Проблемы развития промышленности Казахстана

В казахстанском машиностроении, как и во многих других отраслях промышленности, существует ряд проблем, значительно препятствующих росту конкурентоспособности продукции комплекса и соответственно укреплению и улучшению позиций машиностроения в промышленности страны. 260 Л.Н. Гумилев атындағы ЕҰУ Хабаршысы В настоящее время одной из главных проблем машиностроительного комплекса Казахстана (как, впрочем, и предприятий других отраслей) является физически основных фондов и его активной части – оборудования, 70% которого находится в эксплуатации 15-20 лет. За последнее десятилетие снизились темпы обновления технологической базы в машиностроении, которые составляют 4,6-4,9%, что почти вдвое ниже, чем в среднем по промышленности (8,7%) [1]. Анализ возможностей нынешнего состояния машиностроительных предприятий показал, что укомплектование приоритетных отраслей машинами и оборудованием первостепенной необходимости, обеспечение машиностроительных предприятий технологической оснасткой, режущим инструментом, запасными частями освоенных импортозамещающих машин при условии налаживания кооперационных связей между машиностроительными заводами, может быть осуществлено в среднем за 3 — 5 лет. При этом машиностроительная отрасль республики в настоящее время находится в кризисном состоянии по ряду причин, в частности неконкурентоспособность выпускаемой предприятиями отрасли продукции по качественным характеристикам и по цене. Отсутствие реальных инвестиций и инноваций в течение последнего десятилетия, связей с ведущими мировыми производителями такой продукции и доступа к современной конструкторской документации обусловили технологическое отставание предприятий отрасли и неконкурентоспособность выпускаемой продукции по сравнению с зарубежными аналогами. В целом, результаты оценки современного состояния машиностроения Казахстана сводятся к следующему: В настоящее время на долю машиностроительного комплекса приходится менее 5 % промышленно — производственных основных фондов (далее — ППОФ), всего 0,6 % от объема инвестиций в основной капитал производственного назначения и около 0,86 % от стоимости вводимых ежегодно ППОФ, около 11 % от общей численности промышленно — производственного персонала, менее 4 % от общего объема производимой промышленной продукции. Степень износа основных фондов достигла 45 — 55 %, в том числе их активной части — 80 — 90 %. На большинстве предприятий коэффициент обновления основных фондов составляет 1 — 3 %, а коэффициент их выбытия — до 9,6 %. Вследствие этого стоимость ППОФ в последние несколько лет ежегодно сокращается на 7 — 8 %. Производственные мощности большинства предприятий используются по многим видам производства не более чем на 10 — 15 %; За последние десять лет число машиностроительных предприятий в республике сократилось более чем в 2 раза. В общем количестве машиностроительных предприятий заводы — производители конечных видов машиностроительной продукции составляют только 5,4 %; На долю машиностроительной продукции в республике приходится около 3 % от общего объема экспорта и более 41 % — импорта; Доля изделий казахстанского производства на внутриреспубликанском рынке машиностроительной продукции составляет около 15 %, остальные 85 % покрывается за счет импорта. Состояние внутреннего рынка машиностроительной продукции характеризуется низким уровнем спроса на продукцию отечественных производителей. Для предприятий транспортного, нефтегазового и ряда других положение на рынке в основном определяется инвестиционной политикой крупных предприятий. Для предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения низкий уровень спроса связан с отсутствием финансовых средств у производителей и переработчиков сельскохозяйственной 261 № 1 (74) 2010 продукции. В автомобильной промышленности эти трудности связаны с низкой конкурентоспособностью отечественных легковых автомобилей по сравнению даже с подержанными зарубежными аналогами. Для наукоемких, комплектующих отраслей, например – приборостроение это связано с общим падением промышленного производства в стране. Серьезной проблемой отрасли является глубочайшая специализация производства. Каждое машиностроительное предприятие до сих пор имеет свою, достаточно строго очерченную номенклатуру. Если это тракторный завод, то он делает тракторы. И каково бы ни было юридическое название предприятия, все знают, что этот делает фонтанную арматуру и т. д. Нарастает процесс неуклонного старения и ухудшения качественного состава инженерных и производственных кадров (средний возраст инженерно-технических работников, например, на предприятиях машиностроения составляет 50-60 лет), что в значительной мере