ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

История становления и развития музыкального образования свидетельствует о том, что здесь накоплен значительный теоретико-методический и практический опыт, благодаря которому мы располагаем интересным материалом, полученным в самые различные периоды. Изучением специфики профессиональной деятельности учителя музыки занимались педагоги-исследователи О.А. Апраксина, А.А. Баренбойм, Д.Б. Кабалевский, Э.Б. Абдуллин, В.А. Петрушин, Г.М. Цыпин, Л.Г. Арчажникова и др. Методика вокально-хоровой работы раскрывается во многих трудах дирижеров- хормейстеров П. Чеснокова, К. Ольхова, Г. Птицы, Г. Дмитриевского, В. Соколова и др. Формирование и развитие певческих навыков у детей в разных возрастных периодах изучали педагоги, ученые-музыканты Т.Н. Овчинникова, Г.П. Стулова, Н.Д. Орлова, В.К. Тевлина, Е.А. Гембицкая, В.А. Дышлевская и др. В их трудах раскрываются подходы к организации работы над развитием вокально- хоровых навыков в условиях общеобразовательной школы. Несмотря на безусловную ценность и значимость имеющегося опыта профессиональной школы по развитию вокально-хоровых навыков, зачастую будущие учителя музыки испытывают серьезные затруднения при организации этой работы в период педагогической практики. Наблюдая за их работой, методисты отмечали, что они не имеют должной, качественной подготовки в области вокально-хоровой деятельности. Не можем не отметить и то, что и учителя музыки, имеющие определенный опыт работы в школе, не демонстрируют знания, передовую методику, новые технологии в организации этой работы. В рамках этой статьи мы попытаемся раскрыть средства, содержание, методы работы над формированием вокально-хоровых навыков у учащихся младших классов на уроке музыки. Вокально-хоровая деятельность учащихся в общеобразовательной школе требует от учителя музыки глубоких знаний об особенностях развития детского голоса в разные возрастные периоды, владения методическими приемами и способами управления ею. Вокально-хоровая деятельность учащихся призвана содействовать: — становлению и развитию вокально- хоровой культуры школьников; — развитию у учащихся интереса к вокально-хоровым занятиям; — овладению учащимися практическими вокально-хоровыми умениями и навыками; — воспитанию у учащихся музыкального вкуса, нравственных, патриотических чувств; — образованию, понимаемого как процесса ознакомления с лучшими, доступными учащимся образцами народной и профессиональной музыки. Продумывая содержание и организацию вокально-хоровой деятельности учащихся, следует исходить из того, что она включает в себя следующие виды работы: — настройку на певческий процесс и распевание; — разучивание произведения; — исполнение произведения; — вокализацию фрагментов (фрагментов инструментальных произведений). Процесс разучивания песни происходит в основном на основе репродуктивного метода – постоянного показа того, как надо и как не надо петь каждую фразу этой песни. Внимательный и старательный повтор фразы детьми после учителя – один из основных приемов при разучивании песни. Однако это требует от учителя грамотного, выразительного, вокального исполнения и огромного уважения к нему со стороны учащихся. Демонстрация учителем профессионального звучания обладает значительным эмоциональным и эстетическим воздействием. Вокально-полноценный, красивый, выразительный звук у учителя обязательно несет эмоциональный подтекст, который очень легко воспринимается детьми. В результате у них возникает нужный настрой и, как ответная реакция, желание воспроизвести услышанное, желание петь. Следует учесть, что учащиеся воспринимают и копируют не только те качества звука, которые хочет продемонстрировать педагог, но и характер тембра, все его особенности, как положительные, так и отрицательные. Поэтому звучание голоса учителя должно соответствовать требованиям: — быть полноценным по основным качествам академического звучания; — не содержать определенных недостатков (горлового, носового призвуков) форсировки; — максимально приближаться к характеру звучания детского голоса. Обязательным условием правильной работы голосового аппарата ребенка во время пения является соблюдение певческой установки: прямое положение корпуса, руки опущены или лежат на коленях, плечи развернуты, живот немного втянут. Голосовой аппарат учащихся начальных классов еще очень хрупок, характерно