СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КАЗАХСТАНЕ

Возросший интерес к исследованиям в области международного и сравнительного образования, характерный для большинства стран мира, во многом объясняется тенденциями взаимозависимости и взаимовлияния государств в эпоху глобализации и интеграции, как в общественной жизни, так в и сфере образования. Современный этап развития и консолидации национальных систем образования в мировое образовательное пространство, влияние глобальных структур интеграционного свойства, определяющих политику в области образования, занятости, подготовки кадров, усиление роли международных организаций в постановке приоритетов образования в мире и регионах, является объективным и динамично развивающимся явлением, которое характеризуется интенсификацией сравнительных исследований в области образования. Понятие «сравнительное образование» или «компаративизм» как отрасль научного знания закрепилось в западных странах, для Казахстана более традиционной является формулировка «сравнительная педагогика». Сама сравнительная педагогика является устоявшейся областью педагогической науки, развитие которой в недавнем прошлом, в советский период, носило централизованный и экстенсивный характер, и было не лишено идеологических недостатков. В связи с вхождением Республики Казахстан в открытое мировое образовательное пространство развитие сравнительной педагогики носит интенсивный характер. Сравнительные исследования, проводимые учеными- компаративистами в течение 20 лет независимости Казахстана, охватывают все многообразие методологических подходов, сложившихся в сравнительной педагогике. Охарактеризуем основные подходы сравнительно-педагогических исследований и в таблице 1 сведем научные достижения сравнитологов Казахстана. Информирующий или страноведческий подход предполагает описательное изложение современного состояния развития системы образования в конкретных странах. Непосредственно сравнительно- теоретический подход обусловлен необходимостью результативности проведения научных исследований, определению положительного опыта, инноваций, которые могут быть эффективно внедрены в национальную систему образования. Междисциплинарный подход – обусловлен, во-первых, прямой зависимостью развития системы образования от состояния экономики в стране и мирового сообщества, динамики развития социума и т.д., а значит и Вестник КазНУ, серия «Педагогические науки». – 2011. ‐ № 3(34) 44 состоянию экономических, социальных, политических и других наук. С другой стороны, при исследованиях необходим синтез самих педагогических наук в подходе при оценке состояния и развития: это дидактики, теории воспитания, этнопедагогики, истории педагогики, педагогики высшей школы и др. Исторический подход. Важно изучение не только современного состояния системы образования или, как мы называем, “горизонтального среза” показателей и параметров образования, но и исторической ретроспективы ее развития, поскольку именно она позволяет определить причинно- следственные связи, специфику, особенности, возможность переноса педагогического опыта, определить временные рамки совершенствования образования. Этнокультурный подход предполагает выявление общих закономерностей и национальных особенностей в развитии народного образования и культуры отдельных стран, регионов и в глобальном масштабе. Тенденция глобализации и интеграции национальных образовательных систем позволяет выделить основополагающий принцип данного подхода в сравнительно- педагогических исследованиях – сочетание общемирового развития и необходимости сохранения многообразия национального, расширения глобализационных и укрепление национальных процессов в образовании. Ресурсный подход в сравнительно- педагогических исследованиях подразумевает изучение проблемы ресурсного обеспечения системы образования: законодательные и политические ресурсы, социально- экономическая среда и обстановка, материально-финансовые ресурсы, человеческие ресурсы, совокупность информационных ресурсов сферы образования. Развитие теории и методологии сравнительной педагогики Казахстана в эпоху глобализации, зарождение отрытого образовательного пространства предполагает, в первую очередь, обновление понятийно- категориального аппарата науки. Сравнительная педагогика является отраслью педагогической науки, и категории ее складываются из основных категорий педагогики – образование, воспитание, обучение – а также из категорий собственно сравнительной педагогики. К последним считаем возможным отнести следующие понятия «система образования», «мировое образовательное пространство». Понятие «система образования» как категория сравнительной педагогики требует тщательного изучения, так как детерминация этого понятия неоднозначна, так как система образования является предметом исследования педагогики, экономики образования, основным понятием законов в области образования Ф. Кумбс [5], автор одной из самых известных в мире книг по проблемам образования, под системой образования имеет в виду не только несколько ступеней и видов формального образования (начальное, среднее, высшее, специальное), но и все те систематические программы и формы образования и подготовки, которые лежат за их пределами. Эти так называемые неформализованные виды образования охватывают, например, обучение взрослых, подготовку на производстве, курсы повышения квалификации и пр. Сопоставляя определения В.