Таможенный союз: вопросы учета и налогообложения экспортно-импортных операций

Казахстан как суверенное государство активно ведет работу по формированию открытой экономики. Основой построения экономики открытого типа является широкое участие страны в мирохозяйственных связях, международном разделении труда. Последовательно осуществляя меры по углублению экономических реформ, формированию социально ориентированной рыночной экономики, Казахстан исходит из того неоспоримого факта, что рыночная экономика — это свободная экономика, она носит открытый характер, ей чужды изолированность и замкнутость. В связи с этим будущее нашей экономики видится в интеграции ее с мировым хозяйством. Одним из первых шагов к формированию открытой рыночной экономики было вступление Казахстана в Таможенный союз 1 июля 2010 года.

Вступление Казахстана в мировое сообщество способствовало тому, что казахстанские предприятия имеют возможность осуществлять экспортно-импортные операции. Основной задачей является рассмотрение проблемы учета и налогообложения экспортно-импортных операций между странами-участницами Таможенного союза и странами, не входящими в таможенную зону. Предприятия сталкиваются с рядом проблем, на которые должно быть обращено внимание в бухгалтерском учете. В качестве примера возьмем процесс отправления декларации поставщикам во время импортной операции. При импорте товаров в Казахстан из стран, не входящих в Таможенный союз, таможенную декларацию отправляют брокеры.

В случае, если импортером является одна из стран-членов Таможенного союза, то вся ответственность за отправление декларации и сдачи отчетов ложится на бухгалтеров предприятия-получателя. Бухгалтеру необходимо отправить поставщику заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Под товарами Таможенного союза понимаются находящиеся на таможенной территории Таможенного союза: 1. товары, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза и приобретение статус товаров Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством и/или международными договорами государств — членов Таможенного союза. В соответствии с п.2 ст.314 Кодекса «О таможенном деле в Республике Казахстан»[1]. Для подтверждения статуса товара Таможенного союза достаточно предъявить декларацию на товар; 2. товары, полностью произведенные на территориях государств — членов Таможенного союза, что может быть подтверждено документально сертификатом о происхождении товаров. Сертификат о происхождении товара выдается территориальной торгово-промышленной палатой в соответствии с нормами Закона РК «О торгово-промышленных палатах».

Для получения сертификата заинтересованное лицо представляет в уполномоченный орган: заявление о выдаче сертификата о происхождении товара; акт экспертизы о происхождении товара; документы, подтверждающие происхождение товара, по перечню, утверждаемому уполномоченным органом в области технического регулирования и обеспечения единства измерений; 3. товары, изготовленные на территориях государств — членов Таможенного союза. При этом необходимо помнить, что товары, имеющие статус товара Таможенного союза, помещенные ранее под таможенную процедуру экспорта и фактически вывезенные с таможенной территории Таможенного союза, утрачивают статус товаров Таможенного союза.

Читайте также:  Концепции национальной конкурентоспособности

Например, товары, произведенные на территории Республики Казахстан, проданные и вывезенные (экспортируемые) в Турцию, теряют статус товаров Таможенного союза. В случае вывоза товаров по договору (контракту) лизинга, предусматривающему переход права собственности на них к лизинго получателю, плательщик налога на добавленную стоимость представляет в налоговый орган документы, подтверждающие фактическое поступление лизингового платежа на его банковские счета в банках второго уровня на территории Республики Казахстан, открытые в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, в части возмещения первоначальной стоимости товаров (предметов лизинга). При осуществлении внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций, предоставления товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) налого-плательщик-экс-портер представляет в налоговый орган документы, подтверждающие импорт товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных (приобретенных) им по указанным операциям.

Транспортные (товаросопроводительные) документы, при наличии в них специальных отметок, подтверждают факт перемещения товаров с территории одного государства — члена Таможенного союза на территорию другого государства — члена Таможенного союза. Вид транспортного документа зависит от выбранного сторонами (экспортером и импортером) способа транспортировки товара (вида транспортного средс-тва). Транспортный документ является договором перевозки груза. К транспортным/товаросопроводительным документам относятся: международная автомобильная накладная, железнодорожная транспортная накладная, товарно-транспортная накладная, накладная единого образца, багажная ведомость, почтовая ведомость, багажная квитанция, авианакладная, коносамент, а также документы, используемые при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, и иные документы, используемые при перемещении отдельных видов подакцизных товаров, а также сопровождающие товары и транспортные средства при перевозках, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан о транспорте и международными договорами, участником которых является Республика Казахстан; счета-фактуры, спецификации, отгрузочные и упаковочные листы, а также другие документы, подтверждающие сведения о товарах, в том числе стоимость товаров, и используемые в соответствии с международными договорами, участником которых является Республика Казахстан.

Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов[3]. ТОО «Кз» осуществляет импорт товара из Украины, поставщик ООО «Ук». До 1 июля 2010 года, до вступления в действие таможенного союза, стоимость услуг по транспортировке включалась в стоимость товара в грузо-таможенную декларацию и облагалась НДС. С июля 2010 года были исключены услуги грузо-таможенной декларации на таможне, ссылаясь на положения таможенного союза. Услуги транспортировки теперь оказывает другой поставщик из Украины — ООО «Кр». Транспорт- ные услуги от Украины до Казахстана осуществляются через Россию. Проанализируем ситуацию, есть ли необходимость предоставления форм налоговой отчетности 320,00 и 328,00. Согласно Правилам составления налоговой отчетности (декларации) по косвенным налогам по импортированным товарам декларация по форме 320,00 предназначена для детального отражения информации об исчислении налогового обязательства по налогу на добавленную стоимость и акцизам при импорте товаров с территории государств — членов таможенного союза в соответствии с разделами 8 и 9 Налогового кодекса и ст.11-1, 11-2, 21, 49, 49-1 Закона Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»[2].

Читайте также:  Стратегия развития страховых компаний в РК

В соответствии с п. 3 ст. 276-20 Налогового кодекса при импорте товаров, в том числе товаров, являющихся продуктами переработки давальческого сырья, на территорию Республики Казахстан с территории государств — членов таможенного союза налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту нахождения (жительства) декларацию по косвенным налогам по импортированным товарам, не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом. Одновременно с декларацией по косвенным налогам по импортированным товарам налогоплательщик представляет в налоговый орган заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде (форма 328,00). В описываемой ситуации товар импортируется из Украины, следовательно, декларация по форме 320,00 и заявление к ней по форме 328,00 не представляются[3].

Бухгалтеру также необходимо обратить внимание на все необходимые штампы, курсы валют и условия поставки. Весь процесс отправления таможенной декларации должен занимать не более одного рабочего дня. Еще одним немаловажным вопросом является налогообложение. При импортных операциях из стран, не входящих в пределы Таможенного Союза, НДС оплачивается до растаможки. При импортной операции со странами-союзницами Казахстана НДС оплачивается до 20 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была совершена операция. Это удобно покупателям в том случае, если операция была совершена в начале месяца. Если же операция была проведена в конце месяца, то в организации сокращаются сроки оплаты НДС. Например, предприятие приобрело товар из России 1 марта, соответственно оно может оплатить НДС до 20 апреля этого же года. За это время Предприятие может перепродать выкупленный товар и с денег за реализованную продукцию оплатить НДС. Если же предприятие приобрело товар 30 марта, то срок сдачи 20 апреля. Налогоплательщиком государства — члена Таможенного союза, с территории которого вывезены товары, в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров, в налоговый орган должны быть представлены одновременно с налоговой декларацией следующие документы (их копии): Договоры (контракты) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним (далее — договоры (контракты), на основании которых осуществляется экспорт товаров.

Читайте также:  Особенности разработки и реализации финансовой стратегии компании

Преимуществом вхождения Казахстана в Таможенный Союз стало уменьшение и аннулирование некоторых видов пошлин. Все это делается для стимулирования экспортно-импортных операций стран-участниц таможенной зоны. Ставка НДС оплачивается предприятием импортирующим товар по налоговой ставке своей страны. Если казахстанское предприятие экспортирует товар на территорию России, то Российское предприятие-покупатель будет оплачивать НДС по ставке 18%. После казахстанскому предприятию необходимо отправить два экземпляра формы налоговой отчетности 328,00, два других экземпляра остаются на пред- приятии поставщика.

При этом, по российскому налоговому законодательству, 328,00 форму налоговой отчетности необходимо предоставить в течении 60 дней для того, чтобы ставка НДС для импортных товаров была равна 0%. Если же 328,00 форма не будет предоставлена в срок, то ставка НДС на импортный товар будет равна 18%. Еще одним недостатком 328,00 формы о косвенных налогах является то, что она не подвергается корректировке, только через отзыв. В этом плане, 320,00 форма налоговой отчетности напротив подвергается корректировке. Если же мы импортируем товар из России или Белоруссии, то ставка НДС будет равна 12% для казахстанских предприятий. Проведенная в феврале 2014 года девальвация может повлечь за собой сокращение импортных операций. Так как на казахстанском рынке количество денег уменьшилось, соответственно уменьшилась покупательская способность казахстанских предприятий. Таким образом, следует отметить, что процесс формирования бух учета требует постоянного совершенствования, поскольку в процессе торговых операций на практике имеют место форс-мажорные обстоятельства, а также события, не предусмотренные предприятиями в результате принятия различных законодательных актов и положений. Ряд законодательных правил и положений зачастую сложно реализуем на практике. На протяжении трех лет, с момента вступления Казахстана в Таможенный Союз, этот вопрос требует внимания.

Оразалина А.Е.

Оставить комментарий