Развитие научно-познавательной журналистики

Роль науки в нашей жизни по-прежнему высока. Не проходит и дня, чтобы не было сделано какого-либо открытия, чтобы эксперименты не продвигали человечество вперед. Чем больше развивается наука, тем быстрее в ней происходит дифференциация. Последнее время в обиход даже вошло понятие «дисциплины на стыке наук», подразумевая под собой своеобразное сближение различных областей знаний, в результате которого рождаются новые направления. Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев, выступая с лекцией «К экономике знаний – через инновации и образование» перед студентами Евразийского университета в мае 2006 года отметил, что на протяжении последних 10-15 лет у конкурентоспособности появилось новое измерение: акцент делается на переходе глобальной экономики к новому качеству – «экономике знаний». В современном западном мире лишь 15% активного населения непосредственное отношение имеют к производству товаров, остальные 85% добавляют стоимость в процессе творчества, менеджмента и передачи информации. Поставив перед собой стратегическую задачу – в ближайшие 10 лет вывести Казахстан в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, необходимо внимательно отслеживать глобальные тенденции развития науки, технологий и образования. Мировой рынок наукоемкой продукции развивается высокими темпами: объем продаж на нем за последние 20 лет вырос в пять раз, превысив 1 триллион евро. «Деятельность ученых и научных организаций во все большей мере базируется на общемировой практике, оценивается по единым международным критериям. Резко увеличивается международный обмен учеными и специалистами. В предстоящее десятилетие ключевыми направлениями развития нового технологического порядка станут био- и нанотехнологии, системы искусственного интеллекта, глобальные информационные сети и высокоскоростные транспортные системы, энергосберегающие технологии. Дальнейшее развитие получат автоматизация производства, космические технологии, производство конструкционных материалов с заранее заданными свойствами, ядерная энергетика. Произойдет еще большая интеллектуализация производства, переход к непрерывному инновационному процессу. Постепенно завершится переход к обществу нового типа, основанного на знаниях», – подчеркнул наш Президент. Конечно, финансовый кризис замедлил наше развитие, но мы поддерживаем Главу государства и считаем, что результаты фундаментальных и специализированных исследований дает возможность для выходы на новые этапы и масштабы развития. В настоящее время научно-познавательная журналистика в Казахстане представляет собой специализированную теоретико-практическую дисциплину, которая призвана дать аудитории цельное представление о важнейших событиях в научно-технической сфере [1]. Научно-познавательная журналистика отличается от других специализаций в информационной среде тем, что не просто информирует, но и анализирует, показывает первопричины того или иного явления, делает глубоко выверенные выводы и разъясняет понятным языком очень сложные вещи читателю, зрителю, слушателю. Изучение развития и современного состояния научно-познавательной журналистики дает возможность получить представление об истории возникновения и развития научно- познавательной журналистики в Казахстане, понимать основные тенденции развития 202 Л.Н. Гумилев атындағы ЕҰУ Хабаршысы научно-познавательной публицистики, сущность и целостный характер ее как явления, знать о деятельности журналистов и публицистов, специализирующихся на освещении научно-познавательной тематики, языке и стиле научно-познавательной журналистики, видеть имеющиеся недостатки в вопросах освещения проблем науки и техники в СМИ. Высокая культура творческой познавательной деятельности журналиста предусматривает владение им универсально-логическими методами познания, роднящими журналистику с наукой: анализом, синтезом, индукцией и дедукцией, сравнением, абстрагированием и конкретизацией, моделированием, классификацией и др. Вместе с тем важно и умение пользоваться ресурсами практического познания нашего мира, присущими именно журналистике как особому виду творческо-познавательной деятельности. Подобные публикации и программы всегда имели широкий интерес у широкой аудитории. В условиях, когда в редакционной практике широкое распространение получает использование вторичной информации, все более насущным становится владение методиками изучения и оценки достоверности такой информации, репрезентативности ее источников (преимущественно сетевых и он-лайн). В ситуации постоянного плюрализма источников информации научная популяризация, предложенная журналистом, должна помогать аудитории не только обогатиться информацией, но и учиться анализировать полученные сведения, не принимать их как