ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ В ПЕЧАТИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКОВ

Педагоги-просветители конца XIX – начала XX веков остро критиковали содержание и формы воспитания того времени. Остановимся в статье на характеристике просветительских воззрений Г. Зардаби, С.М. Ганизаде, Ф. Кочарлинский, Дж. Мамедкулизаде, А.Сиххат и др. Педагоги-просветители решительно выступали против воспитания, которое было основано на принципах подчинения и подавления личности ребенка. Они были против воспитания молодого поколения неграмотными муллами, считали, что «Нельзя воспитание детей поручать человеку, неподходящему для этой цели…». Г. Зардаби выступал против феодально- религиозной морали. Он отмечал, что такие неблагоприятные условия отрицательно влияют на формирование морального облика человека, нравственно изменяют, «уродуют и калечат» личность. Основу его педагогических и просветительских взглядов составляют идеи гуманизма, патриотизма и интернационализма. Как и другие просветители, он большое значение придавал трудовому и семейному воспитанию. В газете «Каспий» в 1899 г. (№264) он писал: «Мы должны обзавестись машинами, пригласить опытных мастеров, чтобы они научили наших детей искусству ремесла в соответствии с правилами и требованиями науки. Вот, что мы должны сделать, к чему должны стремиться» [3]. Резко негативно по поводу воспитания в мектебах выступил и ученик Г. Зардаби Наджафбек Везиров. Он опубликовал в газете «Экинчи» 7 статей, в виде «Писем». В публикациях он отмечал (1876, №21), что детский организм как воск, которому можно придать какую угодно форму. Другими словами, именно школа делает «человека человеком» в настоящем прямом смысле этого слова. Поэтому неблагоприятная среда и негативные примеры ведут к неправильному формированию личности. «В школе – розги муллы, удары товарищей по голове; дома — избиение родителей. Мальчик видит, воспринимает пороки, и скоро становится вруном, вором, мошенником и т.д. В дурных привычках и скверных наклонностях детей виноваты родители и учителя». А.О. Черняевский считал, что религия в воспитании должна играть большую роль. В статье «К вопросу о местных народных школах» в газете «Каспий» (1882, №308) он пишет: «Далее, никто не будет спорить что школа должна не только обучать, но и воспитывать, что все обучение должно быть воспитывающим, в основу же воспитания должны лечь религиозно-нравственные идеи… На каждом шагу, на каждом уроке учитель может найти повод к назиданию своих питомцев, он должен и обязан пользоваться всяким удобным случаем, чтобы посеять в молодых душах семена истины, добра, любви к богу». Конечно, «учитель христианской школы свои наставления будет основывать на учении спасителя, а учитель мусульманской школы будет служить религии ислама» [5]. Как видно из отрывка, А.О. Черняевский подчеркивал, что необходимо осуществлять принцип воспитывающего обучения (1894, с.44). Проблема воспитания волновала и другого просветителя Рашидбека Эфендиева. Он посвятил этой проблеме специальную статью «О воспитании», которая была опубликована в собственном сборнике «Женский вопрос» (1914 г.). В ней автор отстаивает, что каждому человеку необходимо телесное, духовное и нравственное воспитание… Воспитанием называют то, что постепенно входит в тело, душу и разум человека, делает его увереннее в своих силах. Лишенное этих видов воспитание человека трудно считать полноценной личностью. Почему? Во-первых, потому что в слабом теле – слабый дух, во-вторых, такой человек, как Вестник КазНУ, серия «Педагогические науки». – 2011. ‐ № 3(34) 24 хищный зверь будет пленником только своих желаний, которые будут в дальнейшем осаждать его, а это безнравственно. В самом деле, если бы каждый был уверен, что он человек просвещенный и воспитанный…, то был бы учтив и деликатен; считал бы для себя позорными такие человеческие качества, как жестокость, жадность, зависть и др. Эти качества не являются врожденными, все они зависят от воспитания… Какое воспитание ребенок получает в детстве, с таким качествами личности придется ему жить до самой смерти. Рашидбек Эфендиев большую роль в воспитании детей отводил родителям, особенно матери, и ее уровню образования. «Воспитываемые образованными и культурными родителями дети могут достигнуть значительных высот, а дети невежественных родителей не будут счастливы». И потому отцам и матерям, которые хотят и желают видеть своих детей воспитанными, нужно быть самим воспитанными. Много статей посвятил проблемам воспитания и Фиридунбек Кочарлинский (1863-1920). Самой известной среди них является статья «О положении женщин и