Переход к рентной концепции развития экономики

Переход к рентной концепции развития экономики и зарубежный опыт недропользования

На современном этапе рентные отношения в минерально-сырье­вом комплексе Казахстана, как важнейшая ресурсная составляющая национальной экономики, приобретают особую актуальность. Они затрагивают все сферы жизни государства и поэтому не могут прохо­дить вне контекста развития рыночных преобразований, в отрыве от стратегии развития республики на период до 2030 г. Государственное регулирование этих экономических процессов призвано обеспечить в конечном счете экономический суверенитет республики.

Для решения многих социально-экономических проблем в рес­публике необходим поиск и принятие нового компромиссного ва­рианта развития добывающего сектора страны, не ущемляющего права и экономические интересы и государства, и недропользовате­лей. Это должно повлиять на рост эффективности всей экономики республики. Концепция развития минерально-сырьевого комплекса должна основываться на повышении эффективности функциониро­вания добывающего сектора Республики Казахстан, включающем рациональное использование сырьевых ресурсов при снижении из­держек производства, и направлении изымаемой природной ренты на социально-экономическое развитие страны, в том числе подъем ее научно-технического потенциала путем вложения инвестиций в перерабатывающие отрасли, а также развитие технической базы са­мого недродобывающего сектора. Несмотря на то что за последнее время республика приобрела определенный опыт работы с иност­ранными инвесторами, государственное регулирование недрополь­зования требует дальнейшего внимания и совершенствования-

Являясь одной из сторон договорных отношений с иностранными компаниями, государство в то же время выступает представителем управленческих функций от имени народа. В целях защиты нацио­нальных интересов, сохранения и укрепления промышленного по­тенциала государство должно осуществлять контроль за состоянием и использованием объектов экономики республики, большая часть которых находится под управлением иностранных компаний.

При совершенствовании рентного механизма налогообложения следует учитывать, что благоприятный инвестиционный климат со­здает возможности для появления дополнительных источников ин­вестирования в минерально-сырьевой сектор, т. е. повышения его ка­питализации путем привлечения ресурсов крупных отечественных и зарубежных инвесторов- Особенно актуально в этом плане введение рентной концепции развития минерально-сырьевого сектора как ус­ловия достижения финансово-налоговой стабильности и сбаланси­рованности экономической политики. «Переход к преимущественно рентной системе формирования доходов государства сулит преиму­щества не только экономического, но и социального характера. Он позволит организовать систему финансовых трансфертов между рентабельными и нерентабельными, но перспективными секторами экономики, между богатыми и бедными регионами, осуществить мощную социальную поддержку населения, создать систему соци­альных доплат к заработной плате и пенсиям- Тем самим экономика смогла бы постепенно превращаться в социально ориентированную экономику, разворачивающуюся в сторону человека, его нужд и чая­ний. Исчезла бы сама основа для криминализации общества» . Существующая система взимания платежей за недропользование пока еще не соответствует рентным доходам, создаваемым в недро­пользовании. Действующие законодательные акты, регламентирую­щие порядок взимания платы за пользование недровыми ресурсами, не привязаны непосредственно к рентной плате. Рентные платежи взимаются по частям в виде роялти, в виде налога на сверхприбыль, а в нефтегазовой промышленности — через рентный налог, введенный с 1 января 2004 п Кроме того, некоторая доля рентных платежей изымается частично в виде акцизов на сырую нефть и таможенных пошлин, В результате такого распределения рентные доходы делятся между субъектами экономики на различных стадиях процесса про­изводства, добычи, переработки и реализации сырья и затем при­сваиваются частично компаниями недропользователями, частично компаниями, реализующими сырую нефть и другие виды недровых ресурсов. И лишь некоторая часть дифференциальной горной рен­ты поступает в доход государства в виде существующих налогов и платежей. Взимаемые платежи не скоординированы между собой по суммам абсолютных размеров, не отработан механизм направлений их использования. Требуется упорядочить всю систему взимания, рас­пределения и порядка использования рентных платежей. В этой связи важно разработать эффективную систему платежей за недропользо­вание именно для условий казахстанской экономики, которая могла бы решить задачу пополнения бюджета и обеспечения финансирова­ния мероприятий по охране и воспроизводству недровых ресурсов и многих других социально-экономических проблем в условиях рынка, являясь в то же время составной частью налоговой системы в целом. В Налоговый кодекс республики необходимо внести понятие природ­ной, прежде всего горной ренты и порядок ее взимания.

