ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ ПЕДАГОГОВ

Педагогическая профессия является одной из социально значимых профессий в мире. Причем специфика деятельности педагога такова, что при его чрезмерной напряженности и сложности, ответственность за результаты образовательного процесса огромна. Современные реформы казахстанского образования характеризуются повышением требований к педагогам, их компетентности и качествам личности, так как именно от них во многом зависят эффективность и качество образовательного и воспитательного процесса. Вместе с тем, можно констатировать, что условия труда педагога слабо изменились. Эти факторы, наряду со многими другими и приводят к тому, что педагоги становятся уязвимыми для разного рода профессиональных деформаций. Термин «профессиональная деформация личности» ввел в научный оборот в 1921 г. российско-американский социолог Питирим Сорокин. В разное время данную проблему изучали такие исследователи как К. Маслач, С.П. Безносов, Э.Ф. Зеер, Л.В. Мардахаев, А.К. Маркова, З.Б. Мадалиева, С.М. Джакупов и др. Существуют несколько подходов к исследованию профессиональных деформаций. Они систематизированы нами в три основных направления: 1) концепция профессионального стресса, 2) личностно-деятельностный и гуманистический подход; 3) социально- психологической теории ролей. Казахстанских исследователей, занимающихся проблемой деформаций мы отнесли к личностно- деятельностному и гуманистическому подходам (рисунок 1). Сторонники концепции профессионального стресса В.В.Бойко, Н.Е.Водопьянова, К. Маслач подчеркивают роль чрезмерного напряжения, эмоционального истощения в возникновении профессиональной деформации личности. Различные формы отрицательного отношения к людям, выступающими объектами профессиональной деятельности, потеря желания вкладывать усилия на рабочем месте и другие негативные изменения личности Вестник КазНУ, серия «Педагогические науки». – 2011. — № 2(33) 29 складываются в целостный синдром. И как следствие — выработка личностных механизмов защиты от различных профессиональных стрессов. Главным источником стресса, приводящего к профессиональной деформации личности, выступает несоответствие между профессионально-организационными требованиями и личностными ресурсами и затратами работника. Другая точка зрения, которая развивается в рамках социально-психологической теории ролей, представителями которой являются С.П. Безносов, Р.М. Грановская, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, заключается в том, что основной механизм профессиональной деформации состоит в отождествлении человеком своего «я» с профессиональной ролью. Профессиональная роль влияет на формирование специфического, заведомо ограниченного взгляда на мир. На основе определений профессиональной деформации личности, данными авторами Мардахаевым Л.М., Кузьминой Ю.М., Вяземским Д.Н., Пунановой Ю.В., Марковой А.К., предлагаем уточненное определение профессиональной деформации [2-4, 5]. Профессиональная деформация педагога – это изменения личности педагога, возникающие в процессе выполнения им профессиональной деятельности и, в большей степени, негативно влияющие как на саму личность, так и на выполняемую ей деятельность, а также на другие сферы ее жизни. Следует заметить, что профессиональные деформации у педагогов могут проявляться по-разному. В литературе представлены различные классификации профессиональных деформаций личности. На рисунке 2 систематизированы классификации, данные Э.Ф. Зеером, В.Е. Орлом, С.П. Безносовым и Е.И. Роговым Рассмотрим на примерах класси- фикацию, предложенную Е.И. Роговым [7]. К общепедагогогическим деформациям можно отнести проявление таких качеств, как назидательность, дидактизм, оценочность суждений, авторитарность, агрессию, демонстративность и др. Типологические деформации появляются, когда особенности личности растворяются в соответствующих компонентах педагогичес- кой деятельности [7]. Пример: педагоги- коммуникаторы излишне общительны, говорливы, дистанция между ними и учащимися незначительна. Педагоги- интеллигенты — принципиальны, склонны мудрствовать, читать нотации. Педагоги- организаторы — гиперактивны и требовательны. Специфические деформации обусловлены преподаваемым предметом. Так, например, учителя математики могут быть склонны к сухости и сдержанности в общении, учителя литературы – идеалисты, учителя казахского и русского языка начинают постоянно поправлять ошибки в речи собеседников и т.д. Индивидуальные деформации инициируются усилением качеств и свойств личности педагога под влиянием профессии. Другими словами, возникают сверхкачества, или акцентуации. К таким относятся сверхответственность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм и др. На наш взгляд, следствием всех профессиональных деформаций является такое негативное проявление профессиональной деятельности, как стандартизация общения, применение в работе стереотипных навыков, подмена творческой продуктивной деятельности формальным исполнением своих обязанностей, желание снизить объем работы, психическая напряженность, стрессы, депрессия, конфликты, кризисы, снижение продуктивности профессиональной деятельности личности, неудовлетворенность жизнью и социальным окружением. Появляется желание устраниться от дополнительных нагрузок, увеличить дистанцию в общении с обучаемыми и коллегами, избегать новых обязанностей. Все это приводит к тому, что педагог начинает работать лишь по общепринятым правилам, не привнося ничего нового, не используя новейшие подходы, и, тем самым, становится менее открытым для контактов.

Читайте также:  Мифология, онтология, тарих

Оставить комментарий