предопределяется низким уровнем заработной платы (заработная плата в машиностроении на 30% ниже средней по промышленности) и отсутствием необходимого комплекса социальных мероприятий, и вместе с тем потерей престижности машиностроительных отраслей для молодежи, так как они не видят четких перспектив развития. В результате резко снижается квалификация, теряется преемственность поколений. Предприятия, научно-исследовательских институтов (НИИ) и конструкторских бюро (КБ) машиностроительного профиля утрачивают навыки изготовления многих наукоемких продуктов, использования высоких технологий, конструирования сложной техники. Без наличия же значительного объема заказов на новую технику со стороны казахстанских потребителей улучшить условия труда в машиностроительной отрасли и тем самым привлечь в нее специалистов невозможно. По нашему мнению, отечественными экономистами-менеджерами при решении проблем конкурентоспособности продукции и инновационного развития предприятий и других хозяйствующих субъектов, в основном анализировались конечные характеристики качества продукции и процессы потребления. Процессы синтеза идеи – начального зарождения товара, НИОКР и производства продукции на каждом этапе ее жизненного цикла детально и в то же время комплексно не рассматривались. Отсутствовала взаимосвязь между нововведениями, между конструкторами, технологами и менеджерами экономистами, отсутствовали структуры и технологии сохранения первоначального уровня конкурентоспособности на отдельных этапах и всего жизненного цикла продукции в целом. Такой подход не позволял решать проблемы отечественной экономики эффективно, в полученных результатах отсутсвовала перспектива инновационного развития с выходом на мировые рынки. Еще одной негативной чертой казахстанского машиностроения является глубокая универсализация, когда завод-производитель все для себя делает сам. Роль и значение каждой страны в мировой экономике определяются степенью овладения передовыми технологиями. Для Казахстана, как одной из наиболее ресурсоемких стран мира, проблема разработки и внедрения передовых технологий имеет первостепенное значение. Республиканская целевая научно — техническая программа (далее — РЦНТП) «Научно — технические проблемы развития машиностроения и создания высокоэффективных машин и оборудования» на 2001 — 2005 годы (далее — Программа) была разработана в целях реализации постановления Правительства Республики Казахстан от 9 января 1998 года N 2 «О создании Межотраслевого научно — технологического центра и «Научно — исследовательского центра по прогнозированию машиностроения» и от 5 сентября 2000 года N 1347 « Об утверждении Программы развития машиностроительного 262 Л.Н. Гумилев атындағы ЕҰУ Хабаршысы комплекса Республики Казахстан на 2000-2003 годы» и определяетла основные направления научного, научно — технического и технологического обеспечения выхода машиностроения из кризисного состояния, условия его функционирования и развития в рыночной экономике. Программа была планомерным продолжением республиканской целевой научно — технической программы «Научно — технические проблемы машиностроения и создания высокоэффективных машин и инструмента», реализованной в период 1998 — 2000 годы, и была направлена на дальнейшее использование результатов научных исследований и научно — технических разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой машиностроительной продукции, совершенствование технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и внешнем рынках и разработка предложении по путям и методам достижения стабилизации и повышения эффективности производства отраслей машиностроения. Разработанная программа предусматривала три ключевых элемента: — дальнейшее развитие технологий, где Казахстан должна быть традиционно сильна; — поддержание надлежащего уровня там, где отставания нет; — по крайней мере, сохранение на существующем уровне технологий, в которых мы отстаем, но без которых нельзя обойтись. Но с 2005г. финансирование данной программы практически прекратилось, что ведет к устойчивому отставанию Казахстана от индустриально развитых стран, которое по ряду высоких технологий уже достигает 10 и более лет. В настоящее время объем мирового рынка наукоемкой продукции составляет 2,2 трлн. долларов, а доля Казахстана в нем 0,3%. По прогнозам, при условии реализации мероприятий по структурной перестройке экономики, эта доля может составить к 2010 г. 4,4%, достигнув 94-98 млрд. долларов [2]. Подобная ситуация не позволяет продукции отечественного машиностроения быть достаточно конкурентной не только на мировом, но и на внутреннем рынке. Однако с мировым финансовым кризисом практически во всех развитых странах финансирование