ПАРАДИГМАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ В СРАВНИТЕЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Исследовательской базой сравнительного образования является образование в мире и его детерминанты, требующие от методологии владения всеми данными, что может помочь анализу образования в его социальных отношениях и перспективах в международных планах. Теоретические ориентиры, выбираемые концепции, принципы и положения в области сравнительно- педагогического исследования определяются изменениями целей и задач воспитания и образования в соответствие с изменениями исторических условий. Наиболее распространенным и результативным методом познания является парадигмальный анализ исследуемой проблемы. Парадигмальный анализ развития систем образования в сравнительно- педагогических исследованиях необходим, так как смена образовательных парадигм оказывала сущностное воздействие на развитие практики обучения и воспитания, определяла такие крупные изменения, которые именуются «образовательными революциями». Первой образовательной революцией в условиях современной цивилизации считается революция эпохи нового времени, и просвещения, когда образование становится объектом исследования крупнейших мыслителей этого времени (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж.Руссо, И.Кант, И. Фихте и др.). Данная образовательная революция дала нам принципиально новые образовательные идеи и концепции, внедрение которых в практику образовательного процесса способствовало становлению и развитию капиталистической модели общества основанной на соответствующей системе ценностей. Вторая образовательная революция, известная нам как революция перехода к постиндустриальному (или информационному) обществу внесла качественные изменения в образовательную парадигму, но не устранила прежние социально-экономические, философские и ценностные основания экономики, ориентированной на прибыль, социальное неравенство. В поисках выхода современной цивилизации из кризиса всеми исследователями важная роль единогласно отведится образованию, так как именно оно является средством воспитания человека в определенной системе ценностей необходимых для выживания человечества. «Образование, — справедливо пишет Г.Л.Ильин, — во всем обозримом пространстве человеческой истории Вестник КазНУ, серия «Педагогические науки». – 2011. ‐ № 3(34) 51 выступало как передача и усвоение образца, поскольку образование в общепринятом определении — это усвоение систематизированных знаний, т.е. сведений проверенных, общепризнанных, необходимых и упорядоченных и в этом образцовых» [1, с. 37]. Научные знания (теории, концепции, идеи, факты, методы и др.) педагогически отрефлексированные и представленные как учебный материал, составляют основу образовательно-воспитательных процессов. Таким образом, перед обществом вырастает проблема третьей образовательной революции задачи, которой определяются выдвижением человека в центр социально- экономического механизма устойчивости цивилизационного развития. История развития систем образования и теории педагогики показывает, что целенаправленный процесс образования человека строился и строится на различных мировоззренческих основаниях, имеет различные цели и методы их реализации. По мнению Г.Б. Корнетова, эти «совокупности базовых моделей образования позволяют типологизировать педагогические системы, микроконцепции, теории, технологии, методики прошлого и настоящего, выявлять их фундаментальные сходства и различия … и, что каждой базовой модели образовательного процесса соответствует определенная педагогическая парадигма» [2]. По мнению Е.А.Ямбурга, современная культурно-образовательная ситуация является полипарадигмальной с точки зрения характеристики тенденций и перспектив реформирования школы [3]. Популярны когнитивно-информационная, культурологическая, личностная и компетентностная парадигмы, применение которых способствует достижению отдельных образовательных эффектов; сочетания образовательных и индивидуальных стратегий в условиях вариативного образования с сохранением единого образовательного пространства. Связывая стратегию и модель образования, А.П. Валицкая выделяет четыре стратегии: охранительную, рыночную, культуро логическую и культуротворческую. Наиболее перспективной она считает последнюю, ибо обеспечивает необходимую гуманистическую базу для после дующей профессиональной специализации, гарантирует наличие духовно- нравственного коэффициента в любой сфере общественной практики [4]. Одним из путей избавления от парадоксов и выхода из кризисного положения становится разработка стратегии развития образования. В.И.Загвязинский полагает, что гармония в образовании связана с определением общей стратегии его развития и с поиском средств, методов и технологий гармоничного развития систем в целом и каждого субъекта этой системы в отдельности. Основу современной стратегии образования, по его мнению, составляет гуманистическая концепция, которая связана с безоговорочным провозглашением человека как высшей ценности [5]. Именно анализ систем образования на основе парадигмального подхода позволяет увидеть схожесть и различие потребностей всего человеческого, выраженных через национальное. Общечеловеческие ценности и идеалы лежат в основе всех систем образования. Парадигмальный подход к анализу образовательных процессов и педагогических явлений не является новым. Его использовали в своих работах такие известные авторы как М.В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, В.Ф. Взятышев, В.Н.Давыдов, Г.Ф. Карпова, И.А. Колесникова, В.Г. Шукшунов, И.С. Якиманская и др. Среди казахстанских ученых, использующих данную категорию в качестве категории методологического анализа можно отметить работы У.