ОСОБЕННОСТИ ПРИНЦИПА ЕДИНСТВА ТРЕБОВАНИЙ В СЕМЬЕ

С самих ранних лет дети, наряду с заботой и лаской, которой они окружены, выполняют и определенные поручения. Поначалу дети выполняют простейшие требования, которые усложняются по мере взросления ребенка. Причем сфера требований постепенно расширяется. Например, ребенок хочет продолжить игру во дворе со сверстниками, однако родитель зовет его домой. Ребенок должен соблюдать режим, должен пообедать, поспать, отдохнуть. Дитя хочет, посмотрев по телевизору мультипликационный фильм, продолжить присутствие перед телевизором, посмотреть художественный фильм, проявляя такой же интерес, как и взрослые. Однако для детей дошкольного возраста смотреть фильмы, предназначенные для взрослых, слишком рано. Поэтому родители уводит ребенка от экрана. А он, что естественно, проявляет упрямство. Следовательно, желания и обязанности отнюдь не всегда совпадают друг с другом. Мальчик или девочка дошкольного возраста должны убирать игрушки, класть их на положенные места, самостоятельно одеваться, умываться, приводить в опрятный вид свою одежду. Разумеется, важен и соответствующий режим, и ребенок должен следовать этому режиму. К нему выдвигаются определенные требования, вынуждающие его оторваться от своих развлечений, что его не удовлетворяет. Здесь важен педагогический такт родителя по подчинению слепого и капризного желания «я так хочу» маленьких детей важной и ясной цели. Без сомнения, предъявляя к ребенку требования, отцы и матери должны быть еди- номышленниками, не должны противоречить друг другу. Они должны строго и ответственно подходить к родительским, воспитательским функциям. При соблюдении единства в воспитательных воздействиях дети формируются волевыми, организованными и дисциплинированными. При нарушении же этого принципа малыши растут ленивыми, непослушными, озорными, безвольными, не бывают готовыми к самостоятельной жизни в будущем. Выдвигающие требования родители должны учитывать условия, душевное и физическое состояние детей. Неуместное, необдуманное требование, поручение порождает в ребенке гнев, протест. Неправильно требовать выполнения подобных поручений от детей дошкольного возраста. Поэтому целесообразно, чтобы требование было правильным, разумным и доброжелате- льным. Родитель в деле воспитания не может показать черствость в отношении к малышам. Необходимо принимать во внимание, что когда ребенок плохо чувствует себя, бывает в подавленном настроении, он может не найти в себе силы на выполнение самой обычной работы. В это время крики, впадение в ис- терическое состояние, повеления не помогут родителю. Отцы и матери должны понимать, что требовательность вовсе не означает черствость и жестокость. В случае, если детям дается работа по их возможностям, силам, и оказывается нужная помощь, бывают и основания для выдвижения требований. Эти требования должны защищаться и другими пожилыми членами семьи. Дети с ранних лет должны привыкнуть к этим требованиям родителей, стараться их выполнять. Приветливое общение с детьми, уместные шутки не только нужны, но даже и важны. Присоединение к играм тоже не исключается. Однако при необходимости отец или мать должны проявлять требовательность. Требование должно быть выражено таким Вестник КазНУ, серия «Педагогические науки». – 2011. — № 2(33) 81 образом, чтобы в его правильности и важности не сомневались ни родитель, ни ребенок. Ребенку еще с полутора-двух лет должны даваться соответствующие требования, указания. Со временем он привыкает к требованиям, считает нужными их выполнять, не остается недовольным, не обижается, не плачет, не ленится. Самое главное, когда одно и то же требование выдвигает каждый из родителей, ребенок верит в правильность требования, не избегает его выполнения. Отцы и матери должны принимать во внимание то, что если они выдвинули требование, то должны проконтролировать выполнение требования. Порой ребенок не хочет подчиниться требованию. Насколько возможно, необходимо стараться, чтобы этого не произошло. Однако если ребенок уже возражает против требования, распоряжение надо повторить еще раз, но уже холодным, официальным тоном. Если были созданы условия для получения отрицательно опыта, для оценки