А. Сластенина, В.П. Щетинина и других, систему образования можно представить как социальный институт, имеющий сложную организационную структуру и направленный на воспитание и образование личности специалиста. С понятием «система образования» тесно связано понятие «национальная система образования». Оно возникло с осознанием нации (государства), что без собственной системы образования, построенной на своем языке, культуре, невозможно занять достойное место среди других наций и доказать свою самоценность. На наш взгляд, национальная система образования – эта система образования конкретной страны, государства (нации), имеющая сложную структуру, построенная на законодательстве данного государства и направленная на реализацию потребностей личности в области образования. Процессы же глобализации и интеграции, происходящие в мировом образовании, породили другие понятия. Мировое образовательное пространство по А.К. Мынбаевой – совокупность национальных систем образования, в которых проявляются одинаковые тенденции, свойства, характеристики 6. Исследователи данного направления И. Шкутина, Д. Байкенжина определяют международное образовательное пространство как совокупность всех образовательных и воспитательных учреждений, научно-педагогических центров, правительственных и общественных организаций по просвещению в разных странах, геополитических регионах и в глобальном масштабе, их взаимовлияние и взаимодействие в условиях интенсивной интернационализации разных сфер общественной жизни современного мира 7. Мировое образовательное пространство становится реальностью благодаря глобализационным процессам. Оно объединяет национальные системы образования, в которых появляются одинаковые тенденции развития при сохранении разнообразия. Так, к одинаковым тенденциям относится демократизация образования; гуманизация, которая направлена на переход от технократического к гуманистическому знанию и закрепление общечеловеческих ценностей; информатизация образования; диверсификация образования. Следствием диверсификации являются новые свойства образования, такие как вариативность (выбор варианта траектории обучения или образовательных программ), профильность (выбор профиля обучения в старшей ступени среднего образования) и др. Рассмотрим понятие «вариативность образования» как свойство, характеристику системы образования. Заметим, что понятие «система образования» более широкое, чем понятие «педагогическая система», которая является одной из ее подсистем. Но именно свойства, признаки педагогической системы будут наиважнейшими, стержневыми, системообразующими для системы образования. То есть вариативность образования, в первую очередь, является свойством, характеристикой именно педагогической системы. Перейдем непосредственно к раскрытию сущности этого ключевого понятия. Вариативное образование в школе казахстанский ученый М.Ж. Джадрина рассматривает как разнообразие способов получения общего среднего образования. Это разнообразие проявляется в создании разных типов и видов школ. Вариативное образование предполагает учет особенностей (организационные признаки, форма собственности, особые условия обучения, Вестник КазНУ, серия «Педагогические науки». – 2011. ‐ № 3(34) 47 форма организации обучения) при построении содержания образования. Отсюда следует, что решающим фактором в осуществлении вариативного образования и построении соответствующего содержания является дифференцированный подход 8. В России под вариативностью образования понимают: 1) один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России; следствие осознания государством, обществом, образовательным сообществом необходимости преодоления господствовавшей в школе до конца 80-х гг. унификации и единообразия образования; 2) результат реализации принципа и политики развития вариативности образования – свойство, способность системы образования (от федеральной системы до образовательного учреждения) предоставлять учащимся достаточно большое многообразие полноценных, качественно специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий, спектр возможностей (осмысленного и адекватного запросам учащихся) выбора такой траектории. Понятие вариативность отличается от понятий вариант и вариация, таким образом рассмотрим многообразие их определений из различных словарей, но попутно заметим, что эти слова используются в биологии, музыке, физике, филологии и других науках, что, безусловно, определяет их междисциплинарный характер.

Читайте также:  Рене Жирар туралы

Оставить комментарий