Трудовая деятельность иностранных граждан в Казахстане

Развитие рыночной экономики и переход Республики Казахстан в систему мировых хозяйственных связей привело к участию иностранных граждан в рыночном труде, тем самым активизировав миграционные процессы. Трудовая миграция иностранцев, в том числе, нелегальная миграция, связана с тяжелой социально-экономической ситуацией, а также безработице в местах исхода трудовых мигрантов. Следовательно, привлечение иностранной рабочей силы получило большое развитие, и государство, в свою очередь, прилагает все усилия для обеспечения контроля над трудовой миграцией. Как известно, на уровень трудовой миграции влияет множество факторов. Прежде всего, это законодательная система, политическая система, экономическое развитие государства. Значение «трудовой миграции» может включать не только работу иностранцев и лиц без гражданства, но также деятельность наших соотечественников за рубежом.

Одной из актуальных проблем государств, в том числе Республики Казахстан является нелегальная трудовая миграция. Нелегальная трудовая миграция приводит к неэффективности реализации снижения уровня безработицы среди граждан Казахстана.

Другим аспектом актуальности темы является существующая проблема нарушения прав трудящихся-мигрантов, которые зачастую используются как дешевая рабочая сила и в отношении которых не соблюдаются установленные в международных договорах и внутреннем законодательстве нормы, касающиеся условий труда, его оплаты, социального обеспечения [1, с. 3].

Миграция в свою очередь является общей мировой проблемой, так как она является соединением международных взаимоотношений, которая имеет свои положительные и отрицательные качества. В данной статье мы обратим внимание на некоторые аспекты трудовой деятельности иностранцев в нашей стране.

Правовую основу регулирования статуса трудящихся мигрантов в Республике Казахстан составляют: Конституция РК от 30 августа 1995 года, Закон РК о миграции населения от 22 июля 2011 года, Трудовой кодекс РК от 23 ноября 2015 года. Республика Казахстан является участницей Конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников СНГ (г. Кишинев, 14.11.2008г.).

П. 4 ст. 12 Конституции Казахстана гласит, что «Иностранцы и лица без гражданства пользуются в Республике правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами» [2]. Кроме того, согласно ст. 6 трудового кодекса РК, никто не может быть ограничен в трудовых правах, в зависимости от пола, возраста и расы, имущественного положения и гражданства [3]. Трудовая миграция в условиях глобализаций является сложной и глубокой темой, и ее задачей является регулирования межгосударственных отношений.

Читайте также:  Становление органов прокуратуры в Казахстане

Порядок въезда, выезда и пребывания трудящихся мигрантов в Республику Казахстан, а также их правовой статус определяется Законом РК о миграции населения от 22 июля 2011 года [4].

В Казахстане наблюдается нарушение условий ввоза иностранной рабочей силы. Данная проблема была озвучена в Совете иностранных инвесторов: «Из года в год увеличивается число иностранных трудовых ресурсов, что оправдано, если в страну приглашены высококвалифицированные специалисты узкого профиля -инженеры, технологи, но на самом деле в рамках выделенной квоты рабочие приезжают в Казахстан, в котором нет недостатка в нашей стране: повара, рабочие строительных специальностей» [5]. Одной из главных проблем является незаконное и неправомерное установление иностранной рабочей силы, так как конкретные трудовые отношения регулируются двусторонними контрактами. Предприятия с иностранным участием решают вопросы, связанные с условиями найма, увольнения, оплаты труда, предоставления льгот, гарантий, компенсации работникам предприятий с учетом вышеуказанных положений. Граждане нашей страны нарушают принятие трудовых мигрантов — это прием на трудоустройство без заключения трудового договора, без обеспечения охраны труда и соответствующих условий. То есть, работодатель несет ответственность после получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, поэтому работодатель должен знать законодательную базу, чтобы действовать законным образом. В то же время работодатели путаются с условиями вьщачи разрешения иностранным работникам при приеме на работу, поскольку существует много правил, которые регулируют аспекты деятельности иностранных рабочих и не дают полного и подробного представления о том, что требуется регулируемым субъектом по закону. Более того, он дополняется дополнениями и новыми изменениями, что еще больше смущает наших работодателей.