Ж.Алиева, Ш.Т.Таубаевой, Г.К.Ахметовой, К.М.Арынгазина. Ш.Т. Таубаева выделяет существование следующих парадигмальных ветвей: либерально-рационалистического течения, ярким представителем которого является Г.П. Щедровицкий; культуроцентризма, представители которого видят выход из кризиса в культуротворческой переориентации образования (А.П. Валицкая и др.); классической педагогики – это «возврат» образования к традиционным идеям и принципам природосообразности образования Вестник КазНУ, серия «Педагогические науки». – 2011. ‐ № 3(34) 52 (В.В. Кумарин и др.); рассмотрение педагогических феноменов прошлого и настоящего с позиций педагогических цивилизаций и их парадигм (И.А.Колесникова) [6]. Н.Ф. Голованова отмечает, что парадигмы, являются господствующими в определенное время системой научных идей и теории. Она выделяет существование следующих ее типов (на основе центрации научного знания на ту или иную ценность): теоцентрическая, рациоцентрическая, антропоцентрическая [7, с.34]. В трактовке М.Б.Богуславского и Г.Б.Корнетова педагогический процесс в его идеальных и реальных формах представлен как «…трансформация во времени и пространстве исторически развивающейся системы бинарных оппозиций (двоичных противопоставлений)» [8, с.16]. При этом авторы выделяют пять инвариантных оппозиций, характеризующих педагогический процесс с точки зрения его направленности, взаимоотношения основных субъектов, принципов отбора содержания образования, используемого инструментария, характера отношений с государством. Используя парадигмальный подход, исследователь В.Я. Пилиповский рассматривает в качестве бинарной оппозиции соотношение культуросберегающей и практической функций образования. Ученый выделяет три основные образовательные модели: традиционалистко- консервативную, рационалистическую и феноменологическую (гуманитарную). В рамках традиционалистко- консервативной парадигмы принято считать, что фундаментально поставленное общее образование наилучшим образом обеспечивает адаптацию человека в качестве гражданина демократического общества, так как предполагается, что получившие подобное образование выпускники средней школы как бы имманентно обладают важными для любого рода занятий знаниями, умениями и навыками, сохраняющими свою значимость на годы вперед. Школа при этом рассматривается как стабилизирующий социальный институт, обеспечивающий сохранение и передачу культурного наследия прошлого каждому последующему поколению людей. При рационалистической парадигме основное внимание в процессе обучения уделяется не содержанию, а эффективным способам усвоения учащимися различных видов знаний. В качестве ведущего принципа полагается регулирование внешних условий процесса обучения и реакций на него учащихся, которые выступают здесь получателями знаний, умений и навыков, приобретая тем самым адаптивный «поведенческий репертуар», соответствующий социальным нормам, требованиям и ожиданиям общества. Усилия представителей рационалистической школы направлены, прежде всего, на решение задач прагматического характера, связанных с адаптацией молодежи к условиям конкретного общества через школьно-образовательные механизмы. Гуманитарная парадигма предполагает отношения типа «субъект-субъект». По справедливому замечанию И.А. Колесниковой, в гуманитарной парадигме существует «…иная шкала измерении качества педагогической деятельности, где точкой отсчета становится человек и его движение во времени и пространстве относительно самого себя, динамика индивидуальных личностных свойств и проявлений» [9, с.88]. Темп и режим работы на уроке обусловлен индивидуальными способностями субъекта познания. Изучение вышеперечисленных парадигм позволило сделать вывод о том, что все рассмотренные нами парадигмы не являются взаимоисключающими; они отличаются лишь способами решения основных вопросов «…относительно функций и приоритетов, ценностей и целей образования, содержания и технологий обучения, принципов организации учебного процесса». Используя парадигмальный подход, в сравнительно-педагогических исследованиях мы должны понимать, что трактовка этой проблемы не означает обязательную сменяемость и противоположность направлений педагогических систем, а принимать во внимание что, ученые допускают Вестник КазНУ, серия «Педагогические науки». – 2011. ‐ № 3(34) 53 существование различных парадигм в одних и тех же условиях при определяющей роли одной из парадигм. В целом, использование парадигмального анализа в сравнительно-педагогических исследованиях предполагает определение: — типологической характеристики «образа ребенка» как главного педагогического феномена; — сущности процесса воспитания и обучения; — характеристик целей, содержания и организационно-технологических моделей образования; — доминирующей модели школы; — осмысления социокультурного контекста реформирования и развития систем образования. Сравнительно-педагогические исследования требуют анализа парадигмальных ориентиров, так как смена образовательных парадигм во все времена меняла образовательные идеалы и обеспечивала научную информационную и идеологическую базу общественного развития и определяла характер революционных изменений в образовании. История развития систем образования и теории педагогики показывает, что целенаправленный процесс образования человека определялся с учетом различных мировоззренческих позиций, имел различные цели и методы их реализации. При исследовании существующих национальных систем образования соотнесение конкретных образовательных систем с теоретически выделенными образовательными моделями позволяет четче определить их специфику.

Читайте также:  Қазақстан кеңістігіндегі түркітану

Оставить комментарий