данность, а вырабатывать собственную позицию – не только научную, но и гражданскую. В этом заключается особенность современной научно-познавательной журналистики. СМИ непосредственно влияют на познание человеком окружающего мира, выработку человеческих ценностей, социализацию личности, просвещение и воспитание, распространение культуры, важно регулятивное и контрольное участие СМИ в управлении общественными процессами, в социальной защите людей, снабжении каждого индивидуума утилитарными сведениями. Таким образом масс медиа выступают одним из важнейших индикаторов уровня интеллектуального развития общества, постоянным катализатором человеческого прогресса, активным популяризатором научных знаний и технический решений. Общественная потребность в развитии отраслей науки, техники и производства формирует определенные читательские запросы и вызывает появление соответствующих рубрик, страниц и в целом – специализированных изданий, а на телевидении и радио – программ, передач, рубрик и разделов. Печать, будучи в числе основных средств распространения и сохранения знаний, является в то же время одним из стимулов для дальнейшего прогресса науки, способствует постоянным открытиям и расширению сферы их использования, а также удовлетворения информационных потребностей как членов научного сообщества, так и широкой аудитории. Прогресс науки непременно требует как учета опыта предшественников, так и современников, постоянного непрерывного взаимообмена информацией, что достигается и благодаря периодическим печатным изданиям. Поэтому вопрос состояния и развития научно-познавательной журналистики важен как для развития науки, так и для общества в целом. Современная теоретическая мысль журналистской науки стремится охватить и обобщить различные стороны деятельности печати и ее влияние на человека, отразить реальное состояние науки и показать перспективы будущего. На данном этапе научно- познавательная журналистика видит свою главную задачу в содействии инновационной экономике, или как назвал ее Президент – «экономике знаний». Нам придется, сохраняя национальную идентичность, абсорбировать лучшие достижения зарубежных коллег. Незыблимыми являются главные принципы научной популяризации: научная глубина, осмысление материала, доступность и занимательность изложения (игнорирование любого из них выводит произведение из сферы популяризации). Значит, здесь важна, прежде всего, компетентность журналиста в различных отраслях знаний, которая требует не только его интеллекта и заинтересованности, но и времени для получения 203 № 1 (74) 2010 основательных знаний, специальной подготовки, ведь ученые зачастую стремятся избежать разговора с корреспондентом, несведущим в той или иной отрасли науки. Согласно исследования Европейской социологической службы «Евробарометр», в 2006 году опросившей граждан 15 стран членов Евросоюза, получился такой результат: 50% людей узнают о событиях в науке из телевидения, около 40% – из газет и журналов, 20% – по радио и 10 – из интернета. Важно, чтобы ученые понимали, что только через средства массовой информации и никаким другим способом нельзя оповестить общество о своих работах. А если не оповещать общество о своих исследованиях, то у вас нет шансов привлечь инвесторов, найти гранты. Но в данном случае и ученые, и журналисты должны сделать шаг навстречу друг другу. Сухое изложение эксперимента не удовлетворит ни журналиста, ни аудиторию, в то же время представитель СМИ не должен передергивать факты, «монтировать» их под свою концепцию. Публикации на научно-популярную тему – результат совместного труда профессионалов в области науки и коммуникаций. Умение интересно и доступно рассказать о сложной научной проблеме – критерий высокого профессионализма и основание считать, что информация дойдет до аудитории, а не будет проигнорировано из-за сложности и недоступности. В то же время важно принимать во внимание аргументы ученых, чтобы публикация не вылилась в упрощение и вульгаризацию научного знания [2]. Западные теоретики журналистики выделяют четыре причины, по которым ученый должен объяснять широкой публике свои исследования: 1) обязательства ученых перед налогоплательщиками, которые платят свои деньги в бюджет страны; 2) привлечение молодежи; 3) обеспечение богатства страны; 4) участие в дискуссиях по острым проблемам науки. Все данные основания напоминают ученым об их связях с обществом, о том, что они не смогут жить в нем спокойно и хорошо, если не будут общаться с публикой, в том числе с журналистами. Вести с общественностью постоянный диалог – обязанность современного ученого. Согласно результатам исследования, которое финансировалось Национальным фондом исследований Франции, для научной информации недостаточно быть хорошо популяризированной, чтобы появиться