ВУЗОВСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Экономическое образование, как и естественнонаучные, технические, медицинские, сельскохозяйственные и другие направления высшего образования, за последние 20 лет претерпело существенные преобразования. Во-первых, срок обучения сократился с 5-ти лет до 4-х, в связи с чем ввели в наш словарный запас понятие «бакалавр». ППС срочно переориентировался на данное изменение и перестроил учебный план, тематику преподаваемых дисциплин, способы подачи содержания предметов и т.д. Во-вторых, период обучения сократился с 35 недель до 30 недель в учебном году. Сокращение длительности обучения студентов отразилось на преподаваемом объеме знаний. Преподаватель в советской системе обучения на лекции излагал весь материал темы, а по новой системе следовало давать направления самостоятельного познания содержания темы студентам. Непонятные вопросы темы студент должен выяснить у преподавателя на отведенных для этого времени консультациях. В-третьих, изменились роли преподавателя и студентов в процессе обучения. В советской системе обучения студент внимал тому, что говорит преподаватель, т. е. пассивно воспринимал даваемые знания, а преподаватель как бы был ментором и тем самым, в какой-то степени, подавлял волю студента к самостоятельности. Названные изменения вызваны ходом развития не только производительных сил в обществе, но и прежде всего тем, что человек из рабочей силы превратился в человеческий капитал, т.е. не просто в приложение к машине, а в фактор производства, определяющий ход всего общественного производства. В общественном производстве изменились роль, назначение, функции человека. Поэтому понадобилось изменить и процесс его подготовки к процессу производства, к деятельности в сфере услуг. В основе названных преобразований находился подход к самому образованию, т. е. изменилась идеология высшего образования. Прежде всего, меняются роль и назначения каждого из участников процесса обучения. В частности в американской системе обучения превалирует принцип: знания обязан добывать тот, кому они нужны. Тем самым студент обязан самостоятельно добывать те знания, которые ему понадобятся в будущей деятельности. Преподаватель обязан направлять процесс 12 Вестник КазНУ. Серия экономическая. №1 (113). 2016 Вузовское экономическое образование: бакалавриат, магистратура, доктарантура приобретения знаний студентом и тем самым постоянно быть в курсе новшеств, возникших в избранной студентом профессии. Студент и преподаватель должны работать параллельно, при этом преподаватель обязан несколько опережать обучаемого, постоянно пополняя свои знания для правильного его направления в ходе обучения. Студент из пассивного слушателя должен перейти к активному, а именно излагать познанные знания на семинарах, экзаменах и без стеснения спрашивать у преподавателя непонятные вопросы, уточнять правильность воспринятых знаний, требовать детального разъяснения вопросов по данной теме лекции, семинара. В силу названных моментов в процессе обучения у студентов возрастают объемы самостоятельной работы, особенно по экономико-математическим дисциплинам и теоретическим предметам различных специальностей. Нередко студентам требуется прочитать не несколько десятков страниц, а несколько сотен страниц учебников, научных статей, монографий и др. литературы, относящейся к той или иной изучаемой теме. Усложняется работа преподавателя в силу активизации студента. Преподаватель обязан сам прочитать всю рекомендуемую научную литературу и периодическую печать, относящуюся к теме лекции или семинара. Отобрать разделы и параграфы, указать страницы в книгах, при выдаче заданий студентам. Вся эта огромная работа призвана к четкому подбору дисциплин для качественной подготовки специалистов, т.е. возникает объективная необходимость сокращения количества предметов, и тем самым возрастает необходимость в специализации преподавателей в ведении определенных дисциплин. В этом отношении мне вспоминается Миддлсэкский университет (Лондон), где был шокирован, когда коллеги сказали, что в течение 4-х лет они преподают всего лишь 9 дисциплин на специальности «Финансы». В наших учебных планах многие дисциплины являются лишь разделом того или иного предмета, изучаемого в выше названном университете. В определенный период времени для нас это было нужно, но теперь нам нужно идти по их стопам. В Высшей школе экономики и бизнеса Казахского национального университета им. аль-Фараби учебные планы составляются на каждый учебный год по модульной системе, которые входят в циклы. Циклы состоят из основных обязательных модулей (13), основных элективных модулей (3), профессиональных элективных модулей (14) и переносного модуля (8), состоящего из 131 кредита обучения, т. е. всего из 38 и более модулей. В течение 7 семестров студенты сдают 44 экзамена без государственной аттестации, т. е. по 6-7 экзаменов каждый семестр в течение 10 – 12 дней. В других вузах учебный план состоит из государственного обязательного блока, профессионального