РАЗВИТИЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ И УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЗА ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ КАЗАХСТАНА

Глобализация, как фактор развития цивилизации постепенно охватывает все сферы жизнедеятельности людей, в том числе, и мировое образовательное пространство, при этом содействуя, с одной стороны, мобилизации человеческих ресурсов противостоянию угрозам цивилизации, с другой — усугубляя межэтнические процессы. Наряду с этим, опыт ХХ века убеждает в том, что невнимание к этнокультурным проблемам чревато негативными последствиями для человечества. В Программном документе ЮНЕСКО «Реформа и развитие высшего образования» (1995) сказано, что «прямое заимствование иностранных концепций и ценностей и игнорирование региональных и национальных культур и философий влекут за собой негативные последствия для образования. Этот вывод следует принимать во внимание тем государствам, которые проводят реформы высшего образования». В действительности, зарубежные технологии обучения, используемые сегодня в высшем образовании, ориентированы на особенности менталитета культуры и жизнеустройства своей страны. Цели и задачи которых направлены на формирование человека с рационально-интеллектуальным развитием, обладающим прагматическим мышлением, а в духовно-нравственном плане не отвечают исконно национальным традициям воспитания, в то время как процесс обучения несет в себе огромный воспитательный потенциал. Проблема национального образования нашла отражение в нормативно-правовых документах Республики Казахстан: Конституции Республики Казахстан, Законе РК «Об образовании» (2007), «Концепции гуманитарного образования в РК» (1994), «Концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан» (1996), «Концепции этнопедагогического образования студентов высшей школы» (1998), «Концепции формирования государственной идентичности Республики Казахстан» (1996), «Концепции развития образования в Республике Казахстан до 2015 года» (2003), «Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы» (2004), «Концепции высшего педагогического образования Республики Казахстан» (2005), Концепции воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан (2009), «Доктрине национального единства Казахстана» (2010) и др., которые создают правовую и теоретическую основу для демократических преобразований, способствуют обновлению содержания образования на основе интеграции традиций и инноваций. Образовательной политикой Республики Казахстан в сфере этнических отношений взят курс на этнокультурное образование, реализация идей которого достигается за счет усиления этнического компонента образования и подготовки этнопедагогических кадров, ибо только учитель способен заложить фундамент в Вестник КазНУ, серия «Педагогические науки». – 2011. ‐ № 3(34) 31 формирование мировоззрения детской души, от личности педагога зависит в определенной мере, какое поколение вырастет. Естественно, для реализации поставленных задач должна проводиться целенаправленная учебно-воспитательная работа в системе непрерывного образования, начиная с дошкольных организаций, кончая системой повышения квалификации педагогических кадров. Прежде всего необходимо подготовить педагогические кадры, которые могли бы справиться с задачей успешной работы как в моноэтнической, так и в полиэтнической аудитории. Тогда каким должно быть содержание подготовки такого учителя? Этнопедагогическое образование будущих учителей рассматривается нами как часть педагогического образования студентов. Центральное место в этнопедагогической подготовке будущего учителя занимает «Общая этнопедагогика», как обязательная учебная дисциплина в системе высшего педагогического образования. Программное, обязательное изучение общей этнопедагогики предполагает расширение, углубление знаний по национально-региональной и частной этнопедагогике. Первоначальные, пропедевтические сведения по этим частным отраслям этнопедагогических знаний сообщаются как иллюстративный материал в курсе общей этнопедагогики. На следующем этапе изучаются особо – на спецкурсах, спецсеминарах, факультативно, по выбору – «национально-региональная культура воспитания и частная этнопедагогика». Исходя из вышеизложенного, считаем целесообразным ввести в учебный план педагогических вузов в качестве основных профилирующих учебных дисциплин «Казахскую этнопедагогику», «Историю казахской этнопедагогики» как педагогики