К концу эпохи бронзы (VIIIVII вв. до н. э) в связи со значительным увеличением поголовья скота древние скотоводы Казахстана постепенно переходят от оседлости к пастбищному скотоводству и кочевому образу жизни. С этого времени началось освоение степных просторов. Ежегодные перекочевки между южными и северными областями Казахстана были продиктованы разными климатическими условиями. Кочевой путь в меридиональном направлении с берегов Сырдарьи и предгорий Каратау на север, в бассейны pp. Сарысу и Ишим на многие века стал традиционным. С увеличением поголовья скота внутри общины усиливаются процессы имущественного неравенства и социального антагонизма, нарушившие основы древней родовой организации. Племенная знать стремилась к присвоению пастбищ, захвату скота, вызывая постоянные раздоры среди соплеменников. При этом поселения и жилища, основанные на принципах коллективного производства, еще сохраняли черты первобытной экономики. Кочевой образ жизни обусловил появление жилища на четырехколесной повозке. Тип жилища на повозке, появившийся в конце эпохи бронзы, получил широкое распространение в эпоху ранних кочевников и просуществовал вплоть до конца XIX века в Западном Казахстане, в Приаралье, в среде огузов Мангыстау и ногайцев Астраханской области. Представление о кибитке с запряженной в нее лошадью дают изображения на карасукской стеле 33 и знаменитой крымской «Анфистерии» 34 . Кочевой образ жизни степняков с закономерной необходимостью обусловил появление легкого разборного жилища — юрты. Войлочная юрта появилась позднее срубных и глинобитных наземных жилищ. Ее прототипом является шошала. Юрта широко распространилась уже в VIIVI вв. до н.э. Из античных источников известно, что юрта была жилищем скифов, саков, гуннов и других народов, хозяйственную основу которых составляло кочевое скотоводство. По описанию китайских путешественников, усуньские владетели в летнее время жили в «круглой хижине, обтянутой войлоком». В средние века описание юрты дает Плано Карпини: «Ставки у них круглые, изготовленные наподобие палатки и сделанные из прутьев и тонких палок. Наверху же в середине ставки имеется круглое окно, откуда падает свет, а также для выхода дыма, потому что в середине у них всегда разведен огонь. Стены же и крыша покрыты войлоком, двери сделаны также из войлока, … .некоторые быстро разбираться и переносятся на вьючных животных, другие не могут разбираться и перевозятся на повозках». 35 Для перевозки таких жилищ, в зависимости от их величины и дальности дороги, использовались от одного до пяти быков. В период становления классового общества появляются стационарные круглые жилища «үйтас» и каменные культовые сооружения «дынг». Античный историк Приск оставил описание круглых каменных сооружений кочевников, обитавших к северу и северовостоку от Каспийского моря, как «восходящие в высоту с известной мерой пропорции» 36 . Греческий географ Страбон писал: «Жители гор … возводят каменные здания, имеющие ту же круглую форму, как их юрта». Эпоха коренных изменений в жизни скотоводческих племен Казахстана (VIIVI в.в. до н.э.) была связана с появлением железных орудий. С появлением железа, как писал Энгельс, начинается «эпоха железного меча, … железного плуга и топора». 37 С железом появились орудия такой твердости и остроты, с которыми не могли сравниться ни каменные, ни бронзовые. ЦКАЭ исследована группа памятников, в которых вместе с культурными традициями эпохи поздней бронзы отмечается появление черт, свидетельствующих о начале формирования культуры раннего железа. В группах Айдарлы (на р. Атасу), Бугулы II (Кусмурун), Кент (Каркаралинские горы), Былкылдак I, в поселениях Тагибайбулак (Баянаульский район), Суукбулак (Каркаралы III) и др. наблюдается упрощенный тип погребальных конструкций и керамических изделий. Обнаруженные в этих памятниках орудия труда не свойственны эпохе поздней бронзы, они отражают серьезные изменения, происшедшие в степном обществе на стадии его перехода к культуре раннего железа. В эту эпоху шло активное освоение коня, как основного средства передвижения, и использование быка и верблюда в качестве гужевого транспорта. Изменения служили появлению культурноэкономических взаимоотношений между соседними племенами, росту торговли и обмена опытом, стимулировали развитие ремесел. Со значительным расширением круга деятельности общин появились условия их объединения в племенные союзы. Время, когда произошло разделение труда, отмечено появлением первых поселений и отраслевого хозяйства, призванных обеспечить само существование кочевого общества. «Чистых» кочевников не бывает, — писал Г.