Особенности развития франчайзинга в Казахстане

На современном этапе бизнес среда для ведения франчайзинга в Ка­захстане весьма благоприятная, так как в стране функционируют инсти­туты, позволяющие развивать данную отрасль в пределах Республики. Предпосылками для создания такого рода организации стали законы Ре­спублики Казахстан от 4 июля 1992 г. «О защите и поддержке частного предпринимательства» и постановления Президента Республики Казах­стан от 5 мая 1992 г. «О государственной программе поддержки и раз­вития предпринимательства в Республике Казахстан на 1992-1994 гг.» и от 10 июня 1994 г. «О государственной программе поддержки и развития предпринимательства в Республике Казахстан на 1994-1996 гг.» [1].

Самый известный пример — создание Фонда развития предпринима­тельства малого и среднего бизнеса (МСБ) «Даму». Данный фонд оказы­вает действенную пользу начинающим франчайзерам, обеспечивает ус­ловия для их функционирования и развития. Содействие развитию фран­чайзинга нацелено на обеспечение высокой конкурентоспособности под маркой известных брендов. Об этом свидетельствует такая статистика, что в Казахстане на 2014 год действует около 350 франчайзинговых систем и примерно 35000 точек франчайзи, ну а годовой товарооборот составля­ет больше 550 млн. долларов. Весьма хорошие показатели, но с учетом окружающей бизнес средой существует ряд препятствии к пути к про­цветанию и благополучию предприятия. [2]

В основном успех зарубежных компании состоит в том, что они име­ют довольно длительное присутствие на рынке (примерно около 10 лет и более), а зарубежный рынок, как мы знаем, имеет характер развитой рыночной экономики. При этом за такой период времени — можно легко приспособиться к рынку, изучить все его особенности, и развить свою собственную систему видения бизнесом. Покупка франшизы и заключе­ние договора франчайзинга не гарантирует успех бизнесу, т.к. необходи­мо также выполнять все разработанные стандарты и условия по договору франшизы. Ноу Казахстана есть свои специфические принципы, на кото­рых строится рынок франчайзинговых услуг.

Большинство франчайзинговых компании, после входа на казахстан­ский рынок — часто становятся не рентабельными, просто потому что первоначально предполагается адаптация под имеющуюся маркетинговую среду и менталитет государства. Так же, стоит отметить что зарубежный франчайзинг — это не всегда свобода, так как есть определенные нормы и стандарты, по которым франчайзи должен осуществлять свою деятель­ность. К примеру, чаще всего франчайзи не может выбирать собственных поставщиком, так как это делает франчайзер, что ограничивает доступ­ность к свободному рынку, и не позволяет покупать сырье и продукцию по заниженным ценам. [3]

Так, казахстанские предприниматели открыв, франшизу боятся не са­мих инвестиции, а скорей за репутацию бренда, так при передачи фран­шизы франчайзи скорее приобретает зависимость, нежели чем партнер­ство. В некоторых случаях происходит простая несогласованность, потому что франчайзи чаще хочет принимать решение самостоятельно, поэтому прежде всего оба лица должны психологически находить общий язык. Поэтому компании, которые следят за своей репутацией, расписывают объемные фолианты, в которых описаны все самые главные приоритеты и принципы компании для франчайзи. Можно отметить, что есть огром­ный плюс в ведении такой деятельности, в частности гарантированность и стабильность прибыли, а значит можно планировать и развивать это направление. Но есть ограничения, которые сильно затрудняют деятель­ность, сильно влияют жесткие условия выхода из бизнеса, захватываю­щие критерии запрета на запуск конкурирующих организации, обуслов­ленные так же сроком и территорией запрета. К тому же квалификация сотрудников так же является неотъемлемой частью успешного ведения бизнеса. В данный момент большинство франчайзинговых компании концентрируют все силы в производственную и маркетинговую отрасли, забыв о том, что для эффективного функционирования следует уделять особое внимание и на кадровую политику.

