Понятие правового мониторинга

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О нормативных правовых актах», законодательство представляет собой совокупность нормативных правовых актов, принятых в установленном порядке, качество и эффективность которых во многом зависит от систематического и целена­правленного отслеживания, анализа и оценки их состояния, то есть от правового мониторинга.

Главная задача мониторинговых мер в сфере законотворчества, по мнению М.Т.Баймаханова, — обеспечение максимального соответствия разрабатываемого закона и всех содержащихся в нем норм существующим на данный момент условиям жизни общества, потребностям поступательного развития страны, характеру экономических, социально-политических, этнодемографических, духовных, межличностных и иных общественных отношений. При этом главной частью правового мониторинга охватываются все виды подготовительных работ к правотворчеству. Мониторинг направлен на то, чтобы выявить, проанализировать и предложить меры, обеспечивающие максимальную реализацию правовых норм, воплощение в жизни всего того, что охватывается их содержанием. К мониторинговой деятельности М.Т.Баймаханов относит также его направление, имеющее в виду оптимальное соотношение национального законодательства с принципами и нормами международного права.

В работе мониторингом законодательства и правоприменительной практики названа систематическая, комплексная деятельность органов власти, научного сообщества, институтов гражданского общества и общественных организаций по оценке, анализу, обобщению и прогнозу состояния законодательства и практики его применения. Цель подобного мониторинга: повышение качества принимаемых законов, совершенствование на основе законодательной и правоприменительной деятельности системы принятия и реализации государственно-политических решений; соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

Как система информационных наблюдений, правовой мониторинг дает возможность анализировать и оценивать: 1) результаты законопроектной деятельности (правотворческий процесс); 2) качество нормативных правовых актов, принятых тем или иным правотворческим органом в соответствии с предоставленной ему правотворческой компетенцией; 3) эффективность их практического действия, реализации (правоприменительный процесс). Методология правового мониторинга, по мнению авторов работы, представляет собой совокупность способов, методов и средств, обеспечивающих рациональную и эффективную организацию деятельности субъектов мониторинга по осуществлению инвентаризации, прогноза, оценке эффективности и действенности законодательных актов и правоприменительной практики.

Читайте также:  Становление органов прокуратуры в Казахстане

В настоящее время актуализируются проблемы правового мониторинга, осуществляемого по отношению к законодательному процессу, включая планирование, разработку, рассмотрение и принятие законодательного акта. В таком случае целесообразно говорить о единстве мониторинга за­конодательного процесса, мониторинга законодательства и правоприменительной практики как компонентов целостной системы реализации правовой политики государства по созданию и совершенствованию законодательной основы устойчивого развития нашего общества и государства.

Перечисленные выше виды мониторинга (мониторинг законодательного процесса и мониторинг законодательства и правоприменительной практики) можно объединить общим понятием правового мониторинга. В работе «правовой мониторинг», представленный как альтернативный вариант термина «мониторинг законодательства и правоприменительной практики», назван инструментом оценки эффективности проводимых преобразований в системе конституционных ценностей и механизмом, способствующим своевременному реагированию на несовершенство правового регулирования и проблемы правотворческой практики.

Ю.А.Тихомиров определяет мониторинг права как механизм постоянного наблюдения, анализа, оценки развития права и корректирующего воздействия на правовую сферу. При этом сбор и анализ информации должен осуществляться по определенным показателям, обеспечивая постоянное отслеживание реального движения правовых норм в разных ситуациях и для решения многообразных задач, Подобная работа должна быть публичной, что позволит обществу и гражданам знать, как реально исполняются законы, кто виновен в их нарушении, какие коррективы необходимо внести. В противном случае можно ожидать появления, по выражению Ю.А.Тихомирова, «плохих» или «слабых» законов: принимаемых без учета реальных публичных интересов; допускающие произвольные отступления от демократических принципов власти и управления; искусственно опережающие появление реальных социальных условий; оставляющие пробелы и юридические пустоты.