В.Григорьев, — в той или иной мере всякие кочевые народы знают земледелие, обеспечивающее им растительную пищу. Как показали исследования сакских городищ, …существовало известное разделение труда: часть населения кочевала, а другая оставалась на месте». 38 О закономерной необходимости городов в хозяйственной жизни древних скотоводов писал С.П.Толстов: «Анализ истории… центрально азиатских государств с гегемонией кочевников показывает, что связь северных ставок кочевых царей с городами юга является одной из важнейших предпосылок самого существования центральноазиатских кочевых империй». 39 На основании огромного материала С.П.Толстов приходит к выводу: «Вслед за потерей городов через более или менее продолжительный срок наступает политический распад кочевых царств». 40 На территории Казахстана первым крупным объединением стал союз сакских племен, населявших пространство от низовьев Сырдарьи до Семиречья (VIIIII в.в. до н.э.). В сакскую конфедерацию племен входили также дай и каспии — обитатели Приаралья и Прикаспийских степей, исседоны, жившие в Семиречье и на берегах оз. Балхаш. Экономическую основу сакских племен составляло скотоводство. В эпоху саков (VIIV вв. до н.э.) в южных областях Казахстана в бассейнах pp. Сырдарья, Талас, Чу начинает развиваться поливное земледелие, основанное на ирригационной системе с плотинами и обширной сетью оросительных каналов. Степи Центрального, Северного и СевероВосточного Казахстана по Геродоту были населены племенами аргиппеев, аримаспов, одно из которых античные историки называют «стерегущие золото грифы». 41 Как и у саков, ведущим занятием этих племен было скотоводство. Значительное число обитателей степи занималось разработкой руд, добычей золота, меди и других металлов не только для племенных нужд, но и для обмена. Геродот писал, что «от грифов, через исседонов греки получали золото» (V в. до н.э.). У степных жителей в качестве подсобной отрасли хозяйства было также земледелие, выращивание зерновых культур, в частности, проса. Ф. Энгельс об этой особенности кочевого скотоводства писал: «В климатических условиях Туранского плоскогорья невозможна пастушеская жизнь без запасов корма на долгую и суровую зиму; луговодство и культура зерновых хлебов были здесь необходимым условием». 42 Новые экономические условия, подорвавшие устои древнего родового общества, положили начало разделению общества на бедных и богатых. Наиболее отчетливо это явление прослеживается в среде поздних саков (IV в до н.э.), усуней и канглы. Кочевое скотоводство и оседлое земледелие основывались на эксплуатации беднейших представителей общины. Бассейны pp. Сырдарья, Чу, Талас были колыбелью городской культуры. Появление городов связано с деятельностью саков, гуннов, усуней, канглы, кипчаков. В эпоху образования племенных союзов (VIII вв. до н.э.) в долинах pp. Сырдарья, Ангрен, Чирчик, Келес появляются первые поселения и города — центры племенных союзов, где собирались родоплеменные вожди для решения вопросов военного, политического и территориального характера. Первые упоминания о поселениях на Сырдарье относятся ко времени похода Александра Македонского в страну саков (IV в. до н.э.). Историк военных походов Македонского Арриан писал, что против завоевателя «восстали жители сакских городов, расположенных на берегу Яксарта [Сырдарья]». 43 «Царица саков Зарина… построила много городов», — писал Диадор (I в. до н.э.). 