Становление органов прокуратуры в Казахстане

Айтканов А.Ж.
Алматы Менеджмент Университет, «Юриспруденция», 4-курс, г. Алматы
Научный руководитель: Вербовая О.В., д.ю.н., профессор

Одним из факторов, влияющих на понижение уровня преступности, является совершенствование отвечающих за это уполномоченных органов. Так немаловажную роль в борьбе с преступностью занимает прокуратура. К ее деятельности относится надзорная роль за законностью применимых законных норм.

Прокуратура Казахстана является органом, координирующим деятельность правоохранительных и других государственных органов по борьбе с преступностью. Также она прошла последовательные стадии становления и развития, в ее истории следует обратить внимание на три исторических этапа.

Началом первого этапа исторического становления и развития прокуратуры Казахстана назначено 13 июля 1922 года 2-м созывом 3-й сессии КазЦИКа, где решением Народного комиссариата юстиции была создана государственная прокуратура, согласно этому Народный комиссар юстиции выполнял деятельность прокурора республики, этим же периодом было утверждено «Положение о прокурорском надзоре»[2].

Второму этапу развития, который был в 1933 году о расширении полномочий прокуратуры, при Наркомюсте было создано управление прокуратуры, ставшее частично самостоятельным, что впервые в истории функции и деятельность прокурора и Народного комиссара юстиции были разделены[2].

В период истории прокуратуры было время, когда под влиянием сложившихся обстоятельств она не могла вести свою правозащитную деятельность. Только за один 1937 год из подразделений прокуратуры было уволено по непонятным причинам, более 40 сотрудников, многие из них были арестованы и обвинены в содействии и помощи контрреволюционным националистическим группам, в этот период массовых репрессий направленных на политику, под прицелом оказались и бывшие прокуроры Республики: Н.Ералин — присвоен статус «враг народа» и приговорен к смертной казни, С.Мамбеев — более 16 лет был заключен в казематахи тюрьмах, Ж.Садуакасов — расстрелян и признан «врагом народа», К.Боранбаев — в 1938 году назначена смертная казнь, Б.Айтмагамбетов — арестован и расстрелян как «японский шпион», Мырзагул Атаниязов — более 15 лет был в лагерях, Сулеймен Ескараев — в 1937 году был приговорен к смертной казни [2].

Читайте также:  Kazakhstan's trade performance is experiencing significant adjustments

Также исторически значимое для Республики Казахстан событие произошло с утверждением 5 декабря 1936 года новой Конституции СССР, когда Казахстан был переведен из автономной в суверенную союзную республику и получил права равноправного государства в составе СССР.

В 1937 году Казахстан принял и утвердил свою Конституцию, с этого момента начался третий этап развития и становления прокуратуры, которая полностью отделилась от Наркомюста и стала действовать как самостоятельная структура правоохранительных органов Республики Казахстан. Так 11 ноября этого же года был издан приказ о разделении деятельности в республике Наркомата юстиции и прокуратуры, которая стала подчиняться непосредственно прокурору СССР [2],тогда первым прокурором Казахской ССР был выбран С.Ескараев. На прокуратуру в тот период было возложено осуществление надзора за законностью действий государственных учреждений, общественных и частных организаций, а также частных лиц, наблюдение за деятельностью следственных органов, органов дознания и т.д.

После 1945 года сотрудники прокуратуры активно способствовали восстановлению деятельности народного хозяйства, охраняли государственную и общественную собственность, мобильно и быстро пресекали нарушение общественного порядка, так же занимались надзором за государственной и трудовой дисциплиной.

По истечению послевоенного периода истории означало дальнейшее поднятие авторитета прокуратуры, путем осуществления высшего надзора за точным и единообразным выполнением законов, также оставаясь органом, основной деятельностью которого оставался непосредственный контроль за укреплением законности и устранению беззакония, обеспечение защиты интересов государства, социально-экономических, политических и личных прав граждан, пресечение правонарушений среди населения и на ряду с этим остальных государственных уполномоченных органов в целом.

С момента становления и развития Республики Казахстан менялись место и роль прокуратуры в системе государственных органов, также деятельность улучшалась новым содержанием в букве законе, менялся порядок проведения прокурорского надзора, однако, как бы ни корректировались деятельность и задачи прокуратуры, она неизменно оставалась органом, основной функцией и деятельностью которого неизменно оставался контроль за усилением законности, представление интересов государства, социально-экономических и личных прав граждан, предотвращение правонарушений среди населения и остальных государственных органов в целом [1].

Читайте также:  Эволюция демократии в Республике Казахстан

После распада СССР в 1991 году и было положено начало новой независимой Республики Казахстан, что означало и давало основание на создание и развитие своего надзорного за законностью органа, то есть прокуратура, на ровне с законодательными нормами осуществлялось и совершенствование в деятельности самой прокуратуры что способствовало созданию нового Закона Республики Казахстан «О прокуратуре».

Так же, следует отметить, что до обретения Республикой Казахстан независимости прокуратура, как и другие правоохранительные уполномоченные органы, обеспечивали в первую очередь, интересы административно-командной системы в условиях становления тоталитарного государства, о месте прокуратуры того периода времени можно судить по отношению советской власти к праву в целом и к законности в частности, однако, несмотря ни на что, главным направлением работы прокуратуры оставалось выявление фактов нарушения законодательства и быстрое принятие мер по их устранению.

Прокуратура, являясь правовым помощником главы государства по обеспечению неоспоримости Конституции, обеспечивает контроль за исполнением законных норм, регулирующих права и свободу граждан, действуя в строгом соответствии с Конституцией и законами республики, также на ряду с этим обеспечивает на законных основаниях контроль главы государства за деятельностью всех ветвей власти.

Также в список ее функции входит надзор за законностью проведения оперативно-розыскной деятельности, следствия и дознания, административного производства, принятие мер по выявлению и устранению нарушений законодательства, представление интересов государства, осуществление уголовного преследования в порядке, установленных законом.

Так, 5 мая 2016 года в прокуратуре Южно-Казахстанской области прошло заседание круглого стола, посвященного проблеме профилактики совершения преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних. В работе круглого стола, организованного прокуратурой области, приняли участие представители областной прокуратуры, акимата области, представители общественных организаций, занимающихся проблемами защиты прав несовершеннолетних, охраны материнства и детства и т.д. В ходе «круглого стола» состоялся обмен мнениями, деловой и конструктивный диалог между государственными органами и представителями общественности, необходимость проведения таких мероприятий вызвана имеющейся проблемой роста в южном регионе преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, отмечены негативные тенденции, связанные с ростом количество ранних браков и фактов подростковой беременности.

Читайте также:  Emphasis on institutional and human capital and integration into the world economy

Таким образом, в системе органов государственной власти республики прокуратура занимает свое конституционное место. В период проводимой в Казахстане конституционной реформы по перераспределению полномочий ветвей власти многократно возрастает роль органов прокуратуры в обеспечении соблюдения законности в стране.

Оставить комментарий