Строительные приемы нового времени

Новые строительные приемы, положенные в основу строительного искусства последующих веков, были сформированы в Южном Казахстане к Х­ХІІ вв. Советскими учеными неоднократно подчеркивалось, что X­XII века были «эпохой чрезвычайного развития строительного искусства в Средней Азии и Южном Казахстане». 4 В архитектуре этого времени, в конструкции и декоративном оформлении дворцов, соборных мечетей, кумбезов, сардоб, медресе, караван­сараев, феодальных крепостных сооружений получают воплощение новые идеи. Наряду с разработкой портала большое развитие получает конструктивная часть зданий, состоявшая из пояса тромпов, многогранных барабанов и куполов. С большим искусством разрабатываются своды, стрельчатые арки, ниши и сталактиты, имевшие одновременно декоративное и конструктивное значение. Архитектонику строений средних веков составляют своды «на парусах». С Х­ХИ веков в Южном и Центральном Казахстане основным строительным материалом при сооружении мавзолеев становится жженый кирпич (күйдірілген кірпіш). Наибольшее распространение в это время получает кирпич квадратной формы. В мемориальных архитектурных памятниках появляются элементы декоративного оформления способом фигурной кладки кирпича в виде квадратов, треугольников, ромбов, елочного орнамента, используются кирпичи с фигурной резьбой, а также резная терракота. Декорирование зданий кирпичем требовало исключительной тщательности выполнения кладки. Для этого времени характерно появление двухярусных сооружений с галереями. Полусферические купола, поверхность которых облицовывалась рядами плиток на ганчевом растворе, опирались на многогранные или иной формы барабаны. Эта конструкция была завершающей частью в гармонии форм. Элементом архитектурного декора была стенная роспись ­ фрески с изображением различных бытовых, охотничьих, боевых сцен, эпизодов из жизни погребенного. Древнейшая роспись сохранилась на надгробной плите в мавзолее на р. Кенгир, где красками изображен воин с доспехами и конем. Присутствие тамги «багана» свидетельствует о том, что воин был из рода баганалы. Росписи на стенах мавзолеев отмечены в долинах pp. Сырдарья, Талас, Чу, Эмба. Стенные росписи отмечены в мавзолеях Байтымбета, Жантая в Меркенском районе Жамбылской области. Они воспроизводят внутреннюю обстановку юрты и бытовые картины из жизни казахов. 10 Для развития строительного дела и архитектуры ключевой проблемой является строительный материал. В трудах русских ученых XIX века Н.Богаевского 5 , 6 М.Я.Киттары 7 , советского ученого А.Н. Глухова 8 впервые в истории архитектуры Казахстана были освещены вопросы строительных материалов. С древнейших времен строительными материалами в Казахстане и Средней Азии были камень, глина, сырцовый и саманный кирпич, дерево, дерн (шым), камыш, солома, гипс. В раннее средневековье основным строительным материалом при возведении монументальных памятников был камень. Усыпальницы этого времени сооружались из известняка, красного и зеленого песчаника и др. В Мангыстау, горах Куу, Дегеленг в этих случаях широко использовался известняк, на р. Атасу встречаются белые сооружения из кварца (ақ тас). Неотъемлемой частью кипчакских погребальных сооружений были скульптуры из гранита, сиенита, диорита, габбро. В это время наряду с каменными сооружениями появляются глинобитные постройки, постройки из пахсы и крупных сырцовых кирпичей, осваиваются новые виды строительных материалов ­ ганч, алебастр. Здания из сырцового кирпича при прочном фундаменте весьма устойчивы, о чем свидетельствуют сохранившиеся стены некоторых крепостей, мавзолеев, стоящие столетиями. «Дома из сырцового кирпича удобны, теплы, прочны и дешевы», ­ отмечает Пудовиков Н. ­ и далее пишет о том, что «лучшими строителями жилых домов из сырцового кирпича были казахские мастера». 