44 Для среднего и нижнего течений Сырдарьи были характерны глинобитные сооружения. Вокруг поселений возводился вал и шел ров глубиной до 23 метров. Ворота были обращены на юг или юговосток. Планировка древних жилищ была обусловлена архаическими чертами патриархальнородовой общины. Глинобитные общинные дома сооружались в виде узких длинных коридоров, которые было удобно покрывать кровлей. Общий очаг находился в центре, дым от него выходил через отверстие в сводчатом перекрытии, через это отверстие проникал свет. Для главы патриархальной семьи сооружался нар. Вокруг очага располагались лежанки для членов его семьи 45 . Позднее, на этапе сложения феодального общества вместе с усилением классового расслоения появляется потребность в сооружении внутри крепостных стен второй ограды — цитадели, служившей для безопасности племенного вождя и знати. С упрочением феодальной власти вокруг городов стали сооружать стены с фортификационными башнями. У скотоводовсаков стойбища обычно располагались в глубоких ущельях (сай), в долинах рек, защищенных грядами холмов. Такое расположение кыстау было продиктовано климатическими и природными условиями и возможностями посезонного использования пастбищ. Следы стойбищ полукочевых саков сохранились в предгорьях Каратау и Заилийского Алатау, в Семиречье. В этих местах обнаруживаются следы оседлой культуры саков. Условиями жизни скотоводов было продиктован своеобразный прием размещения группы юрт (ауыл), которые обычно располагались вокруг места, где помещался скот. Это место по казахски называлось «қотан», помонгольски — куренг. Оба термина отражают одно значение — защита, охрана стада. Между юртами по ночам ставились повозки или натягивались арканы, что было продиктовано необходимостью охраны скота основного богатства общины от нападения хищников и врагов. В более поздние времена структура кочевого стана воспроизводилась в кыстау феодалов, при строительстве укрепленных сырдарьинских, каратауских и других поселений и городов раннего средневековья. По археологическим данным, у саков в V в. до н.э. появляется кирпичсырец. Для прочности в него добавляли солому, конский волос, молоко, шерсть, щебень 6 . Формы и размеры кирпича отличались от китайского и иранского. Квинт Курций писал о жилищах саков: «Они строят лачуги из сырцового кирпича, и так как земля бедна материалами, то [лепя] их на голом склоне горы пользуются тем же кирпичом до верхушки здания, где они оставляют отверстие для света». 46 Это сообщение Квинта Курция — единственный источник о жилищах тех времен, при сооружении которых не использовался древесный материал. Остатки сакских поселений в виде холмовгородищ расположены по берегам Сырдарьи и ее притоков. В долине р. Келес находятся городища Жартобе, Каратобе, в долине р. Арысь Жуантобе, Майбалык, Косконур, Жумабайтобе на р. Талас, городище Кулан у подножья Таласского Алатау. В этих поселениях были глинобитные строения и строения из крупного сырцового кирпича округлых, овальных планов, чаще без определенных очертаний. При раскопках указанных городищ обнаружены большие скопления костей домашних животных и остатки земледельческих орудий, свидетельствующих о том, что эти первые поселения развивались на основе скотоводства и земледелия. 47 Культуру оседлых поселений саков наиболее ярко отражают памятники Каунчи, Отрарского оазиса, нижние слои Жетыасара на Кувандарье и Чирикрабада в нижнем течении Сырдарьи. Хорезмской экспедицией АН СССР под руководством проф. С.П.Толстова был обследован комплекс Жетыасар, в котором прослеживались особенности строительного дела разных периодов. Жетыасар расположен в районе старого русла р. Кувандарья, недалеко от железнодорожной станции Жусалы. Его нижний слой это пласт древнеобщинных домов раннесакского времени (середина I тысячелетия до н.э.), верхний относится к позднеантичному времени (ІІІII вв. н. э). Жетыасар состоит из групп больших общинных домов, обнесенных овальной стеной. В одном из них обнаружено помещение с суфой (нары) и центральным очагом. Жетыасар был одним из первых крупных центров на Сырдарье, где находилась резиденция предводителя племенного объединения саков. Самое крупное в комплексе городище Алтынасар из четырех оплывших холмов имеет очертания в виде трапеции. Первый холм — жилой массив, названный С.