Читайте также:  Роль технологий в политическом процессе

Для осуществления этой кардинально важной задачи требуется изменить прежде всего концепцию налогообложения недропользо­вания, стратегией совершенствования которой является увеличение платы за недропользование в структуре доходной части бюджета за счет внесения изменений в систему специального налогообложения добывающих компаний.

В соответствии с тем, что в структуре промышленного производс­тва республики доля выпуска продукции предприятиями сырьевого сектора за последние годы составляла 40-50%, можно заключить, что удельный вес налоговых поступлений от деятельности добы­вающего комплекса в общих налоговых поступлениях республики пока еще незначителен. Важнейшей задачей Казахстана на ближай­шие годы является использование рентных доходов от нефтяного и других сырьевых секторов экономики для создания стабильности и устойчивого долгосрочного экономического развития. Это требует повышения качества управления недродобывающими отраслями и создания на этой основе благоприятных условий для подъема и раз­вития несырьевых секторов, особенно перерабатывающих отраслей с высокой долей добавленной стоимости. Функциональная способ­ность государства и эффективность его деятельности оцениваются по тому, насколько оно в рамках правового государства и законности обеспечивает и защищает национальные экономические интересы, соблюдая при этом условия контрактов. С переходом к рыночной экономике в республике наиболее востребованными на мировом рынке оказались ее сырьевые ресурсы, в связи с чем основная зада­ча, стоящая перед Казахстаном, — наиболее эффективное использо­вание природной ренты.

Стратегическую роль природной ренты, возможности повышения эффективности ее использования важно оценить на основе зарубеж­ного опыта. Оптимальное использование природной ренты дало тол­чок к становлению экономик таких стран, как США, Канада, Авс­тралия и другие. Развитие Бразилии поддерживалось средствами, получаемыми от экспорта кофе, в Южной Африке — золотодобычей. Тем не менее высокий уровень рентных доходов в стране не всегда означает достижение устойчивого развития в экономике. Ряд госу­дарств, основой экономик которых являлась добыча минерально-сы­рьевых ресурсов, столкнулись с проблемами падения эффективнос­ти внутреннего накопления, тенденциями концентрации богатства в руках меньшинства и неравномерного распределения доходов в государстве. В некоторых странах не получили должного развития сырьевые секторы экономики, не выполнялись социальные програм­мы, что квалифицируется в науке как проявление «голландской бо­лезни». В связи с этим в республике, основой развития которой так­же является разработка и добыча полезных ископаемых, необходимо тщательно проанализировать весь имеющийся зарубежный опыт недропользования — как положительный, так и отрицательный — для исключения возможности повторения ошибок некоторых стран.

Читайте также:  Политические технологии избирательного процесса

В зарубежных странах доходы от эксплуатации недровых ресур­сов взимаются через систему налогов и платежей, направленных на изъятие ренты у пользователя природных ресурсов. Опыт многих государств показывает, что механизмы взимания налогов достаточно разнообразны. Анализ зарубежных налоговых инструментов пока­зывает, что существует две группы платежей. К первой группе мож­но отнести платежи за природные ресурсы, предназначенные для перераспределения (изъятия) ренты, возникающей у пользователей природных ресурсов в процессе их эксплуатации. При их определе­нии исходят из величины рентного дохода и ориентируются на ту его долю, которая должна быть изъята у пользователя природного объ­екта. Ко второй группе относятся платежи, направленные на подде­ржание существующей системы управления природопользованием. Они являются инструментом сбора средств, используемых на адми­нистративные и другие цели, к ним обычно относят лицензионные и другие сборы.

Оставить комментарий