9 Древние скотоводы, имея обилие молока, использовали его как средство для улучшения качества сырцового кирпича и керамических изделий, отчего они приобретали особую прочность. Наряду с древней пахсой и сырцовым кирпичом широкое распространение получает жженый кирпич. При сооружении фундамента зданий используется традиционный строительный материал камень, а в качестве связок дерево ­ жиде и тальник. Древние строители превосходно разбирались в пластических свойствах глины. При возведении жилых строений, стен зимовок­кыстау сырую глину накладывали слоями. Такие сооружения назывались глинобитными. Великолепным строительным материалом при возведении глинобитных стен был лесс под названием «пахса». Сооруженные из нее гробницы не разрушались на протяжении столетий. Особенно много таких кумбезов из глины в Прибалхашье и Восточной Бетпакдале. Сооружения из глины широко распространены по всей Центральной Азии. Глиняный раствор ­лай, қақ, май использовался в качестве скрепляющего материала при кладке стен из сырцового кирпича. Нередко кладку стен производили на растворе глины с гипсом, который назывался «ганчхак». Глина использовалась также в качестве материала для изготовления штукатурки. С этой целью в раствор глины добавляли солому (саман) до образования тестообразной массы, которую отстаивали около суток. Нередко при этом глиняную пыль и измельченный саман просеивали. Этот раствор использовался в качестве первого слоя штукатурки, за ним шел слой ганчхака, по ганчхаку ­ слой чистого гипса, который опрыскивался водой и выравнивалася железными терками. С конца раннего средневековья стены мавзолеев (кешен, күмбез) и других сооружений стали возводить из сырцового кирпича и облицовывать жженным кирпичем. Нередко они возводились целиком из жженого кирпича. В строительном деле получает большое распространение рельефная кирпичная кладка фасадов общественных и мемориальных сооружений в виде квадратов, треугольников, ромбов, елочки. Порталы (пештаки) с колоннами, пилонами, стрельчатой аркой декорировались различными орнаментами, например, «шым­чий» и обрамлялись орнаментированной линией поясков. В архитектурных памятниках средневековья для укрепления свода, арок и стен, а также для выполнения лепных украшений и терракот строители использовали гипс и алебастр (бор), последний высоко ценился из­за своего белоснежного цвета. Наряду с гипсом алебастр применяли для штукатурки внутренних стен мавзолеев. Для изготовления сырцового кирпича глину в деревянном корыте «астау» или в земляной яме смешивали с водой или с известково­песчаным раствором до определенной консистенции. Для этого использовали волов и лошадей. Из этой смеси формовали сырцовый кирпич. Для прочности кирпичей в раствор добавляли также солому (саман, сабан), шерсть и молоко, благодаря которым кирпич получался очень прочным. Сырцоный кирпич подвергали обжигу и получали жженый кирпич, Из жженого кирпича были построены здания древних городов Туймекента, Жанкента, Сузака, великолепные мавзолеи Жубанапа, Жошы­хана, Келинтам и др. В некоторых местах недалеко от мавзолеев сохранились следы печей, в которых кирпич подвергался обжигу. В Семиречье, на Иртыше и Алтае, в Северном Казахстане универсальным строительным материалом была древесина. Из сосны, пихты, березы строили жилища, древесину использовали при возведении мавзолеев. На Сырдарье, в долинах pp. Талас и Чу жилища перекрывались балками из тополя, жиде, карагача, плоская крыша покрывалась камышом, затем травой, а сверху толстым слоем навоза, смешанного с землей. Потолок в этих домах обмазывался глиняным раствором. Из древесного материала наибольшей прочностью отличается тополь. Новая архитектура отвечала вкусам и идеологическим потребностям феодалов. Среди многочисленных памятников этого времени преобладают культовые и оборонительные сооружения, крепости, мавзолеи, соборные и другие мечети, а также караван­сараи, сардобы, бани и пр. Из памятников X­XII вв. сохранились немногие, их основная масса с течением времени разрушилась.

Читайте также:  Кәсіби сурет өнерінің пайда болуы

Оставить комментарий