воспитания детей у мусульман», которая была опубликована в газете «Новое обозрение» (1895, №4115). В ней он пишет: «Дети, замечая грубое отношение со стороны родителей, унижения и ничтожество перед грозным господином – перестают подчиняться воле матери и часто сами обращаются в маленьких тиранов. Судьба наших детей дошкольного возраста находится в руках нукеров и разной прислуги, которые по своему положению и низкому развитию не в состоянии выполнить такую трудную задачу и функцию как воспитание. Так что наши несчастные дети находятся под их влиянием, они внушают им те же ценности, на которых сами воспитывались». Ф. Кочарлинский требовал отмены телесных наказаний, проявления в воспитании уважения к воспитаннику. Большое место в деле воспитания детей он отводил именно учителю; призывал к соединению физического, умственного и нравственного воспитания. В статье «К положению воспитания детей у мусульман», напечатанной в газете «Иршад» (8 марта 1906 г.), он описал, что нередко в зажиточных семьях детей изолируют от труда, оберегают их от умственных нагрузок, не воспитывают в них чувство ответственности и дисциплины, снисходительно относятся к их поступкам. Но этим самым родители обрекают собственных детей на жалкое существование. Он отмечает, что дети аристократии с грехом пополам учатся, а потом возвращаются в родительский дом и становятся тяжелым грузом на шее своих родителей. Конечно, не получивший хорошего семейного воспитания, воспитанный прислугой ребенок именно так может завершить свой жизненный путь. Большое внимание уделял проблеме воспитания и великий демократ, педагог и просветитель Джалил Мамедкулизаде. Одним из главных нравственных качеств он считал патриотизм, так как «Любовь к отчизне естественное чувство». По отношению к воспитанию детей он полагал, что воспитание — дело трудное; «его невозможно сделать в течение пяти, десяти лет… Для этого нужны десятилетия». Вместе с тем Джалил Мамедкулизаде считал, что «воспитание надо начинать с малых лет и при этом необходимо учитывать возраст и индивидуальные особенности». Он уделял большое внимание семейному и трудовому, эстетическому, физическому воспитанию. Дж.Мамедкулизаде был сторонником идеи всестороннего воспитания. По его мнению, «правильно организованное воспитание может вернуть ребенка на верный путь, исправить в нем отрицательные черты». Воспитанию детей отводил значительную роль и один из основателей «русско-татарских школ» С.М. Ганизаде. В журнале «Рехбер» (1905, №2-5) была опубликована его статья «Воспитание маленьких детей». В ней он указывал: «В отношении воспитании маленьких детей до сих пор практически нет литературы на родном языке (азербайджанском)… Молодые, неопытные родители не имеют возможности пользоваться пособиями при воспитании детей. Как складывается впоследствии жизнь человека, во многом зависит от воспитания. Для родителей Вестник КазНУ, серия «Педагогические науки». – 2011. ‐ № 3(34) 25 самое дорогое в жизни – это дети и нужно приложить все усилия, чтобы воспитать ребенка достойным человеком. Родители должны нести ответственность за воспитание детей». С. Ганизаде уделяет внимание необходимости знания воспитателями возрастных, индивидуальных и психологи ческих особенностей детей. Он также поднимал вопросы трудового, умственного, физического воспитания и давал ценные советы родителям по вопросам семейного воспитания. Другой известный педагог конца XIX – начала XX веков А.Сиххат раскрывал сущность нравственного воспитания, содержание и средства патриотического и интернационального воспитания, гуманизма, товарищества и дружбы; уделял значительное внимание семейному воспитанию. В заключении еще раз подчеркнем основные идеи просветителей конца XIX – начала XX веков. Г.Зардаби большое значение придавал трудовому и семейному воспитанию. С.М. Ганизаде, Ф. Кочарлинский, Дж. Мамедкулизаде дополнительно указывали на активное нравственное, физическое воспитание. А.Сиххат также рассматривает трудовое, эстетическое воспитание во взаимосвязи с умственным, нравственным, физическим воспитанием, как важный фактор развития личности. Рашидбек Эфендиев посвятил проблеме воспитания особую статью «О воспитании», где придает большое значение семейному воспитанию. С.М.Ганизаде уделяет большое внимание трудовому, физическому, умствен ному воспитанию. Ф.Кочарлинский требовал отмены телесных наказаний. Он призывал к соединению физического, умственного и нрав ственного воспитания. Социальные источники воспитания раскрывались в статьях, опубликованных в газетах «Гуммет», «Ахбар».

Читайте также:  АБАЙ ДӘСТҮРІ ЖӘНЕ ТӘУЕЛСІЗДІК КЕЗЕҢДЕГІ ҚАЗАҚ ЛИРИКАСЫ

Оставить комментарий