Современные тенденции построения бюджетной системы РК

Бюджетная система Республики Казахстан является достаточно молодой, так как она сформировалась лишь в 2004 году с принятием Бюджетного Кодекса Республики Казахстан. Начиная с 2007 года, в бюджетную систему Республики Казахстан были внесены дополнения и изменения, как Концепция по внедрению системы государственного планирования, ориентированного на результаты, вносились новые подходы, процедуры формирования бюджетов. Современная бюджетная система Казахстана была полностью сформирована в 2007 году и перешла на трехлетний бюджет. Бюджетная система Республики Казахстан достаточно сложна.

Составляющими частями бюджетной системы Казахстана являются государственный бюджет и Национальный Фонд Республики Казахстан. Государственный бюджет делится на республиканский и местный бюджеты. Местные бюджеты включают в себя областные, городские, районные бюджеты. Национальный Фонд Республики Казахстан является одним из важных составляющих в развитии бюджетной системы Казахстан, так как в первую очередь обеспечивает стабильность внутренней экономики, обеспечивает накопление денежных средств для будущего поколения страны, а также обеспечивает защиту от неблагоприятных внешних факторов. Бюджет Казахстана состоит из двух частей: доходная и расходная части. В случае, когда доходная часть превышает расходную, возникает профицит, в случае, когда расходная часть превышает доходную, возникает дефицит. По показателям бюджета Республики Казахстан на 2012 год доходы составляют 3 607,7 млрд. тенге, а расходы -4 249,5 млрд. тенге [1]. По рекомендациям МВФ нормальным явлением является бюджет с дефицитом, который способствует стимулированию развития страны. Однако в государстве возникает нехватка денежных средств, так как расходы превышают доходы, что способствует конфликту конвертации этих доходов в финансовые активы, что лишает нас стабильного дохода.

Доходная часть государственного бюджета состоит из налоговых, неналоговых поступлений, трансфертов и т.д. Значительную долю в доходной части бюджета составляют налоговые поступления, а также нефтяные доходы, в связи с этим необходимо увеличивать поступления от ненефтяных доходов. Расходная часть бюджета включает социальную сферу, экономику и безопасность. В процессе построения современной тенденции расходной политики бюджетной системы Республики Казахстан необходимо развиваться по следующим направлениям: формирование энергетической, транспортной, газовой инфраструктуры, а также создание особых специальных экономических зон на территории Республики Казахстан; совершенствование здравоохранения, образования страны; совершенствование регионов; повышение качества жизни и государственных услуг. В рамках «Стратегии 2050» планируется переход к зеленой экономике, что означает рациональное использование природных ресурсов страны в таких отраслях экономики, как промышленность, энергетика, сельское хозяйство, водные ресурсы, утилизация отходов, образование. В скором будущем Казахстан намеревается войти в тридцатку самых развитых стран мира, для этого бюджетные программы будут направлены на модернизацию экономики через развитие высоких технологий, отечественных производственных активов, несырьевого экспорта, строительства, инфраструктуры, жилищно — коммунального хозяйства, сельского хозяйства, металлургии, на увеличение внутренних и внешних инвестиций, на создание новых рабочих мест и создание системы государственного аудита как и во множество развитых странах мира.

Читайте также:  Ағынды суларды тазарту жолдары

Планируется повышение эффективности расходования государственных средств и эффективное использование бюджетных средств, совершенствование отношений между различными бюджетами, совершенствование системы бюджетирования, ориентированного на результат. Планируется формировать бюджет исходя из реальной потребности в финансировании [2]. Сейчас интеграционный вопрос стал потребностью, так как интеграционный процесс происходит во всем мире, к примеру, интеграционный процесс в рамках ЫАРТА — в Северной Америке, такие страны как Канада, Мексика и США, Андское сообщество — Южной Америке, А5ЕАЫ — Юго — Восточной Азии, объединения стран Персидского залива и, наконец, Евразийская экономическая интеграция. Евразийская экономическая интеграция прошла два этапа: первое, это создание Таможенного Союза, который был сформирован в 2010-2011 годы пост — советскими государствами, в числе которых Россия, Белоруссия и Казахстан. Объединение трех государств, способствовало созданию Единого таможенного тарифа, единой таможенной территории и Комиссии Таможенного Союза в качестве специального наднационального органа управления этим объединением. Товарооборот между странами — участницами Таможенного Союза увеличился в 2012 году на 35%, настолько же была произведена продукция, увеличилось количество рабочего населения, уровень заработной платы, а государство получило в бюджет налоги. Намного снизился импорт в Казахстан из третьих стран.

