РЕГИОНАЛЬНЫЕ РАМКИ И ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В 20-х гг. ХХ в.

В первые годы Советской власти одной из наболевших проблем являлась подготовка учительских кадров. Дело подготовки кадров школьных работников на Советском Востоке проходило в условиях ожесточенной борьбы. Здесь почти отсутствовала преемственность в подготовке учительских кадров [4, с. 38]. До октября 1917 г. на территории Туркестанского края имелась лишь одна – учительская семинария в Ташкенте, которая за 38 лет своего существования сумела подготовить всего 450 учителей для начальных русских и русско-туземных школ. Задача подготовки учительских кадров решалась на первых порах путем открытия сети курсов с различным сроком обучения – от полутора до шести-двенадцати месяцев. Уже летом 1918 г. в Самарканде, Коканде, Фергане, Намангане и других крупных городах края начали действовать краткосрочные учительские курсы. Центром подготовки учителей для работы в новых школах республики стал Ташкент, где только в 1918-1919 гг. было организовано 3 педагогических курса, краевые шести- месячные узбекские учительские курсы и Туркестанская мусульманская учительская семинария. Было открыто также значительное число курсов по переподготовке учителей [4, с. 39]. В Закаспийской области, куда входил нынешний Туркменистан, краткосрочные педагогические курсы открылись осенью 1919 г. в Палторацке (Ашхабаде). На курсы удалось набрать всего около 60 человек. Объем общеобразовательных знаний краткосрочных курсов не превышал программы 2-3 класса единой трудовой школы. Государство обеспечивало курсантов бесплатным питанием и общежитием. Выпуск первых педагогических туркменских курсов состоялся в начале 1920 г. [5, с. 24]. Большую работу по подготовке учительских кадров провел открытый в 1922 году в Полторацке (ныне Ашхабад) педагогический техникум. Он был создан на основе соответствующих курсов и имел 5-летний срок обучения. Число учащихся составляло 60 человек. Из-за острой нехватки школьных работников в педагогический техникум принимались люди независимо от возраста и без всякой образовательной подготовки [5, с. 27]. В Туркестане на курсах подготовки и переподготовки занимались преимущественно представители местных национальностей. Но подготовленные кадры, не удовлетворяли всех потребностей. Поэтому в целях подготовки учительских кадров в Туркестанской АССР специально для коренного населения стали создаваться педагогические училища и техникумы с 3-годичным сроком обучения и так называемые институты просвещения (Инпросы) с 4-годичным сроком обучения. Первое учебное заведение такого типа было открыто летом 1918 г. в Ташкенте. К началу 1921 г. в различных местностях края насчитывалось уже 9 таких учебных заведений – 2 педагогических училища и 7 институтов просвещения с преподаванием на узбекском, таджикском, киргизском, туркменском, татарском и русском языках, в которых обучалось в общей сложности 1820 человек. Студенты были на полном материальном обеспечении государства [4, с. 4]). В октябре 1920 года на Учредительном съезде Советов Казахстана была закончена работа по образованию Казахской АССР. В принятой съездом «Декларации прав трудящихся КАССР» нашли свое отражение и вопросы народного образования [1, с. 244]. За сравнительно короткий срок пришлось решать целый ряд важных задач народного просвещения: создание и укрепление школьной сети, обеспечение школ учительскими кадрами, Вестник КазНУ, серия «Педагогические науки». – 2011. — № 2(33) 16 разработка учебно-методических вопросов, методическое руководство работой учителей, создание учебно-методической литературы и т.д. Местные органы Советской власти и органы народного образования проводили значительную организационную работу по привлечению рядовых учителей к переподготовке. Для беднейших курсантов выделялись стипендии. Краткосрочные педагогические курсы по содержанию обучения носили в основном общеобразовательный характер. Важной задачей курсов было ознакомление учителей с основными принципами единой трудовой советской школы. В целом, весь учебно- воспитательный процесс на педагогических курсах был подчинен задачам подготовки такого учителя, который был бы способен работать в единой трудовой советской школе [1, с. 248]. С 1922 по 1925 гг. педагогические курсы окончило 2 840 сельских и аульных учителей. С 1925/26 по 1928/29 учебный год педагогические курсы окончило 6 085 человек, из них 3 207 казахов. Таким образом, в результате подготовки и переподготовки учителей, постепенно складывался новый тип советского учителя [1, с. 253]. Однако, несмотря на большое значение педагогических курсов, они не могли уже удовлетворить растущие запросы трудовой школы в квалифицированных учителях. К 1924/25 учебному году в Казахстане было уже 14 педагогических техникумов. В них обучалось 2 395 человек, из них 1 415 казахов [1, с. 254], а к концу 1929 года в Казахстане было уже 17 педтехникумов, в которых обучалось 2 973 человека. С 1925/26 учебного года начались массовые выпуски учителей для школ I и II ступени педтехникумами и институтами просвещения. Школы республики впервые получили кадры прошедшие специальную педагогическую подготовку (1, с. 258). В становлении и развитии педагогического образования Казахстану была оказана помощь со стороны Наркомпроса РСФСР и вузов Центральной России. На педагогических курсах работали представители Москвы, Ленинграда и других городов Российской Федерации [1, с. 339]. После приобретения статуса Союзной республики в 1926/27 учебном году в различных городах Узбекской ССР действовало 20 педагогических техникумов. Вместе с педагогическими учебными заведениями краткосрочные курсы сыграли большую роль в подготовке национальных кадров учителей, в формировании и укреплении общеобразовательной школы. В этот период особое внимание обращалось на подготовку женщин учителей их местных национальностей. В этом главную роль сыграли женские институты просвещения. Первый женский институт просвещения был создан в Ташкенте. Немалую роль сыграл организованный в Москве женский узбекский Инпрос. С каждым годом росло число студенток, отправляемых на учебу в это педагогическое учебное заведение [4, с. 85]. В 1925-1927 гг. в Самарканде, а затем в Ташкенте и некоторых других городах Узбекской ССР, были открыты новые курсы по подготовке учительниц. В 1927 г. в сети педагогических и других учебных заведений республики обучались свыше 8,5 тыс. девушек и женщин, главным образом узбечек, таджичек и представительниц других коренных национальностей. Осуществлялась подготовка и переподготовка учителей и в Киргизии. На первых порах, из-за отсутствия специальных педагогических учебных заведений в республике, единственной формой подготовки и переподготовки учителей были краткосрочные курсы, созданные в середине 1919 г. в Бишкеке. В конце 1920 г. в Ташкенте организуется Институт просвещения, где обучалось 37 человек из Киргизии. Всего за несколько лет через систему различных курсов для школ Киргизии было подготовлено и переподготовлено 455 учителей [3, с. 23]. В июне 1921 г. в г. Пржевальск были организованы двухмесячные курсы по подготовке учителей. Обучалось на них 100 человек. Летом 1923 г. в Бишкеке были организованы трехмесячные курсы для киргизских учителей, охватившие 91 человека. Вестник КазНУ, серия «Педагогические науки». – 2011. — № 2(33) 17 Подобные курсы были организованы и в других городах. I съезд учителей Туркменистана открывшийся 31 декабря 1924 года в Ашхабаде обсудил наиболее актуальные вопросы народного просвещения. Становление и развитие туркменской национальной школы проходило в острой борьбе. Противники Советской власти вставали на путь террора [5, c.66]. Совершались бандитские налеты на дома учителей и тех дехкан, которые отдавали своих детей в школу. Сельскому учителю этого периода приходилось овладевать не только педагогическим мастерством, но и мастерством стрельбы из винтовки, чтобы защитить себя и свою семью от насилия бандитов. Для удовлетворения потребностей в квалифицированных кадрах в Туркмении создаются рабфаки и школы ФЗУ. Деятельное участие в подготовке национальных кадров принимают города Москва, Иваново, Ташкент, Баку и другие. В 1926 г. под Москвой, в Серебряном Бору, открылся «Туркменский институт просвещения», который готовил командированных из республики юношей и девушек коренной национальности для поступления в вузы РСФСР. Появление в сельской местности школ- трехлеток, а в некоторых районах и четырехлеток потребовало принятия кардинальных мер по повышению образовательного уровня учителей. При окружных отделах народного образования были организованы трехмесячные и шестимесячные учительские курсы. Постепенно сеть педагогических курсов расширялась. Если в 1925 году было создано шесть краткосрочных курсов (трехмесячных и шестимесячных), на которых обучалось около 600 человек, то в 1927 году их становится десять, а контингент учащихся возрастает до 800 человек [5, с. 70]. Образовательный уровень курсов переподготовки, с каждым годом возрастал, в определенной мере совершенствовался учебный план, расширялся круг изучаемых предметов. Отдельные педагогические курсы имели базовые школы, где курсанты проходили стажировку, закрепляли приобретенные теоретические и методические знания. Нерешенность проблемы подготовки учителей средней квалификации остро отражалась на развитии сети школ- четырехлеток, не говоря уже о школах II ступени. В связи с этим принимались меры по интенсивному развертыванию сети средних учебно-педагогических заведений. Если в 1926- 1927 учебном году функционировало три таких учебных заведения, то в 1927/28 их стало 5, а в 1929/30 – 9 и в них училось 1 528 человек [5, с. 73]. В 1928/29 