такого обучения всег­да намного выше. Среди опрошенных только 80% студентов всегда здороваются со своими преподавателями. 10% студентов здороваются только с теми, кто им нравится, а оставшиеся 10% не считают необходимым это делать во­обще (рисунок 5)

Читайте также:  Қазақстанның латын əліпбине көшуі

Что же касается разделения результатов по тендерному признаку, то 95% опрошенных девушек показали, что понимают, что привет­ствие — это элементарный признак культурного поведения, в то время как количество парней, согласившихся с данной точкой зрения, соста­вило лишь 67% (Рисунок 5).

Также при проведении опроса 47% парней честно признались, что частенько используют нецензурные слова в повседневной речи. Та­кой же процент опрошенных девушек отмети­ли, что использовать нецензурную лексику в речи является неприемлемым и некультурным жестом. Что касается остальных опрошенных, то почти в одинаковом соотношении (35%) девушки и парни ответили, что нецензурную брань они употребляют в очень редких случаях.

Психологический аспект в организациях приобретает сейчас все более значимое по­ложение. Многие руководители тратят большое количество средств и сил на стабилизацию и совершенствование рабочей атмосферы в це­лях повышения продуктивности. Та же ситуация наблюдается и в учебных заведениях.

Результаты опроса ясно и четко дают нам понять, что нет предела совершенству, и одной из приоритетных целей студентов должна быть мотивация к повышению уровня собственного этикета в целях нормализации учебного про­цесса и дальнейшего применения навыков в профессиональной сфере. Однако в силу воз­раста или недостаточного опыта многие сту­денты еще не осознают значимости данного аспекта в их будущей жизни и продвижении по карьерной лестнице. Именно поэтому мы хоте­ли бы предложить пути реформации в области формирования студенческого этикета и пове­дения путем введения лекций и семинаров по предмету «Культура поведенияи этика общения будущего предпринимателя». На этих лекциях имеет смысл поднять к рассмотрению вопросы, касающиеся главным образом правил по­ведения в стенах нашей Академии. Особенно полезно это будет для студентов первого курса, испытывающих трудности адаптации в новой для них среде вуза. Тренинги, направленные на приобретение студентами умения ладить друг с другом, обходить конфликтные ситуации сторо­ной и вести себя, как подобает студентам ака­демического учреждения, с другими членами общества и преподавателями будут непремен­но полезны для формирования правильного мировоззрения и достойного поведения. Также целью данных семинаров должно стаатьсве-дение к минимуму употребления нецензурной лексики и неподобающих выражений.

Читайте также:  Қалай 20 минутта 1000 теңге табуға болады?

Для студентов старших курсов тренинги де­лового этикета пригодятся для приобретения и совершенствования навыков делового обще­ния, которые необходимы любому будущему бизнесмену. На наш взгляд, улучшение ситуации с культу­рой поведения студентов требует повышенно­го внимания со стороны руководства Академии.

Оставить комментарий