В работе приводится понятие правового мониторинга, как системы информационных наблюдений, дающей возможность анализировать и оценивать: 1) результаты законопроектной деятельности (правотворческий процесс); 2) качество нормативных правовых актов, принятых тем или иным правотворческим органом в соответствии с предоставленной ему правотворческой компетенцией; 3) эффективность их практического действия, реализации (правоприменительный процесс).

Читайте также:  Еңбек дауларының туындау себептері

В современном словаре иностранных слов даны два определения термина «мониторинг»: 1) постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальному предположению; 2) наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека.

Мониторинг направлен на получение актуальной информации, отражающей динамику изменения состояний и характеристик наблюдаемого объекта. Системный и систематический мониторинг позволяет существенно повысить надежность и качество его результатов, дальнейшее исполь-зование которых способствует процессу совершенствования и развития изучаемого объекта. Вместе с тем, надежность и полнота результатов отслеживания, анализа, оценки, а также последующий прогноз состояния рассматриваемого объекта зависят от уровня квалификации соответствующего специалиста.

Как показали наши исследования, для минимизации субъективного фактора мониторинга целесообразно осуществлять целостное (системное) наблюдение за объектом и его изучение, а также синтетическое обобщение полученной информации. Подобное исследование объекта способствует выявлению более точных характеристик его состояния и поведения, получению более обоснованного прогноза.

Прогноз в данном случае является логическим продолжением системного и систематического наблюдения за объектом, систематизации и аналитического обобщения полученных данных о его состояниях в течение определенного времени с учетом возможного влияния различных (внешних и внутренних) факторов. В реальности для осуществления прогнозирования в отношении изучаемого объекта (мониторинга) недостаточно данных только мониторинга. Прогноз требует учета данных, часто выходящих за рамки объекта и касающихся различных аспектов внешней (по отношению к объекту) среды.

Проблемы мониторинга касаются как его теории, так и практической реализации. С технологической точки зрения на всех основных этапах мониторинга могут возникнуть неполадки, которые в конечном итоге скажутся на конечных результатах (информации, оценке, прогнозе, рекомендациях и т.д.):

  • на этапе теоретического обоснования (модели, процедур, объектов и т.д.) мониторинга;
  • на этапе разработки соответствующих технологии, методов и инструментария, подбора и подготовки кадров, информационного, материально-технического, научного, нормативно-правового и иного обеспечения и т.д.;
  • на этапе реализации мониторинга, интерпретации и использования его результатов.
Читайте также:  Еңбекті қорғаудың құқықтық және ұйымдастырушылық мәселелері

Результативность и надежность мониторинга в первую очередь зависит от качества собираемой информации и далее уже от эффективности и качества методов ее анализа, оценки и т.д. Недостаточная компетентность пользователей мониторинга (например, аналитическая служба государственных органов) может отразиться на качестве и эффективности информации, выводов и рекомендаций, используемых для принятия управленческих решений. Проблема может заключаться также в обеспечении необходимой информационной емкости мониторинга при минимизации связанных с этим затрат.

В настоящее время мониторинг используется в разных областях знаний. В зависимости от области знаний и деятельности, задач, поставленных перед мониторингом и средств, используемых для его проведения, различают экологический, финансовый, педагогический, психологический и т.д. виды мониторинга. Различают также базовый (выявление существующего состояния изучаемого объекта и упреждающее выявление новых тенденций, проблем и угроз) и проблемный (относящийся к отдельным проблемам и задачам) мониторинг.

Осознание мониторинга как метода, имеющего общенаучный характер, позволит использовать его в качестве специфического метода познания. В этой связи определенную значимость обретает деятельность систематизации и обобщения, осуществляемая по отношению к результатам наблюдения. Аналитический подход к обобщению результатов мониторинга позволяет развить соответствующий стиль мышления. Если подобное обобщение (наряду с иными методами, используемыми в процессе мониторинга) будет носить универсальный характер, то мониторинг может рассматриваться в качестве общенаучного метода и конкретизированной формы познавательной деятельности.

Оставить комментарий