головное звучание, небольшая сила звука. Необходимо уделять внимание на качество звучания – развитию звонкости, полетности, ровности звучания голоса. Выработка вокально-хоровых навыков достигается с помощью упражнений, которые даются в определенной последовательности, по линии постепенного их усложнения. Работа над вокально-хоровыми навыками в процессе упражнений основывается на следующих методических принципах: — поддержание у детей интереса, активности и эмоциональности в процессе работы над упражнением; — воспитание слухового контроля самих учащихся над качеством звучания; — пение упражнений по нотам, на слоги (по логике поставленных учебных задач); — пение без сопровождения, особо уделяя внимание выработке чистоты интонации; — сочетается коллективное пение с индивидуальным. Используются специальные упражнения не связанные с разучиваемым материалом, и упражнения, построенные на разучиваемом репертуаре. Вокально-хоровые упражнения в начальных классах предполагают следующий объем и порядок учебных задач: 1. Выработка навыков певческого дыхания, работа над унисоном, воспитание напевности и легкости звучания детского голоса, отчетливой артикуляции; 2. Исполнение песен legato, non legato. Продолжение работы над чистотой интонации, унисоном; 3. Работа над навыками связного, протяжного пения в более широком диапазоне. Выработка дикционных навыков. Правильное дыхание – основа вокального воспитания. К работе над дыханием следует отнестись со всей серьезностью с самого начала работы над вокально-хоровыми навыками. Следует: — воспитывать у детей навык брать дыхание бесшумно. Практика показывает, что дышать при пении следует одновременно и через нос, и через рот; — систематически, целенаправленно проводить работу над чистотой интонации, строем, ансамблем. Чистому интонированию способствует пение спокойным, мягким, без напряжения звуком; высокая позиция звука, головное звучание; правильное звукообразование, единая манера формирования гласных; внутренняя собранность, дисциплинированность детей. Для выработки правильной и четкой дикции используются скороговорки, которые, как правило, любят дети и стараются проговорить их быстро и четко. Овладение элементарными приемами пения известной песни с названиями нот способствует развитию не только звуковысотного слуха детей, вокальному звукообразованию, но и развитию гармонического слуха. Такой прием дает возможность исполнять несложные произведения на два голоса, конечно, при постоянной, целенаправленной работе. Артикуляция Артикуляция – важнейшая часть всей вокально-хоровой работы. Она тесно связана с дыханием, звукообразованием, с интонированием и т.д. Только при хорошей артикуляции во время пения текст доходит до слушателя. Артикуляционный аппарат у детей, особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его активизации. Здесь все важно: умение открывать рот при пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное расположение языка во рту, — все это влияет на качество исполнения. При пении важны такие особенности произношения, как: а) напевности гласных; б) умение их округлять; в) стремление к чистоте звучания неударных гласных; г) быстрое и четкое выговаривание согласных и т.д. Нередко работу над дикцией педагог требует начать именно со слова, фиксируя все внимание ученика на его четком произношении. Первым этапом в работе над словом в пении является управление дыханием. Работа осуществляется на определенном гласном звуке. Гласный – носитель вокала. Через него осуществляется отработка позиции звука, выявление его тембральной окраски, певческая установка всего вокального аппарата. Второй этап в работе над словом в пении – усиление артикуляции согласных. В процессе пения согласные предстают как носители членораздельности в речи, ее основой. На данном этапе работы необходимо добиваться четкого произношения согласного наравне с вокально-правильно сформированным гласным. Третий этап работы – выработка предельно выразительной, ясной дикции. На данном этапе работы способ произношения слов в пении должен меняться в зависимости от жанра и стиля исполняемого произведения. Формирование навыков хорового строя и ансамбля Хороший строй зависит от того, в какой степени развит музыкальный слух у учащихся, от их внимания и владения певческими навыками. Строй зависит также от физического и эмоционального состояния учащихся. Большое значение для хорового строя имеет музыкальная грамотность поющих. Приведем основные методы работы над строем. 