блока, состоящего из профессионального базового модуля и профессионального элективного модуля. На 16 неделе студенты сдают экзамены по 6-7 дисциплинам и иногда в день по двум предметам. Сам факт ежедневной сдачи экзаменов уже является недостатком прививаемой вузовской системы обучения. Поэтому функционирующую систему следует пересмотреть как в содержательном аспекте, так и по срокам и технологии проведения контроля знаний студентов. На мой взгляд, мы оставили изложение содержания предметов по старой советской системе и изменили лишь формальную сторону, а именно тесты, письменные экзамены, экзаменационную сессию в течение 10–12 дней и т. д. Представляется, складывающуюся экзаменационную систему необходимо изменить, приблизив к британской системе обучения. Во- первых, следует изучать в течение семестра не более 4–5 дисциплин и выносить лишь их на экзаменационную сессию. Следовательно, до этого необходимо изменить рабочие учебные планы, строго придерживаясь обязательной части государственных стандартов. В последних следует вносить те учебные дисциплины, без которых невозможно подготовить специалистов. В ныне существующих рабочих учебных планах необхо- димо языковые предметы вывести в элективные курсы, так как их изучали в школе в течение 10– 12 лет, успешно сдали вступительные экзамены и поступили учиться в вуз, и за один-два года невозможно «объять необъятное». Если отдельные студенты посчитают необходимым дополнительные курсы, то на их выбор есть элективные курсы на любой вкус. В обязательные дисциплины следует включить историю Казахстана, философию, экономическую теорию как отрасли знаний, определяющие мировоззрение будущих специалистов высшей квалификации. Причем объем содержания дисциплин варьировать в 2-3 кредита и форму контроля знаний определять в виде проектов, которые следует сдавать к 12-13 неделе обучения, а результаты в совокупности с рубежным контролем вывести как итоговую оценку. Во-вторых, сроки проведения экзаменов могут быть эластичными во времени. Учитывая, ISSN 1563-0358 KazNU Bulletin. Economy series. №1 (113). 2016 13 Жатканбаев Е.Б. что у нас период экзаменационной сессии совпадает с праздниками, сессию можно провести после 7 января. Есть и другой вариант, а именно начать обучение не с 1-го сентября, а в 20-х числах августа. В-третьих, в США весь процесс обучения и контроля знаний проводится в течении 15 недель, а не на дополнительной 16 неделе. Последнее наиболее приемлемо, если внесем организационные изменения в планы, учебный процесс и сделаем гибкий во времени контроль за полученными студентами знаниями. Подобные изменения не требуют дополнительного вложения капитала, но требуют тщательной проработки со стороны кафедр, деканатов и учебно- методического подразделения ректората. В современной системе вузовского обучения появились новые ступени обучения, а именно магистратура и докторантура. В наших вузах здесь так же читают лекции, проводят семинарские занятия, как и у бакалавров. Годовой срок обучения так же 15 недель, те же промежуточные экзамены, баллы, такие же силлабусы, разбалловки оценок и т. д. По всей видимости, в этом есть рациональное зерно. Ведь весьма рациональные в своих действиях американцы навряд ли пойдут на излишние затраты времени, материальных ценностей и особенно денег. Тем не менее, между этими уровнями обучения есть определенная разница, не учитывать которую нельзя в процессе их обучения. Первая разница заключается в уровне познания в процессе обучения и в багаже их знания. Вторая разница заключается в направленности обучения. Бакалавр входит в мир своей будущей специальности, а магистрант познает тонкости теории и практики избранного направления специальности. Магистр по окончании учебы может специализироваться в педагогической и научной деятельности, занимать более высокие руководящие должности в сфере услуг и производства на предприятиях, учреждениях. В-третьих, бакалавра следует учить учиться, а у магистранта уже есть навыки обучения, познания в области науки, приобретенные в процессе участия в на- учных кружках, олимпиадах, различных конкурсах предприятий, учреждений, министерств и ведомств. В университетах развитых стран имеются разнообразные формы проведения занятий и их использование в нашей практике принесло бы большую пользу как для вузов в целом, так и для студентов и преподавателей в частности. Так, в в одном из университетов Шотландии магистрам читают лекции в течение всего семестра, на семинарах разъясняют содержание лекции посредством детализации, решения задач, разбора примеров, ответов на вопросы студентов. Контроль уровня усвоенных знаний магистров осуществляется посредством выполнения курсовых заданий либо промежуточных экзаменов по изученным материалам и в конце семестра сдачей экзаменов. В процессе обучения магистры в 1-м семестре изучают 4 дисциплины, каждая дисциплина по 20 кредитов, во 2-м семестре также 4 дисциплины, из которых два по 20 и два по 10 кредитов. В третьем семестре магистры по сво- ему выбору пишут диссертацию или три проекта, на