Развитие индустрии кино в Казахстане

В Казахстане за последние годы заметно увеличилось число кинотеатров, кинозрителей и, самое главное, с каждым годом растет количество и качество отечественного кино. История киноиндустрии в Казахстане началась с самого первого киносеанса на территории Казахстана в 1910 году. В 1917 году в Казахстане существовало 13 кинозалов. Самые первые киносъемки были произведены на территории Казахстана в 1925 году. В том же году вышел на свет первый документальный фильм о Казахстане «Годовщина KACCP». В Алматы 1928 году было основано отделение Восток-фильм, которое выпускало киножурнал о последних новостях страны. В 1934 году в Алматы была организована студия кинохроники, выпускавшая еженедельный киножурнал «Советский Казахстан» и документальные фильмы о становлении Казахской ССР. В 1941 году была создана Алма-атинская киностудия художественных фильмов, которая в 1942 году была объединена с эвакуированными студиями «Мосфильм» и «Ленфильм», и киностудия продолжила свою работу под названием «Центральная объединенная киностудия» (ЦОКС). Совместная работа казахских кинематографистов с деятелями советского кино способствовало росту отечественного кино. После второй мировой войны «Мосфильм» и «Ленфильм» были реэвакуированы. Алматинская киностудия продолжила свою деятельность, слившись с Алматинской студией кинохроники. В 1960 году киностудия была переименована в «Казахфильм». В 1984 году киностудии «Казахфильм» было присвоено имя выдающегося деятеля национальной кинематографии, который внес в развитие киноиндустрии страны очень большой вклад — Шакена Айманова.

Во времена Союза в развитие отечественного кино большой вклад внесли казахстанские писатели, сценаристы, драматурги, режиссеры, композиторы, художники и актеры того времени. Уже в 60-е годы XX столетия, казахстанский кинематограф начал развивать национальное кино. Много было снято фильмов на военную тему. В Средней Азии начали проводиться кинофестивали, которые мотивировали создание качественного, смыслового кино.

В постсоветское время стали выпускаться современные фильмы. Зрителю уже не были интересны поучительные и идеологические картины Советского Союза. Картины стали более жизненными. В фильмах начали проявляться черты современного западного кинематографа. Снимались фильмы исторического жанра о казахском народе.

Читайте также:  Ішкі және сыртқы мемлекеттік қарыз

В 2004 году после Указа Президента «О совершенствовании управления в сфере кинематографии» пошел значительный рост производства кинокартин в Казахстане. Начали появляться частные, независимые киностудии, которые начали конкурировать с главной киностудией «Казахфильм». Новое поколение кинематографистов Казахстана начали узнавать в мировом кино, на международных кинофестивалях. Казахстанские картины начали участвовать на престижных кинофестивалях и завоевывать призы.

С начала нового столетия, казахстанская киноиндустрия начала приобретать новый путь. С появлением торгово-развлекательных центров ускорился темп роста новых кинозалов, оснащенных современным оборудованием. На сегодняшний день в Казахстане насчитывается около 60 крупных кинотеатров. По данным Агентства по статистике, количество посещений кинотеатров за последние десять лет выросло в 13 раз. Кинопрокат стал в Казахстане самостоятельной индустрией. Если рассматривать киноиндустрию в целом, то его можно поделить на три самостоятельно составляющие части: кинопроизводство, кинопрокат и сеть кинотеатров.

Несмотря на кризис, государство продолжает финансировать отечественное кино. Количество выпускаемых фильмов растет. Независимые кинокомпании стараются снимать малобюджетные картины, преследуя коммерческие цели. Стали доступны самые современные технические средства для создания картин. Молодое поколение кинорежиссеров успешно демонстрирует свои работы. Растет уровень мастерства актеров, а также уровень инвестиций в кинопроизводство.

В Казахстане кинопрокат принадлежит частным независимым компаниям. Среди них самые крупные: «KinoPark», «StarSinema», «Chaplin», «Sulpak Sinema», «Интерфильм distribution», «Cinema Hotel Corporation», «Арман» и «Меломан». Многие из них работают напрямую с крупнейшими голливудскими и европейскими студиями. Некоторые из них не имеют собственные кинотеатры, и часто не могут получить фильмы своих конкурентов от крупных зарубежных студий или дистрибуторов. Зарубежные студии не желают работать с прокатчиками, у которых имеются собственные кинозалы, так как это может повлиять на сбор от кинопроката.

