УЧЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Проблема учета экологических обязательств, к сожалению, является значительно более сложной. Многие из обследованных предприятий подтвердили наличие экологических обязательств, однако не смогли сколько-нибудь определенно указать способы учета этих обязательств в финансовых счетах. Самым трудным в этом деле является «разумная оценка» размеров обязательств. Будущие обязательства, как правило, учитываются в качестве пассивов, когда установлено наличие юридического обязательства по исправлению сложившегося положения. В силу неопределенности, присущей законодательному процессу, техническому прогрессу и масштабам или характеру необходимых мер по оздоровлению экологической обстановки, долгосрочные условно начисленные обязательства часто трудно поддаются определению и калькуляции. Одна из обследованных компаний указала, что она оценивает вероятность и стоимость очистных мероприятий на объектах тех ее американских филиалов, которые, по определению Агентства по охране окружающей среды, являются «потенциально ответственными сторонами». Три бразильские компании заявили, что они выделят средства в счет текущих или будущих обязательств только в случае возбуждения судебного разбирательства. Такая же ситуация в целом характерна и для дочерних предприятий немецких и швейцарских компаний. Лишь две из них указали, что выделяют средства для покрытия условных обязательств, однако не представили подробную информацию об основаниях для выделения таких средств. Органы, занимающиеся вопросами нормативного регулирования, также сталкивались со значительными проблемами в связи с этими обязательствами. По существу, проблема сводится к вопросу о том, идентичны ли обязательства по осуществлению очистных мероприятий или мер по исправлению положения другим видам условных обязательств, или же экономические обязательства представляют собой особую проблему. Возможно, в Северной Америке достигнуто определенное согласие о том, что экологические обязательства заслуживают особого внимания. Канадский институт аудиторов отметил, что могут возникнуть потенциально значительные условные обязательства, некоторые из которых могут оказаться неучтенными и не отраженными в отчетах. Неадекватный характер практики учета может в определенной мере объясняться тем, что при разработке ныне действующего стандарта учета не были приняты во внимание те возможные крупные расходы на оздоровление экологической обстановки, с которыми в настоящее время сталкиваются некоторые предприятия. Он рекомендовал разработать положения о порядке условного начисления обязательств в связи с будущими расходами по удалению отходов и восстановлению площадей для тех случаев, когда вероятность возникновения таких расходов существует в силу заключения контракта, основанного на природоохранном законе, или в силу принятой предприятием политики, предусматривающей восстановление используемых площадей. Используемый предприятиями «принцип увязки расходов» требует, чтобы величина расходов по оздоровлению экологической ситуации была сопоставима с величиной доходов, полученных от продукции, в ходе производства которой возникли отходы. На практике применение указанного принципа может оказаться затруднительным в силу целого ряда технологических и юридических неопределенностей, связанных с «разумной оценкой» 172 размера обязательств. Решение этого вопроса сводится к определению критического момента, когда возможно сделать «разумную оценку». Для выяснения возможных шагов или процедур по определению и оценке обязательств был разработан пример, основанный на удалении отходов. В дополнение к определению веществ, которые могут представлять опасность либо для местной флоры и фауны, либо для людей, предприятие должно попытаться определить, в каком объеме эти вещества могут представлять опасность. Во многих отношениях это одно из главных препятствий в деле представления отчетности по обязательствам. Знания, имеющиеся на определенный момент времени, могут указывать на то, что скопившиеся отходы того или иного предприятия не представляют опасности; много лет спустя может оказаться, что эти скопившиеся отходы на самом деле являются вредными и представляют общественную опасность. Еще одна проблема заключается в определении степени загрязнения и возможных мер по его ликвидации, в число которых могут входить захоронение отходов под землей в понижениях местности, закачивание жидких отходов под землю, сжигание отходов и их биохимическая переработка. По мере появления и развития этих технологий меняется стоимость их использования. Многочисленные неопределенности возникают в связи с трудностями в определении и установлении источников выбросов опасных отходов и в принятии мер по исправлению положения. Технологические неопределенности затрудняют определение степени загрязнения и калькуляцию конечных издержек, связанных с мерами по исправлению