коренного этноса государства, а также факультативы, спецкурсы по выбору с целью глубокого освоения воспитательных возможностей казахской педагогической культуры: «Казахская музыкальная культура», Вестник КазНУ, серия «Педагогические науки». – 2011. ‐ № 3(34) 32 «Казахское прикладное искусство в воспитании детей», «Ораторское искусство казахов», «Эстетическое воспитание в казахской народной педагогике» и др. Учитывая многоэтническую специфику нашей республики, исходя из национально- психологических особенностей студенческого контингента, его интересов и запросов, необходимо ввести в учебный план также спецкурсы, факультативы, курсы по выбору, как, например, «Прогрессивные традиции и обычаи корейцев», «Особенности семейного воспитания уйгурского народа», «Русская этническая педагогика», «Сравнительная этнопедагогика народов Казахстана» и др. (В зависимости от контингента слушателей). Материалы казахской этнопедагогики могут быть использованы в процессе преподавания:  курсов «Педагогика», «История педагогики», «Методика воспитательной работы»;  общественно-гуманитарных дисциплин;  естественно-математических дисциплин;  художественно-эстетических дисциплин и т.д. Как этнопедагоги, так и этнопсихологи должны быть осведомлены в области этнофилософии, религиоведения, этнолингвистики, гендерологии, семьеведения, этноконфлитологии и др. Такой педагог (этнопедагог, этнопсихолог), как истинный профессионал должен уметь работать как с моноэтнической, так и полиэтнической аудиторией. В связи с вышеизложенным, возникает вопрос: «А какое отражение они находят в ГОСО (Государственном общеобязательном стандарте образования), типовых программах, учебниках?» Все это, естественно, побудило нас к анализу ГОСО 2006, 2008 годов по педагогическим специальностям на уровне бакалавриата и магистратуры. Как показал анализ ГОСО, на сегодняшний день ситуация с этнопедагогической и этнопсихологической подготовкой будущих педагогов, мягко говоря, не выдерживает никакой критики. Разработанная концепция «Этнокультурного образования» (1996 г.) несмотря на то, что себя еще не исчерпала, однако системно и не внедрялась в образовательный процесс учебных заведений страны. «Концепция этнопедагогического образования студентов высшей школы» (1998 г.), несмотря на их использование в качестве руководства при организации этнопедагогической подготовки отдельными энтузиастами-педагогами, документ остался авторским, без специального утверждения со стороны МОН РК. До сегодняшнего дня нет научно-обоснованной типовой программы по данному курсу. Соответственно, разработанные учебные пособия (которые выдаются за учебники) по своему содержанию являются отражением видения авторами сущности данной дисциплины. Даже беглый анализ этих пособий показывает, что большинство авторов излагают фольклорный материал, сужая сущность этнопедагогического образования до уровня обычаев и традиций народа, что в ХХІ веке далеко не достаточно; вместо изложения предпосылок развития этнопедагогики как науки идет повествование истории педагогики через характеристику трудов персоналий; совершенно отсутствуют темы, касающиеся сущности национальной казахской школы, особенностей организации обучения и воспитания в этнолингвистических центрах, воскресных школах. Как показывает практика, необходим скрупулезный анализ содержания этнопедагогической и этнопсихологической подготовки педагогических кадров новой формации, выполненный на фундаментальных положениях педагогики, этнологии, этнопедагогики, этнопсихологии, этнофилософии, этнокультурологии. Фундаментом гуманизации подготовки будущих учителей должно стать содержание предметов этнопедагогического цикла, изучение которых должно продолжаться непрерывно и дифференцированно, в течение всех лет обучения в вузе, с 1-го по 4-й курс в ходе аудиторных и внеаудиторных занятий. Этнопедагогическое образование по самой сути своей может и должно быть направлено на формирование внутреннего мира будущего учителя, его духовно- нравственного облика. У этнопедагогики тут особые возможности, так как в ее содержании гармонически сочетается национальное с общечеловеческим, что позволяет познать национальные особенности своего народа, глубже понять и увидеть своеобразие другого народа. В результате этнопедагогической подготовки у будущего учителя формируется его этническая позиция и этнопедагогическая культура.

Читайте также:  Студенттердің ақпараттық құзыреттілігін қалыптастыру

Оставить комментарий