Читайте также:  Инструменты и методы анализа финансовой отчетности

Если сравнить то, Западные тенденции ведения успешного бизнеса ба­зируются на мощной, многолетней, проверенной корпоративной практи­ке, в результате которой они прилагают огромные усилия на поддержа­ния и развития, считая, что каждый сотрудник — это лицо компании. Не смотря на многолетнюю практику развития квалификации и мотивации у сотрудников, они продолжают совершенствовать и развивать данный аспект. В Казахстане же на корпоративную культуру обращают внимание лишь в последнюю очередь, отсюда и возникает активная текучесть ка­дров. Еще один недостаток, приостанавливающий развитие — это отсут­ствие поддержки от лица франчайзера. Было бы эффективнее продавать франшизу, поддерживая связь с франчайзи, чтобы передать некоторый базовый опыт в сфере менеджмента и процесса выполнения производ­ственных функции.

С учетом нашей нестабильной экономики, обусловленной недавней девальвацией очень рискованно покупать бизнес, являющийся новаторским, так как есть вероятность того, что бизнес окажется не эффективным. Поэтому большинство предпринимателей склоняются к более проверен­ным нишам, такие как общественное питание, одежда, и гостиничный бизнес. Но, с другой стороны, именно страх риска мешает развивать и развиваться современному бизнесу. Теоретически, именно новаторство способствовало прогрессу во всех отраслях, но к сожалению, точно пред­угадать тенденции на будущий год крайне сложно, с учетом нынешней финансовой нестабильности в экономике Казахстана. Так, на 2014 год большее количество франшиз пришлось на ресторанный бизнес, этому подтверждение открытие сети ресторанов в ТЦ «Меда-2».

Основной проблемой, приостанавливающей прогресс в сфере фран­чайзинга — недостаточная степень потребительской просвещенности, по­тому что большинство отечественных бизнесменов не осознают важности интеллектуальной собственности, а вследствие не понимание, за что они должны платить, приобретая франчайзинговый бизнес. Покупая извест­ный бренд, бизнесмены ориентируются на сиюминутную прибыль, что актуально для нашего бизнеса, и лишь немногие приобретают франшизу с осознанностью того, что это бренд. Бренд — торговая марка, за которой скрывается целая система начиная от создания, и заканчивая маркетин­говыми прогнозами, а значит это то, что должен изучить и примерить на свой рынок будущий франчайзи.

Читайте также:  Особенности управления малыми группами на предприятии

Пополнить баланс знаний и пробелов в индустрии франчайзинга воз­можно через финансовые институты по оказанию поддержки МСБ. Фонд развития предпринимательства МСБ «Даму», как раз является мощной инфраструктурой в данном виде деятельности, предоставляя как инфор­мационный спектр услуг, так и кредитование. Среди отечественных пред­принимателей существует мнение, что в стране нет стабильно спроса на кредиты со стороны МСБ, тем временем франчайзинговые компании счи­тают иначе, так как именно они проявляют большой интерес к кредитным банковским ресурсам. В Казахстане нет ни одного банка, предлагающего кредитование в сфере франчайзинга, поскольку они не особо торопит­ся организовывать и создавать приемлемые условия для обращения ис­пользования кредитными ресурсами. Нередко в качестве гарантийности для приобретения франшизы, для банков Казахстана, является ведение параллельного бизнеса в другой отрасли, причем показатели такого биз­неса должны быть стабильными. Банки подстраховывают себя от возмож­ных финансовых проблем компаний.

Помимо этого, существуют региональные ограничения: не во всех ре­гионах есть представительства банка, которые участвуют в кредитовании франчайзи, хоть и основная часть заявок и обращении на кредиты посту­пает именно из регионов, где особой популярностью пользуются недоро­гие франчайзинговые компании. В итоге с кредитами на франшизу будет именно так, как с потребительскими кредитами: стоит одному успешно начать, и его примеру последуют остальные участники кредитного рынка.