положения. Юридические неопределенности обусловливают проблемы, связанные с установлением того, каким образом следует распределять эти издержки и между кем. Неопределенности в области нормативного регулирования усугубляют проблему отходов, поскольку учреждения, занимающиеся вопросами нормативного регулирования, могут допускать значительные отклонения при определении степени жесткости санкций, и эти отклонения со временем могут изменяться. Меры по исправлению положения, которые считались эффективными в одном случае, могут оказаться неприемлемыми с точки зрения их эффективности в другом. Кроме того, законодательные органы могут принимать новые положения, в силу которых масштаб проблемы будет представляться иным. В условиях такой неопределенности вполне оправданной представляется процедура учета обязательств по мере осуществления платежей, поскольку включение условных обязательств в финансовые отчеты может исказить картину финансового положения предприятия. Однако их исключение из финансовых отчетов в равной степени опасно по ряду причин: а) акционеры могут попытаться учесть оценку этих обязательств в цене акций; б) акционеры могут попытаться возбудить иски против предприятий, не представляющих соответствующую информацию; в) отсутствие принципиальных установок в отношении обязательств в условиях неопределенности приведет к тому, что подчиненные не будут своевременно обращать внимание старшего руководящего звена на экологические проблемы; г) в результате за компанией может утвердиться репутация скрытной и безответственной. Утверждается, что представление информации об этих обязательствах может затруднить разбирательство и подтолкнуть пострадавшие стороны к действиям. Этого можно в определѐ нной мере избежать путем представления информации лишь о совокупных экологических обязательствах. Представляется, что разумная оценка будет возможной после завершения технико- экономического обоснования. На этом этапе можно ожидать, что наиболее вероятная оценка даст самую подходящую величину для условного начисления. Завершение технико- экономического обоснования, по всей видимости, явится той критической точкой, после которой оценки должны отражаться в финансовых отчетах. Можно отметить, что этот 173 подход используется некоторыми компаниями, занимающимися страхованием экологических рисков. На восьмой сессии Межправительственная рабочая группа экспертов просила правительства, органы по установлению стандартов, промышленные организации и других заинтересованных лиц рассмотреть вопрос о желательности и практической целесообразности представления той информации. Эта информация была разделена на две части. Часть А касалась представления информации о политике и практической деятельности предприятия в области охраны окружающей среды. Часть В была более конкретной и охватывала информацию, которую необходимо отражать в примечаниях к финансовым отчетам, включая начисленные суммы в текущем периоде, капитализированные суммы, учет и регистрацию обязательств. Почти все правительства, представившие замечания по рекомендациям, считают, что предприятия, деятельность которых наносит ущерб окружающей среде, должны отражать в отчетах совета директоров их экологическую политику и программы. Как заявили некоторые из них, они не видят никаких сложностей или проблем для предприятий в случае принятия рекомендаций и, более того, они рассматривают возможность включения их в национальные законы. Было высказано мнение, что эти рекомендации позволят предприятию доказать, что в своей деятельности в той или иной стране оно проявляет ответственность даже при отсутствии официальных экологических законодательных норм, требующих представления подобной информации. Почти все правительства заинтересованы в охране окружающей среды, многие из них предоставляют налоговые льготы (налоговые скидки, ускоренное списание) в отношении расходов, связанных с мерами по охране окружающей среды. Среди промышленных организаций нет единства мнений относительно рекомендаций. Диапазон мнений широк: от полного согласия (некоторые предприятия сообщили, что они уже проводят подобную практику, что рекомендуется и другим) до абсолютного несогласия (некоторые утверждают, что существующих стандартов достаточно). Что касается информации, которую предполагается отражать в примечаниях, то некоторые предприятия сообщили, что разделение расходов на текущие и капитальные является стандартной процедурой и что они давно это практикуют. По мнению других предприятий той же отрасли, такое разделение слишком сложно и субъективно. По мнению третьих, отсутствуют указания относительно того, когда и как осуществлять разбивку расходов и когда и как производить начисление условных обязательств. Ряд предприятий считает, что для учета и регистрации обязательств, достаточно действующих правил.

Comments

So empty here ... leave a comment!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Sidebar