требований как чего-то несущественного, он может еще раз не послушаться родительского слова. Значит, родители когда-то допустили ошибку, не были последовательны в своих требованиях, без нужды пошли на уступку, и подобные случаи повторялись, что и дает сейчас свой отрицательный результат. Еще одним вопросом, на который обращает внимание семья, является выявление трудностей, с которыми сталкиваются дети при исполнении данных поручений, и осуществление соответствующих мер. В таких семьях отцы и матери хорошо знали, что если не изберут правильную линию, это завершится снижением интереса к порученной работе. Настойчивые требования взрослых закончить работу создают отрицательную реакцию малышей к тому или иному поручению. В результате ребенок выполняет требование как попало. А это мешает формированию положительной традиции. Некоторые родители, видя, как ребенок столкнулся с трудностями, вместо того, чтобы побудить его доделать работу до получения результата, сами все выполняют. А это, на самом деле, не правильно. И создает в ребенке пренебрежение к требованию, и уменьшает в нем веру в свои силы. Ребенок полагает, что если он что-то не может выполнить, это вместо него сделает либо отец, либо мать. Хорошо знающие все это родители не допускают подобных случаев, выступают в качестве советчиков детей. Выдвигаемые требования должны быть в рамках некоторых условий: 1. Требование должно соответствовать возрасту ребенка. 2. Должно соответствовать его возможностям. 3. Не должно прививать к порученной работе чувства отвращения, злости. 4. При выдвижении требований должны соблюдаться педагогический такт и учтивость. 5. Отцы и матери должны быть последовательны в своей требовательности. 6. Требование должно быть ясно ребенку. Даже верное и самое простое требование, высказанное в грубой форме, и не будучи поясненным, вызывает сопротивление. А при наличии у ребенка веры в выполнение требования и осознании его важности, он сумеет справиться с самым сложным поручением, работой. 7. Требование должно быть дано в удобное для ребенка время. 8. Требование должно носить воспитывающий (обучающий, развивающий) характер. 9. Требование должно быть направлено на служение обществу, должно давать ему пользу. 10. В одно и то же время не должно даваться несколько требований. 11. В требованиях должно соблюдаться единство. Когда один из родителей дает требование ребенку, другой не должен проявлять мелкое опекунство, или же не выказывать частые упреки словами типа «не беги», «не трогай», «не шуми», «не кричи». Отцы и матери должны быть требовательными не только к детям, но и самим себе. В этом случае требования родителей произведут впечатление убедительных и весомых. Данные ребенку требования должны помочь достигнуть цели воспитания, не должны ему противоречить. В свое время еще Вестник КазНУ, серия «Педагогические науки». – 2011. — № 2(33) 82 К.Д.Ушинский писал: «Иногда родители ставят перед воспитанием очень различные и порой странные требования. Эти требования очень часто противоречат здравому рассуждению о цели воспитания. Конечно же, каждый родитель желает своему ребенку только хорошое, однако это желаемое настолько разнообразно, порой бывают в таком виде, что для обеспечения этой потребности воспитание должно превратиться в бессовестное мошенничество, спекулирую- щее нравственностью и будущей судьбой ребенка». Прежде чем выдвигать требования своему ребенку, мальчику или девочке, в том числе и дошкольного возраста, родитель должен знать индивидуальные качества детей. К.Д. Ушинский вовсе не случайно сказал: «Если педагогика хочет воспитать человека всесторонне, сначала она должна всесторонне изучить человека». У нас нет никаких сомнений в истинности этих слов. Эти взгляды можно отнести и к воспитательным работам, проводимым с детьми дошкольного возраста, деятельности родителей. Родительское сердце не позволяет строго обращаться с ребенком, требовать от него что- то. Чтобы успокоить кричащего, плачущего ребенка, члены семьи быстро вмешиваются. А ребенок привыкает к этому и понимает, чтобы избежать требований, упреков, достаточно показать себя обиженным, заплакать. Жить подобным образом для ребенка легко, поэтому он ведет себя как хочет. Запоздание в деле воспитания приводит к моральной деградации. Требования родителя учат ребенка занимать правильную позицию в поведении и способе обращения, действиях и поступках, в отношениях к людям, живой и неживой природе. Однако, как мы отмечали, в требованиях родителей за основу должно браться общее согласие. А.