учебном году в Полторацке открылся Туркменский женский педтехникум с 3-летним сроком обучения. Уже в 1929/30 учебном году число учащихся на женских педкурсах и в педтехникуме достигло 232 [5, с. 56]. Так советская общеобразовательная школа постепенно повсеместно сменила конфессиональную школу. Молодежь все меньше и меньше шла в конфессиональные школы. К 1928/29 учебному году советская школа целиком вытеснила старометодные мектебы и медресе. В техникумы принимались только выпускники семилетних школ. Туркменских же семилетних школ тогда почти не было. Так, в 1929/30 учебном году в сельской местности функционировало всего две неполные средние школы и поэтому в первые два года пребывания в педтехникуме учащиеся занимались в подготовительных классах. Развитие системы среднего педагогического образования в 1924-1929 годах имело большое значение для культурного строительства республики [5, с. 74]. В характеризуемый нами период средних школ в селе не существовало, они начали появляться лишь в 1934-35 учебном году. В этих условиях обучение в педтехникуме для туркменской молодежи было единственной возможностью, дававшей право на получение высшего специального образования в вузах, Москвы, Ленинграда, Киева, Ташкента, Баку и других городов страны. В 1927-1929 годах в Туркмению стали прибывать учителя из Российской Федерации Вестник КазНУ, серия «Педагогические науки». – 2011. — № 2(33) 18 (главным образом из Татарии), Азербайджана, Узбекистана. Включились в работу ранее отправленные на учебу в училища и техникумы Москвы, Ташкента, Баку, Киева, Самарканда [5, с. 75]. В Азербайджане подготовка учителей для школ I ступени осуществлялась через краткосрочные педагогические курсы. В Баку и ряде уездных центров были созданы учительские семинарии. Значительные трудности представляла подготовка учителей для школ II ступени и для средних специальных учебных заведений на родном языке. В 1920/21 учебном году начали функционировать годичные высшие педагогические курсы. Спустя год на их базе был учрежден Первый Азербайджанский государственный мужской педагогический институт с трехгодичным сроком обучения. В 1922/23 учебном году был создан Азербайджанский государственный женский педагогический институт. Кроме этого при Бакинском государственном университете был учрежден педагогический факультет, где готовили учителей для средних школ на русском языке [6, с. 124]. Проблема обеспечения школ республики учительскими кадрами особенно остро встала в связи с подготовкой к введению всеобщего начального обучения. Благодаря открытию педтехникумов была создана возможность для увеличения численности подготовки, а также переподготовки учителей. В 1928/29 учебном году в Азербайджане был организован институт по повышению квалификации учителей. С начала 1928/29 учебного года начали функционировать двухгодичные педагогические курсы, призванные готовить учителей для семилетних школ. В Белоруссии в развитии общеобразовательной школы решающую роль играли учительские кадры [7, с. 41]. Но роль учителя, особенно сельского, не ограничивалась только учебно- воспитательной работой внутри школы. Он являлся в то же время и проводником культуры. Осуществлять эту задачу было нелегко, старые преподавательские кадры, особенно учителя средних школ встретили Советскую власть враждебно. Умелая воспитательная работа среди преподавательского состава дала положительные результаты. Саботаж старого учительства был сломлен, его лучшая и основная часть перешла на позиции правительства и активно включилась в строительство новой, советской школы [7, с. 44]. Наркомпрос Республики осенью 1922 г. открыл в Минске общеобразовательные двухгодичные курсы. Перед курсами ставилась задача подготовки молодежи к поступлению в высшие учебные заведения. Общеобразовательные курсы содержались на плату за обучение. Уже одно это не позволяло им сыграть значительной роли в подготовке контингента для вузов. Для подготовки в вузы Наркомпрос прибегал также к открытию краткосрочных курсов, укомплектованных из лиц, окончивших семилетку, профшколы, школы для взрослых с продолжительностью обучения 4-5 месяцев [2, с. 46]. Успехи в развитии сети общеобразовательных школ и подготовке новых кадров учителей создали необходимые условия для постепенного перехода к всеобщему начальному образованию [7, с. 48]. Неразвитость сети средних общеобразовательных школ слабо компенсировалась имеющейся сетью техникумов и других специальных средних учебных заведений. Постановления партии по вопросу подготовки кадров, принятые в 1928, 1929 и 1930 гг., и решения II партийного совещания внесли серьезные изменения в развитие сети учебных заведений Белоруссии. Резко возросло число высших учебных заведений и техникумов, рабфаков, семилетних школ

Читайте также:  Азаттық үшін күреске басқыншылық саясаттың салдары

Оставить комментарий