Структурное состояние и тенденции франшиз в Казахстане, во многом соизмеримо с мировым рынком франчайзинга. Этому свидетельствует то, что Казахстан является лидером по франчаизинговой деятельности в Средней Азии. Из всего вышесказанного следует сделать определенные выводы.

На данный момент существует ряд направлении, в которых следует осуществлять меры по развитию франчайзинга в стране:

  1. Улучшение законодательной формы, касающейся МСБ;
  2. Внедрение азов франчайзинга в образовательный процесс;
  3. Усиление информационной насыщенности;
  4. Разработка активной финансовой поддержки;

Меры поулучшению инвестиционной привлекательности Казахстана. По итогам 2014 года можно сделать заключения, что в ближайшее посткризисное время потребители будут меньше расходовать на пред­меты роскоши, востребованность будет лишь в таких услугах и сервисах, которые будут помогать содержать в надлежащих состояниях существую­щие вещи и предметы обиходы. Персональные услуги так же будут иметь сильные позиции. Деятельность ресторанного бизнеса стабилизируется, так как в этом году было презентовано порядком около 15 респекта­бельных заведении. Средний чек будет снижен у всей отрасли общепита, бренды фаст-фуда, которые будут предлагать наборы блюд с невысокой ценой ожидает большая перспектива. На сегодняшний день мало быть просто образованным в сфере франчайзинга, так же необходимо быть эмоционально настроенным на ведение такого бизнеса, потому что воз­можности начинающего франчайзи оценивают сугубо его личных амби­ции и реальных возможностей.

Читайте также:  Emphasis on institutional and human capital and integration into the world economy

Основная роль в становлении франчайзинга принадлежит прежде всего государству, затем международным организациям и финансово-инестиционным компаниям.

Рекомендации по формированию структурных преобразовании на ре­гиональном уровне можно изъяснить следующим образом:

  1. Выявление качественных соответствии действующих уровней услуг или товаров;
  2. Применить новаторские механизмы по продвижению франчайзин-говых проектов;
  3. Оценить результаты продвижения франчайзинга на региональ­ном рынке и по факту их практического действия, и по прозрачности отчетности.

Государство заинтересовано в данном виде бизнеса, так как есть пер­спектива для создание отечественных франшиз, которые будут по своей структуре конкурировать с международными компаниями, и соотвественно будут представлять Республику Казахстан на рынке услуг и товаров. Для того чтобы преодолеть все препятствия на пути к дальнейшему ак­тивному развитию отечественного франчайзинга, стоит изучать опыт уже у проверенных зарубежных фирм. Казахстан определяет свое будущее в осознании развития и интеграции, в систему цивилизованных норм и по­строении деловых отношении между государствами, так как франчайзинг является эффективным методом ведения коммерческой деятельности.

Франчайзинг процветает во всем мире и набирает все большие обо­роты, учитывая последние тренды можно отметить, что это будет весьма широко распространённым и практикуемым видом бизнеса. Этому есть определенные доказательства, что большинство успешнейших франчай­зеров мира, имеют свои отделения более чем в 40 странах мира, и все так же заинтересованы в дальнейшем расширении. [6] Многие из них про­являют огромный интерес к проектам, связанными с рынком Казахстана, понимая его большой потенциал. От того, как скоро Казахстан начнет вы­пускать собственный, отечественный франчайзинг будет зависеть буду­щее экономики страны, поэтому одной из задач в рамках развития эконо­мики является повышение предпринимательской инфраструктуры. Соз­даются специальные институты, где снабжают необходимой литературой, также активно проводятся выставки и различного рода мероприятия, где обсуждаются актуальные вопросы о ведении франчайзинговой деятель­ности. Для мастер-классов приглашаются известнейшие бизнесмены, ко­торые собирают полные аудитории.

В целом следует отметить, что Казахстан нуждается в комплексном, системном подходе при формировании процессов по преодолению пре­град к развитию как зарубежного, так и отечественного франчайзинга.

Оставить комментарий