Данная ситуация позволяет создать дополнительную защиту для отечественного бизнеса и отечественных производителей. В 2012 году импорт из третьих стран снизился на 10,7% [3]. Таможенный Союз внес некие изменения и дополнения в Бюджетный Кодекс Республики Казахстан, в связи с тем что, Таможенный Союз отменяет множество налогов, ранее поступавших в бюджет Республики Казахстан. Существует множество преимуществ от Таможенного Союза для Казахстана, нежели недостатков. Одним из главных преимуществ является приведение в единую форму транспортных тарифов. Это в свою очередь обеспечивает Казахстану сокращение расходов на транзитные перевозки через территории Белоруссии и России на рынки мировых сообществ, что также обеспечивает конкурентоспособность цен наших товаров на рынке Европы. В 2011 году отменили таможенный контроль на внутренних границах Таможенного Союза.

Читайте также:  Особенности управления малыми группами на предприятии

Таможенный Союз обеспечил свободу передвижения товаров. Преимуществами являются сокращение расходов на создание, переработку, транспортировку товаров в пределах территории Таможенного Союза, сокращение временных и финансовых затрат, связанных с административными ограничениями, сокращение числа таможенных процедур, которые нужно проходить для ввоза товаров из третьих стран, появление новых рынков сбыта, упрощение таможенной законодательной базы в силу его единства [4].

Одним из недостатков Таможенного Союза является отсутствие единого законодательства. Решением данной проблемы является создание едино законодательной базы в рамках Таможенного Союза. Для этого, во — первых, необходимо согласовать макроэкономические показатели трех государств. К таким показателям относятся уровень инфляции, внутренние тарифы, свободное передвижение рабочей силы и капитал, внешний долг. Во-вторых, нужно согласовать вопросы по монополиям, а это единые транспортные тарифы железных дорог, а к 2015 году — единые тарифы транспортировки по нефтегазопроводам, валютную сферу. Второй этап Евразийской экономической интеграции — это создание Единого Экономического Пространства в 2012 году, которое обеспечило свободу передвижения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов. Единое Экономическое пространство действует на принципах соблюдения общепринятых норм международного права, который включает равенство государств, суверенитета, утверждение прав и свобод человека, рыночной экономики и правового государства. Государства Единого Экономического Пространства руководствуются общепринятыми нормами и правилами Всемирной торговой организации и подтверждают необходимость присоединения к Всемирной торговой организации России, Белоруссии и Казахстана.

Перед вступлением стран — участниц во Всемирную торговую организацию необходимо создать жесткую конкуренцию между тремя странами, чтобы не проиграть странам Европы. В рамках Единого Экономического Пространства страны -участницы планируют сформировать единую транспортную, аграрную, экономическую, энергетическую и промышленную политику, объединенные транснациональные компании. Необходимо сотрудничество трех стран для обеспечения экономической безопасности, сотрудничество в миграционных вопросах, в сфере внешней политики, в сфере стандартов образования и культуры. Необходимо развить правовую основу Единого Экономического Пространства, кодифицировать международные договора Таможенного Союза и Единого Экономического Пространства, устранить барьеры при экспорте и импорте товаров в странах-участницах Таможенного Союза и Единого Экономического Пространства, проработать дальнейшие направления развития в рамках интеграционных процессов. Интеграционные процессы между Россией, Белоруссией и Казахстаном основываются на исторических, духовных связях между данными народами, отвечают национальным интересам этих стран, способствуют решению задач по повышению благосостояния и качеству жизни граждан, устойчивому развитию в социальной, экономической сферах, усилению конкурентоспособности этих стран в рамках мировой экономики.

Читайте также:  Модель стратегического развития малого бизнеса

Поэтому выгода от Единого Экономического пространства очень велика для Казахстана. Три государства придерживаются консенсуса, вместе принимают решения, приобретают независимость над просторными территориями трех государств с населением в сто семьдесят миллионов человек. В соответствии с законодательной базой Республики Казахстан современные принципы построения бюджетной системы отражают все тенденции современного бюджетного процесса в стране. Объектами управления становятся: во-первых, бюджетные ресурсы, которые отражают состояние экономики на определенный период времени и отвечают необходимым потребностям общества; во-вторых, государственный бюджет является основой деятельности государства как экономического субъекта, и в связи с их ограниченностью вынуждают государственных органов соблюдать политику.

Оставить комментарий