которые выделяются соответствующие кредиты. Опыт своеобразный и положительный, но для нашего контингента весьма спорный. В университетах других развитых стран имеются и другие подходы к обучению в магистратуре. В Высшей школе экономики и бизнеса рабочий учебный план в магистратуре состоит из трех разделов, а именно из базовых дисциплин, профилирующих дисциплин и практики. Первые два раздела имеют по четыре элективных модуля. Раздел практики состоит из педагогической практики и 2-х исследовательских практик, четырех научных семинаров. На практики отведено 6 и научный семинар 7 кредитов. По структуре рабочие учебные планы бакалавров и магистров мало чем отличаются друг от друга. В содержании планов наблюдаются остатки советского мышления, а именно языки, психология, социология, история философии и тем самым для малокомплектных специальностей раздариваются часы. Элективные модули содержат по две дисциплины, одну из которых магистранты выбирают для изучения. Таким образом, в базовых дисциплинах содержатся 8 дисциплин (20 кредитов), в профилирующих дисциплинах студенты обязаны изучить 5 дисциплин (13) и плюс практики с научными семинарами (13 кредитов). Виды занятий основаны на 2- или 1-часовой лекции и часовом семинаре. Другие виды не предусмотрены. Всего 50 кредитов с комплексным экзаменом и защитой диссертации. Причем на подготовку диссертации не отведено ни одного кредита. Здесь мы не останавливаемся на наименованиях дисциплин и их содержании. Это другой большой разговор. Вся проблема состоит здесь в том, насколько такой план отражает качество подготовки специалиста. Все эти и другие различия наводят на мысль о необходимости других подходов при обучении в магистратуре. В процессе обучения в магистратуре студента следует ввести в мир те- 14 Вестник КазНУ. Серия экономическая. №1 (113). 2016 Вузовское экономическое образование: бакалавриат, магистратура, доктарантура ории данной специальности, чтобы расширить его кругозор, масштабность мышления, научить увязывать свои знания по разным учебным дисциплинам и предвидеть последствия от предпринимаемых новых действий, в качестве руководителя предприятия, учреждения или их подразделений. Для того чтобы научить магистранта к такому ходу действия, мы обязаны изменить порядок обучения магистранта. Что надо предпринять? Прежде всего, следует определить, для какого вида деятельности мы магистрантов обучаем. Если обучающийся студент собирается работать в сфере образования и науки, то надо больше внимания уделить аналитическим аспектам работы с научной литературой, данным статистики, социологическим опросам, методике изложения своих мыслей в качестве статьи, монографии или иного вида обнародования научных результатов. Если магистрант желает посвятить себя сфере производства или услуг, то, видимо, следует больше внимания уделить использованию достижений науки в применении в практической деятельности. Все это немаловажно, так как в магистратуре уже начинается поштучная подготовка кадров. Здесь преподавание должно соответствовать этим целям и не носить абстрактный характер. Следовательно, учебный план, набор предметов в учебном плане, отведенные часы на лекции, семинары, лабораторные и иные виды занятий должны соответствовать этим целям. При этом, на наш взгляд, следует уменьшить лекционные часы и увеличить время на работу с проектами, знакомство, разбор и анализ научных статей, докладов, монографий, статистических и иных данных по изучаемым дисциплинам и темам в них. Занятия должны носить свободный характер, где обучаемые излагают в докладе, по содержанию рассматриваемой статьи или раздела (параграфа) монографии свои суждения так, как они поняли в процессе подготовки к занятиям. По окончании доклада или сообщения должна начаться собственно сама работа преподавателя с магистрантами. На наш взгляд, следует рас- смотреть структуру статьи или раздела, отметив положительные стороны и недостатки. Затем логику изложения содержания и собственно содержание рассматриваемой работы, их соответствие методологии избранной автором работы, показать достижения поставленной цели автором, а также и другие вопросы, относящиеся к содержанию обсуждаемой темы дисциплины занятия магистрантов. Цель такого подхода не просто в разнообразии занятии, а в усвоении содержания изучаемой темы, привитии навыков исследовательской работы, умении сосредоточиться на частных аспектах в исследовательской работе, определении способов подхода и изложения содержания статьи, раздела монографии или учебника, учебного пособия и др. Отмечая наличие разнообразных подходов в обучении магистров, мы хотели бы заострить внимание читателей на отличии от учебного процесса у бакалавров. Вероятно, в каждом из имеющихся подходов обучения магистров можно выявить положительные моменты и подчеркнуть недостатки. Поэтому, на наш взгляд, следует исходить из целей обучающихся в магистратуре, а не желания руководителей подразделений вузов, составляющих рабочие учебные планы. При этом учебные планы следует не наполнять различными