Получение разрешений на привлечение иностранной рабочей силы (разрешения на работу) является одной из основных проблем для иностранных компаний в Казахстане. В нашей практике некоторые иностранные компании пренебрегали получением разрешений или оформляли их с недостатками, что приводило к высылке иностранных специалистов, невыполнению договорных обязательств и в конечном итоге к закрытию бизнеса в Республике Казахстан. Осуществление работ без разрешения на территории Республики Казахстан может повлечь наложение административного штрафа или высылку иностранного специалиста за пределы Республики Казахстан, а также отказ в выдаче работодателю дополнительных разрешений на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан.

Читайте также:  Ключевые особенности политического транзита в Казахстане

К сожаленью, также нарушены гарантии трудовых прав, которые могут быть так же связаны с недостаточной защитой трудящихся-мигрантов и их семей. Несмотря на наличие значительной правовой базы, особенно подзаконных актов, регулирующих как миграционные процессы в целом, так и трудовые миграции, нет систематизации законодательных актов, что является одной из основных причин такой проблемы. Для правоохранительной практики чрезвычайно важно устранить конфликт и, как известно, существуют различные способы их устранения. Это введение поправок и дополнений к нормативному правовому акту, интерпретация, аннулирование или принятие нового акта.Еще один блок проблем связан с трудовой миграцией в СНГ. Казахстан, как динамично развивающаяся страна, привлекателен для граждан соседних государств, ищущих работу. Это, прежде всего, трудовые мигранты из Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана. Конечно, мировой финансовый кризис несколько сократил поток трудовых мигрантов, но их общее число остается высоким, особенно его скрытая часть.

В настоящее время, Казахстан не ратифицировал Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990 год), которая является международным договором, регулирующий весь процесс миграций,и весь период пребывания и занятия оплачиваемой трудовой деятельностью в государстве работы по найму, а также возвращение в государство происхождения или обычного места проживания. Благодаря этой конвенций граждане, живущие за рубежом, чувствуют себя в безопасности. Наша страна является одной из крупных реципиентов ИРС, и поэтому для полного развития международных отношений, правового регулирования трудовой деятельности иностранцев, и обеспечения их безопасности, данная конвенция играет важную роль, которую стоит рассмотреть.

Решение существующих проблем в сфере совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы миграции должно быть направлено на приведение в соответствие международным стандартам внутреннего законодательства. Поэтому, совершенствуя миграционное законодательство в целом необходимо:

Читайте также:  Казахстанско-пакистанские отношения

— усилить ответственность за незаконное привлечение иностранной рабочей силы работодателей, а также разработать четкие правила механизма реализации порядка депортации и административного выдворения лиц, незаконно находящихся на территории Республик Казахстан;

— ограничить привлечение в качестве иностранной рабочей силы в РК иностранных граждан на специальности по гуманитарным направлениям;

— создать единую государственную базу по выданным разрешениям на привлечение иностранной рабочей силы в РК;

— ратифицировать Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г., чтобы защитить трудовые права граждан РК в зарубежных странах.

Закон о трудовой миграции должен предусматривать правовой механизм ограничения незаконной трудовой миграции.

Также, нам нужно конкретно знать, какой контингент иностранных рабочих необходим на данный момент для экономики Казахстана, и, в связи с этим, устанавливать квоту по категориям работников. Ведь на сегодняшний день, по сути, иностранный работодатель, исходя из своих интересов, определяет качественный состав ввозимой рабочей силы, и поэтому оказывается, что вместо высококвалифицированного инженера он видит строителя или водителя.

Абылкасымова М.А.
Алматы Менеджмент Университет, «Юриспруденция», 4-курс, г. Алматы
Научный руководитель: ОрдабаеваА.Б., старший преподаватель

Оставить комментарий