1) Предварительный анализ песни и выделение трудных в интонационном отношении мест. Тщательная работа над отдельными фразами (пение с названием нот, на слоги и т.д.). Не следует из-за отдельной трудной в интонационном отношении фразы повторять много раз всю песню сначала до конца. Это притупляет внимание учащихся, снижает их заинтересованность, не содействует улучшению строя. 2) Сочетание индивидуального и группового методов работы. Пение всего класса следует чередовать с пением отдельных групп и индивидуальным опросом. 3) Пение в среднем темпе и в средней динамике (меццо-форте, меццо-пиано), то есть в наиболее естественных и удобных для работы певческого аппарата условиях. 4) Метод транспонирования: разучивание трудных в интонационном отношении мест в другой, более удобной тональности. Этот прием рекомендуется в том случае, когда интонирование усложняется из-за неудобной тесситуры. Транспонирование рекомендуется тогда, когда поющие теряют остроту внимания. В многокуплетных или минорных, протяжных песнях рекомендуется транспонирование в процессе работы на полтона вверх. При этом обостряется слуховое восприятие, повышается внимание к звуку. 5) Пение без сопровождения. Такой вид пения развивает, совершенствует слух, повышает внимание поющих, к чистоте интонации и тем самым воспитывает навыки точного интонирования; развивает ладогармонические чувства и способствует укреплению как мелодического, так и гармонического строя; приучает сильнее чувствовать частный и общий ансамбль; дисциплинирует, способствует развитию внутренней собранности, укрепляет внимание, развивает самостоятельность в пении, повышает выразительность исполнения. Для воспитания навыков пения без сопровождения могут быть использованы такие вспомогательные приемы: — петь всем классом песню, внимательно прислушиваясь к пению учителя (без аккомпанемента); — петь всем классом или группам мелодию с негромкой гармонической (аккордовой) поддержкой на инструменте; — петь без сопровождения часть песни или всю песню целиком, выученную с аккомпанементом. 6) Пение по нотам. Разучивание песни по нотам значительно повышает сознательность учащихся. Мелодические, ритмические, гармонические трудности преодолеваются не только путем слушания и воспроизведения голосом, но и путем их осознания. Слово «ансамбль» означает слитность, согласованность, уравновешенность. Каждое слово, каждый звук песни должны исполняться всеми учащимися вместе, одновременно, с одинаковой силой. Малейшее невыполнение этого правила хотя бы одним человеком нарушит ансамбль. В хоровом пении мы различаем ансамбль ритмический, темповой, динамический, интонационный, тембровый, художественный, исполнительский. Все технические приемы, используемые в работе над ансамблем, связаны с методами, необходимыми для выработки строя, четкого ритма, нюансов, культуры звука и т.д. Достижению единого исполнения текста всеми учениками помогает четкий, ясный дирижерский жест учителя. Типичную трудность ритмического ансамбля представляет исполнение пунктирного ритма. Четкий показ учителя, одновременное дыхание, мягкое, но ясное исполнение затактовой длительности помогут преодолеть и эту трудность. Слитности голосов – необходимому условию уравновешенности хорового звучания способствуют: единообразное формирование гласных звуков; смягчение, округление звучания верхних голосов; более легкое и светлое звучание вторых голосов. Единовременность и единообразие исполнения динамических указаний, гибкая певческая нюансировка представляют также обязательное условие хорового ансамбля. При определении содержания и организации вокально-хоровой работы с детьми особое значение приобретает реализация принципа единства художественного и технического как в процессе вокально-хоровой работы так и в процессе работы воплощения музыкально- образного содержания произведения. Работа над вокально-хоровыми навыками и умениями предполагает одновременно осмысленное и выразительное исполнение. Учитель музыки должен постоянно готовить учащихся к выразительному пению, находить и применять технические приемы, которые способствуют раскрытию музыкального образа исполняемого произведения.

Читайте также:  ХУСАМ АД-ДИН АС-СЫҒНАҚИДЫҢ «АТ-ТАСДИД ФИ ШАРХ АТ-ТАМХИД» ЕҢБЕГІНІ

Оставить комментарий