дисциплинами, зачастую не имеющими отношения к данной специальности, а исходить из интересов качественной подготовки специалистов, потребностей сферы будущего приложения труда. Основной учебный план по специальностям докторантуры в точности копирует вышерас- смотренные рабочие планы по своей структуре. Здесь те же базовые дисциплины с элективными модулями – 18 кредитов, тот же 2-й раздел профилирующих дисциплин – 18 кредитов, 3-й раздел профессиональная практика – 6 кредитов и итоговая аттестация, научно-исследовательская работа докторанта по написанию диссертации. Здесь не важны названия разделов и подразделов. Важно, что предусмотрено для исполнения процесса обучения. Исполнение проводится только посредством лекции и семинаров. На педагогическую и исследовательскую практику отведено 6 кредитов и научный семинар – 28 кредитов. В рабочем плане в отведенные на научные семинары кредиты не заявлены ни дисциплины, ни практические формы действия докторантов. Поверхностный анализ основных (рабочих) учебных планов показывает, что на всех трех ступенях обучения аудиторные занятия проводятся только посредством лекции и семинаров. Другие виды занятий не предусмотрены, хотя навыки приобретения знаний, опыт работы с учебной и научной литературой у них отличаются друг от друга в разы, соответственно объемы знаний на каждом уровне, с которыми они приступают к обучению, у них разные, но их поставили в один ряд. Особенно разительно отличается докторантура, где фактически на лекции сидит такой же преподаватель, но лишь ISSN 1563-0358 KazNU Bulletin. Economy series. №1 (113). 2016 15 Жатканбаев Е.Б. с меньшим опытом научной и педагогической работы, отсутствием научной степени, во имя которой он (она) сидит здесь в аудитории. Зачастую докторанты ныне могут иметь больший объ- ем знаний, чем обучающий его (её) профессор, так как докторант владеет иностранным языком и имеет возможность изучать иностранную специальную литературу. В этих условиях читать лекции и проводить семинары, так же как и у бакалавров, просто бессмысленно. Бесспорно и другое, что вообще отказываться от лекций и семинаров не имеет смысла. Представляется необходимым читать вводные лекции к дисциплине, к изучению которой приступает докторант. Лекции необходимы в начале новых крупных разделов и при завершении курса изучения дисциплины, т.е. 2–3 лекции, на наш взгляд, достаточно. Остальное время, включая и время, отведенное на семинарские занятия, должны проходить в виде бесед, разбора монографии, статей, разделы учебников, на усмотрение руководителя занятий, разбора докладов докторантов, т.е. следует активизировать их работу, а не пассивно воспринимать материалы, подготовленные лектором. При таком подходе, прежде всего, активизируется работа самого лектора, ибо для проведения бесед по конкретным материалам темы занятий требуется четкое знание содержания монографий, статей и т.д. Потребуется прочтение, конспектирование материалов и самими докторантами. Здесь не просто прочтение материалов, а определение положительных моментов и упущений автора (ов) изучаемого произведения. Критический разбор содержания произведений не должно превращаться в огульное охаивание того или иного положения рас- сматриваемой работы. Подобный подход должен превратиться в конструктивную совместную работу обучающего и обучаемого. Во-вторых, весьма важно руководителю занятий связать изучение тех или иных произведений с темой диссертации докторанта. При таком подходе у докторанта повысится интерес к рассматриваемым материалам. Увязывание изучаемого материала с темой диссертации, одновременно учит докторанта писать диссертацию. Такой подход если будет превалировать в ходе занятий, то, на наш взгляд, интерес и успех проводимых занятий будет обеспечен со стороны обучающихся. В-третьих, доклады докторантов по изучаемым дисциплинам должны быть краткими и содержать проблемные положения, противоречия и пути их решения. При обсуждении доклада докторант обязан защищать вынесенные им противоречивые и проблемные положения, а руководитель занятия задавать вопросы, предлагать свои подходы и решения и тем самым завязать дискуссию и обсуждение вынесенной на рас- смотрение темы. Разумеется, есть и другие подходы в деле активизации обучения докторанта и при переходе на такой способ обучения – профессуре предстоит большой объем работы. Методы ведения занятий с докторантами должны отличаться от предшествующих уровней обучающихся. Это однозначно. Необходимо сократить период академических занятий и увеличить сроки написания диссертаций в рамках тех же трех лет обучения. Магистратура должна быть магистратурой, докторантура должна стать докторантурой, а не продолжением бакалавриата. Поэтому изложенные здесь подходы – это видение автора и, разумеется, они могут быть обогащены другими способами. Главное, нельзя стоять на месте и просто перенимать западные образцы образования, не вкладывая ничего из казахстанского менталитета.

Comments

So empty here ... leave a comment!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Sidebar