в прессе. Сюжет по медицине, например, будет иметь больше шансов быть медиатизированным, чем сюжет по физике или химии. Согласно результатам наблюдения за тремя французскими национальными ежедневными изданиями «Le Monde» («Мир»), «Le Figaro» («Фигаро»), «Liberation» («Освобождение») в течение трех месяцев 2005 года, в действительности показало, что не все темы представлены в равной степени прессой. Почти треть, из более чем тысячи представленных в списке статей научно и познавательного характера, касаются вопросов здоровья. Соотношение увеличивается до 50%, если включить вопросы, связанные с окружающей средой. Напротив, физика, химия, а также математика практически не имеют успеха. Эти три области в совокупности составляют лишь 3% статей. Согласно другому наблюдению, лишь 10% статей научно-познавательного характера в прессе имеют четкую ссылку на конкретную работу, опубликованную в первоначальном исследовательском журнале. Кроме этого, почти половина статей в прессе были опубликованы в рубриках, не имеющих отношения к науке. Два последних наблюдения показывают, что система понятий СМИ о науке в повседневной прессе трансформируется. Что касается неравномерного распределения тем, то оно свидетельствует о том, что интерес СМИ связан, прежде всего, с дисциплинами, имеющими значительный общественный и социальный характер. В целом, научная информация, вероятнее всего, не публиковалась бы только из-за своей истинной ценности, а лишь благодаря ответам, которые она может дать на вопросы общественного или социального характера. Воспринимая информационные импульсы и отражая их в форме различных 204 Л.Н. Гумилев атындағы ЕҰУ Хабаршысы представлений и понятий, человек тем самым познает все многообразие окружающего его мира. Именно это создает необходимые условия и предпосылки для освоения действительности и ее преобразования. И потому знания о предметах, явлениях и процессах входят в сознание субъекта как объективная реальность [3]. Эти установки человек получает через и благодаря средствам массовой коммуникации. В частности, огромное количество многообразных научных, научно-популярных журналов, страниц, спецвыпусков и рубрик в газетах, информации по телевидению и радиовещанию, а теперь безграничные просторы интернета дают реципиенту возможность постигать существующее вокруг него многообразие научной тематики. Она представлена, в зависимости от задач издания, различными степенями сложности подачи материала: — элементарными, на грани сказки, заметками в детских журналах, — адаптированными на восприятие массовой аудитории материалами в общественно- политических СМИ, — узкопрофильными статьями с большим содержанием специализированных дефиниций в научных журналах. Информационные потребности, осознаваемые реципиентом как необходимые, воплощаются в жизнь через выработанный механизм культурной абсорбции – социально настроенный канал обогащения личного и общественного опыта, материализуясь в языке, отражаясь в СМИ. В самом общем смысле под каналом коммуникации подразумевается способ, которым передается сообщение: лицом к лицу; письменно; на пленке; через технические средства связи – например, на цифровом носителе и пр. В более широком смысле каналы коммуникации представляют специально сформированную среду, через которую передается информация от коммуникатора к реципиенту. Под информационными потребностями мы понимаем необходимость в сообщениях определенного содержания и формы, которые нужны людям для ориентации в окружающей действительности, уточнения сложившейся у них картины происходящего, для выбора линии поведения и решения проблемных ситуаций, для достижения внутреннего равновесия и согласованности с социальной средой. Без удовлетворения этих потребностей невозможна целенаправленная разумная деятельность человека. Поэтому степень развития информационных потребностей и их удовлетворения тесно связаны с социальной активностью человека, куда органично входит научно-познавательная журналистика. Современные технологии (спутниковая связь, электронная почта, интернет, персональные компьютеры и т. д.) позволяют журналистам быть сверхоперативными; информационное пространство не только расширяется, но и становится крайне интенсивным, уплотненным; коммуникаторы и реципиенты в условиях интерактивного общения меняются местами – монолог заменяется не просто диалогом, а глобальным полилогом. Массово-коммуникационная деятельность современного человека, связанная с потреблением, использованием и производством массовой информации, при тотальной распространенности и доступности информация становится необходимым условием и средством осуществления практически любой социальной деятельности, в т. ч. безусловно – научной.

Читайте также:  Ғұн дәуірі (б.з.д. III ғ. б.з. V ғ.)

Оставить комментарий