НИОКР резко снизилось. Низкие темпы развития предпринимательства, прежде всего малого в машиностроении, вызванные губительной налоговой и таможенной политикой, привели к тому, что капитал устремляется в другие сферы и отрасли экономики, обеспечивающие максимизацию прибыли. Развитие малого и среднего бизнеса в машиностроении только начинается. С 2007года стали появляться малые предприятия, которые, хотя и работают в определенном узком секторе, но уже на весь потребительский рынок продают свою продукцию любому заказчику. Основная же масса крупных предприятий продолжает существовать в прежнем виде. Но многие уже понимают, что выведение непрофильных производств и создание малых предприятий — это благо, высокая эффективность. Еще одной существенной проблемой машиностроительного комплекса (за исключением, может быть, автомобилестроения) является недостаточная структурированность отрасли. В нем существуют ассоциации и объединения, созданные на добровольной основе, способные координировать некоторые действия предприятий, но не способные осуществлять единую техническую политику, осуществлять значительные вложения в НИОКР и т.д. Проблемы укрупнения и укрепления структурных связей особенно обостряются в связи с процессами глобализации, идущими в мире, а также в связи с предстоящим вступлением Казахстана в ВТО. Крупные транснациональные корпорации, конкурируя с казахстанскими разрозненными производителями (как на мировых, так и на внутреннем рынке) и обладая несомненным финансовым, интеллектуальным и организационным превосходством, легко завоевывают ниши рынка, принадлежавшие ранее казахстанским фирмам. 263 № 1 (74) 2010 Неэффективно действует механизм формирования инновационной научно- технической мотивации развития машиностроения, отсутствуют механизмы стимулирования производителей интеллектуальной собственности и ее вовлечения в хозяйственный оборот. Не отвечает современным требованиям качество производственного менеджмента, не налажена специализация предприятий по выпуску широкого класса полуфабрикатов и комплектующих для разного типа производств, велики издержки инфраструктуры и транспортных перевозок, неудовлетворительно состояние маркетинга. [4] С 1 января 2004г. перед предприятиями машиностроительного комплекса встала новая проблема: прекратилось право бессрочного пользования землей. Предприятия должны либо выкупить свою землю, либо арендовать ее. При приватизации предприятия продавались с правом бессрочного (постоянного) пользования на землю. Появление конечного срока у бессрочного пользования изменяет условия, на которых приватизировались предприятия, ущемляя права собственников предприятий. Земля под промышленными предприятиями должна быть в собственности предприятия, поскольку это обеспечивает гарантии прав собственности владельцев предприятий на недвижимое имущество и необходимо для привлечения инвестиций и ипотечного кредитования. Цены же выкупа земли необоснованно высоки и необоснованно различаются как между городами, так и внутри городов. Предприятия машиностроительной отрасли вынуждены платить огромный земельный налог при выкупе земли еще и потому, что занимают большую площадь по сравнению с предприятиями других отраслей. Отсутствие механизмов и каналов для перемещения финансовых ресурсов в приоритетные отрасли экономики, проблема, касающаяся не только машиностроения, но и всего реального сектора. Банковский капитал не обладает «длинными» деньгами, т.е. относительно дешевыми ресурсами, пригодными для вложения в инвестиционные и инновационные проекты. Слабо развита в Казахстане и система фондового рынка. Руководители предприятий, опасаясь передела собственности, не спешат котировать и выставлять акции на торги. Некоторое оживление наметилось только в секторе облигационных займов, который кажется им менее опасным с точки зрения возможной смены собственника[4]. Все это привело к снижению темпов роста объемов производства в машиностроении и металлообработке, снижению инвестиционной и инновационной активности предприятий и конкурентоспособности отечественной продукции. Разработка и выпуск новых, конкурентоспособных видов продукции становится наиболее приоритетным направлением стратегии и отечественных фирм, определяя все остальные направления их развития. Но не механический процесс переноса опыта зарубежных ученых и фирм, а творческий процесс поиска новых знаний в инновационной и инвестиционной деятельности отечественных фирм, создание условий для активного овладения в полной мере этими знаниями отечественными предпринимателями и хозяйственными руководителями способны осуществить позитивные реформы в казахстанской экономике.

Читайте также:  Негізгі әлеуметтанушылық ұғымдар

Оставить комментарий