С.Макаренко указывал: «Распоряжение не должно противоречить другому распоряжению, вашему или главы семьи». В некоторых семьях родители прибегают к различным средствам для воспитания «послушных» детей. В ряде случаев даже формирование «повинующегося» поколения становится целью семейного воспитания. И сегодня в азербайджанских семьях можно встретить показанные в свое время А.С. Макаренко некоторые ложные формы авторитета, т.е. старание родителей различными способами завоевать уважение и престиж в глазах ребенка, вместо того, чтобы найти правильный путь воспитания. Отец и мать, являются не только родителями, но еще и воспитателями. В воспитательном процессе, т.е. при ведении воспитательных работ с детьми, воспитатель должен обладать и требовательностью и строгостью, и великодушием и любовью, опираться на искренность. Однако выбравшие путь только любви, только великодушия, или же путь только давления, дистанцирующиеся по мере возможностей от детей, или же решающие стать им только другом, товарищем, родители ошибаются. Удариться в крайность означает ошибиться. Потому что только любовью, уступками, давлением воспитать настоящего гражданина, достойного человека невозможно. Давая в семьях требования и поручения детям, учитывался их возраст и индивидуальные особенности. С этой целью они внимательно изучали, в первую очередь, характеристику разных лет детской жизни, особенности каждого возраста. Большую помощь оказывало самостоятельное чтение педагогической и психологической литературы в этой сфере, или организация родителям педагогического просвещения детским садом. Так, например, они знали, что на третьем году своей жизни в отношении ребенка к окружающим его людям происходят важные изменения. Нервные процессы относительно совершенствуются, увеличивается устойчивость нервной системы. В этом возрасте чувство стыдливости в детях значительно снижается. Давая требования детям дошкольного возраста, необходимо обращать внимание на их индивидуальные качества, типы темперамента. С этой целью в семьях отцы и матери знакомятся с типами темперамента, выясняют, к какому типу темперамента относится темперамент их собственного чада. Так, принимали во внимание то, что ребенок, Вестник КазНУ, серия «Педагогические науки». – 2011. — № 2(33) 83 относящийся к сангвиническому типу, бывает живым и шустрым, но в тоже время интересы и увлечения его непродолжительны и не постоянны; сын (дочь), относящиеся к мелан- холическому типу, обладают спокойной натурой, не изменчивым настроением, впечатлительны, апатичны. И им было ясно, что дети с разным темпераментом к одинаковому событию, одинаковому требованию и поручению проявляет свое отношение в различной форме. Однако все эти вопросы должны быть известны каждому из родителей – отцу и матери — в равной мере, с тем, чтобы действовали вместе, не проявлялось противоречие между ними. Кроме того, в семье выдвигались и требования обучающего характера. Эти требования помогали формированию простейших математических представлений, развитию речи, прослушиванию и пониманию музыки, рисованию, выполнению физических движений, организации самообслуживающего труда, возникновению трудовых навыков. Выдвигаются требования «Держи линейку ровно, черти линию прямо», «Не надевай обувь наперекосяк», «Счисти пыль с обуви», «Полей цветы», «Правильно выговаривай слово», «Повтори слова песни», «Не ссутулься при письме», «Держи ручку в правой руке», «Не засовывай в рот ручку при письме» и пр., и родители, другие возрастные члены семьи показывали единую требовательность. Таким образом, единые требования, направленные как на организацию деятельности и стимулирования поведенческого опыта, так и развитие обучающих способностей, оказывают основательную помощь в построении в эффективной форме воспитания и обучения детей.

Читайте также:  ӘЛЕУМЕТТІК­ҒЫЛЫМИ ЖӘНЕ ӘЛЕУМЕТТІК ­ САЯСИ ТАНЫМНЫҢ "ОБЪЕКТИВТІЛІГІ"

Оставить комментарий