П.Толстовым «Большой дом». Развалины огромного общинного дома имеют своеобразную спиральную планировку. В толще культурных напластований выявлено 16 строительных ярусов. Древний слой городища состоял из параллельных рядов длинных узких помещений. 48 Наиболее крупным из первых оседлых поселений был Чирикрабад. Городище открыто в 1946 г. Хорезмской экспедицией АН СССР в пустыне КызылКум, в 300 км югозападнее г. КызылОрда. Поселение датируется серединой I тысячелетия до н.э. Городище имеет овальное очертание. Длина его 850 м, ширина 600 м. На его площади были отмечены следы разновременных поясов укреплений, окруженных рвом шириной 40 м и глубиной 4.5 м. В центральной части городища располагалась цитадель. 49 Другое крупное поселение, возникшее в дельте Сырдарьи в сакское время, Куюксала кыстау одного из племенных вождей саков. Городище подпрямоугольной формы с невысокой глинобитной стеной с закругленными углами, продольной осью оно ориентировано с запада на восток. Стена в основании имеет толщину до 5 метров, вокруг нее проходит ров шириной до 10 метров. Крепостная стена была сложена из сырцового кирпича квадратной формы, характерного для ранних сырдарьинских поселений. У северной стены поселения возвышался оплывший холм размерами 50×50 м след круглого сооружения. Недалеко от оседлых поселений находились погребения преимущественно в виде курганных насыпей. Наиболее ранние надгробия саков имели еще черты строительной культуры эпохи бронзы. Это были каменные выкладки в форме круга, в центре которых находился большой каменный ящик, перекрытый плоскими плитами (дольмен). Среди саков античные авторы выделяют племена массагетов, живших в Приаралье, в дельте Сырдарьи, насыщенной болотами и озерами. Их укрепленные поселения советской науке известны как «болотные городища». Основными занятиями их обитателей были скотоводство, земледелие и рыболовство. Как пишет С.П.Толстов: «История «болотных городищ» завершается в ХХІ вв., когда их обитателями стали тюркские племена, выступающие в источниках под именем огузов». 50 Курганы с катакомбами, вскрытые в верховьях Таласа и в Центральном Казахстане, свидетельствуют об обитании в этих местах гуннов, ведших посезонную перекочевку между южными и северными областями. Гуннские курганы занимают горные и речные долины, они тянутся широкой полосой от Улытау, верховьев pp. Тургай и Терсаккан на восток до Каркаралинских и Чингистауских гор. Особенностью гуннских погребений являются деформированные черепа погребенных. 51 Судя по расположению гуннских памятников, кочевой путь гуннов лежал восточнее территориальной границы владений канглы и проходил строго по меридиану от Таласской долины на север, к бассейнам pp. Сарысу, Ишим и Каркаралинским степям. В древности в строительстве городов в Семиречье огромную роль сыграл вождь гуннов Модэ (209174 гг. до н.э.). Из китайских источников известно, что Модэ объединил многочисленные племена Центральной Азии и выступил против Китая. Во времена Модэ был проложен караванный путь между востоком и западом. Потомки Модэ были правителями Тюркского каганата. После Модэ большую роль в строительстве городов Семиречья сыграл Огузхан. Также, как Модэ, Огузхан объединил многочисленные племена Центральной Азии 52 . Его войско состояло из уйгуров, канглы, кипчаков, карлуков, калачей, агашери (лесное племя). Позднее к ним присоединились кереиты, найманы (сагиз), онгуты (уак), кыргызы, бекрены, тангуты, дулаты, конраты. 53 Резиденцией Огузхана был город Талас, а жайляу находилось в Центральном Казахстане в горах Ортау и Кертау 54 . В первом веке до новой эры строителем городов был предводитель гуннов Шижы. Сыма Цянь, Де Грот и Е.Шаванн писали о том, что Шижы построил на р. Талас город, ставший его столицей. Тараз (Талас) был построен на месте площадки с каменной оградой для конной игры «чангу», что означает состязание. Отсюда происходит название города «Талас». Подобные площадки с каменной оградой были в традиции древних гуннов. Из китайских источников известно, что город Тараз (Талас) был обнесен валом, а внутри него размещались юрты.