По сведениям руководства «Kinopark», в стране насчитывается около 250 кинозалов, большинство из них не соответствует международным стандартам. Потенциал рынка кинозалов в Казахстане можно увеличить вдвое. Срок окупаемости мультиплекс[1] кинозала более 15 лет. Мультиплекс — многозальный «киносупермаркет», в котором клиентам, кроме кинопродукции, предлагают много разного товара, например, продукты питания.

Читайте также:  Модель стратегического развития малого бизнеса

Но отрасль остается привлекательной как для инвестиций, так и для торгово-развлекательных центров. Кинорынок в Казахстане не большой. Количество посещений зависит от количества населения в крупных городах, где расположены кинозалы. Поступления от показа отечественных фильмов составляют менее 10 процентов от суммарных кассовых сборов. А поступления от иностранных фильмов, которые экспортируются в Казахстан российскими дистрибьюторами, составляют приблизительно 70 процентов. Для рентабельности проектов отечественные кинорежиссеры стремятся к сотрудничеству с коллегами из-за рубежа. Чтобы отечественная картина попала в мировой прокат, нужно соблюдать законы и правила стран, где планируется произвести кинопрокат. Например, чтобы показать картину на российском рынке, более 70 процентов актерского состава картины должны быть европейской внешности. Это одно из основных требований соседней страны. Тем не менее, запускаются совместные проекты с иностранными киностудиями.

Есть надежда, что в ближайшие время государство подумает о политике стратегического развития киноиндустрии в стране. Существует проблема в прокате отечественной кинокартины. Множество картин киностудии «Казахфильм» не доходят до зрителя. Создается впечатление, что отечественные фильмы, снятые по заказу государства, создаются для кинофестивалей. Кинематограф должен зарабатывать по законам бизнеса от проката картины, а не от государственного заказа для создания фильма.

Отечественное кино начало приобретать положительный отзыв от казахстанского зрителя. Но даже при таком раскладе зритель отдает большее предпочтение зарубежным картинам. В среднем казахстанский кинематограф выпускает около 20 фильмов в год, это составляет 10-15 процентов от общего проката кино в стране. Прибыль от проката казахстанских фильмов делится между создателями и прокатчиками по схеме 40/60. И из этих 60 процентов прокатчики 10 процентов выделяют на рекламу фильма. В основном сами создатели картины дополнительно выделяют собственные средства для рекламирования фильма, чтобы получить больше прибыли. Прокатчики так же заинтересованы в получении прибыли, но почему-то при рекламировании казахстанских фильмов не придается внимание показу трейлера фильма перед сеансами в кинотеатрах, в размещении на телевидении и в вывешивании наружной рекламы. В региональных кинозалах страны нет прозрачности по отслеживанию количества проданных билетов. Тем самым кинотеатры могут скрыть информацию по посещаемости зрителей в свою пользу. Существует риск, что отечественные кинематографисты могут не получить ожидаемую прибыль от проката фильма. В мире существует много билетно-кассовых систем для отслеживания сбора от проката фильма. Использование подобных систем улучшает имидж кинотеатра. Одна из наиболее распространенных систем «Rentrak» — универсальный источник информации по кассовым сборам кинотеатров во всем мире. Электронная система «Рентрак» дает кинотеатру возможность автоматизировать процесс отправки в кинопрокатные компании ежедневных отчетов о кассовых сборах и посещаемости. В России это система уже работает.

Читайте также:  Концепции национальной конкурентоспособности

Осенью 2015 года министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы в своем интервью телеканалу «КТК» отметил, что в Казахстане должен быть принят закон о кино. Такой закон для киноиндустрии страны очень необходим. Закон будет регулировать интересы всех участников киноиндустрии. В России с 1996 года существует федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии».

Если нам пойти по стопам России, это будет большой плюс в развитии индустрии кино в стране. Результатами станут получение налоговых льгот спонсорам кино, прозрачность в кассовых сборах от отечественных картин, создание условий для здоровой конкуренции между отечественными киностудиями путем объявления конкурсов  на создание картин. Это привлечет бизнес среду к спонсированию отечественного кинематографа. Привлечение зарубежных инвесторов, увеличение роялти на кинопрокат в Казахстане для иностранных фильмов позволит на эти средства финансировать собственное кинопроизводство. Решение этих вопросов, бесспорно, будет способствовать развитию отечественной кинематографии.

Оставить комментарий