ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КАЗАХСТАНА И ЧЕХИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Новая парадигма современного образования «Образование в течение всей жизни» предполагает создание условий для обучения всех и всюду, независимо от национальной принадлежности, пола, и возраста. Для успешной реализации стратегии образования «стираются» все границы, и в том числе границы между странами. Это предполагает создание, развитие и укрепление отношений государств в области образования. Интеллектуальный потенциал населения – это залог успешного развития любого государства. Республика Казахстан обозначила свою задачу – войти в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира. Однако достижение этой цели невозможно без грамотных специалистов, настоящих профессионалов своего дела. Поэтому на первый план выходят проблемы качественного образования, соответствующего международным стандартам. Сегодня государством проводится активная политика в области образования с целью ее развития, повышения качества, а также поддержки студентов в условиях кризиса. Увеличено финансирование системы образования; осуществлен переход к единому национальному тестированию; второе десятилетие действует президентская программа «Болашақ» для обучения ежегодно трех тысяч студентов в зарубежных вузах; с 2005 г. проводятся ежегодные конкурсы на присуждение 200 грантов лучшим преподавателям (более 2 млн. тенге каждому); в соответствии с Законом 2007 г. закрыты все филиалы казахстанских вузов и часть вузов, не соответствовавших требованиям законодательства; в 2009 г. выделено более 11 тыс. дополнительных государственных образовательных грантов для студентов- отличников в условиях финансового кризиса и т. д.[1]. Однако, несмотря на предпринятые шаги, в системе образования имеется еще немало проблем, которые необходимо решить. Казахстан — молодое государство и поэтому еще многое предстоит построить, развить, усовершенствовать. К сожалению, уровень высшего образования в Казахстане, на наш взгляд, не в полной мере отвечает Вестник КазНУ, серия «Педагогические науки». – 2011. — № 2(33) 41 международным стандартам. В связи с этим с каждым годом растет интерес к системам образования Западной и Центральной Европы, в частности к Чешской Республике. Так, например, среди 8000 лучших университетов мира чешский Карлов университет находится на 229 месте, Чешский технический университет занимает 394 место. Данный факт способствует повышению интереса в получении образования в Чехии, что ведет за собой необходимость развития сотрудничества двух стран в сфере образования. Дипломатические отношения между двумя Республиками берут истоки в далеком 1993 году. По истечению четырех лет в столице Чехии — Праге была открыта Дипломатическая миссия РК, которая в 2004 году была преобразована в Посольство. Сотрудничество Казахстана и Чехии в области образования с каждым годом развивается все активнее. Установлены прямые контакты между казахстанскими и чешскими вузами, осуществляется обмен студентами и другие взаимовыгодные проекты. Так, например, уже четвертый год подряд Карловский Университет принимает на обучение группу казахстанских студентов — болашаковцев по специальности «Демография». В 2009 году состоялся первый выпуск казахстанско-чешских демографов. Согласно данным Посольства РК в ЧР ведется работа по подписанию соглашений пражским Химико-Технологическим Институтом и Актауским государственным университетом им. Ш.Есенова. Подписаны соответствующие договоры между пражским Аграрным университетом и Казахским Аграрным Университетом. Продолжают развиваться контакты между Национальными библиотеками двух стран на основе подписанного соглашения о сотрудничестве в 2006г. [2]. В 2002 году правительство ЧР приняло шаги в области помощи различным странам в сфере образования путем создания «Концепции международной взаимопомощи на период 2002-2007 гг». Среди 20 стран, которые выделила Чехия в данной концепции, была и Республика Казахстан. Одним из инструментов реализации программы был проект «Государственная стипендия ЧР для развивающихся стран». Данные стипендии предоставляют возможность казахстанцам пройти обучение в государственных вузах ЧР по программам бакалавриата на чешском языке и магистратуры, докторантуры – на английском. Министерством образования, молодежи и спорта ЧР гражданам Казахстана ежегодно предоставляются 2-3 стипендии [3]. Взаимоотношения Казахстана и Чехии в области образования также подкреплены международным проектом Эрасмус Мундус, целью которого является взаимное культурное обогащение и налаживание взаимопонимания между Евросоюзом и другими странами путем обмена сотрудниками, знаниями и навыками в сфере высшего образования [4]. Членом сотрудничества со стороны ЧР в 2008г., действующий как принимающий и отправляющий студентов и преподавателей, был представлен Масариков Университет, г. Брно, который является одним из важнейших образовательных и научных учреждений в ЧР. Программа Эрасмус Мундус открывает возможности студентам, магистрантам, докторантам, профессорско-педагогическому составу пройти обучение, стажировку в Чехии и других странах Европы. В рамках сотрудничества с Масариковым Университетом, в июне 2010 года группа казахстанских магистрантов прошла недельный образовательный курс. Также активно идет налаживание связей в сферах, косвенно влияющих на образование. Одним из шагов по укреплению сотрудничества между Казахстаном и Чехией является введение в 2010 г. прямого регулярного рейса авиакомпании «Чешские авиалинии» по маршруту «Прага – Астана – Прага», второго после «Прага – Алматы — Прага». Помимо улучшения условий мобильности пассажиров- студентов данные рейсы нацелены по словам Чрезвычайного и Полномочного Посла Чешской Республики в Республике Казахстан Б. Копецкего «открыть Казахстан для чехов», а также для других участников шенгенской зоны. Это будет способствовать повышению интереса со стороны инвесторов, предпринимателей, туристов. «Чешские авиалинии» также в первый Вестник КазНУ, серия «Педагогические науки». – 2011. — № 2(33) 42 день полетов намерены предоставить подарок пяти детям- сиротам из Усть – Каменогорска – поездку в Прагу на неделю. После обретения независимости в 1991 году Казахстан, как молодое государство требовало претворения в жизнь многих реформ, а, как известно, любые реформы требуют наличия квалифицированных кадров, способных справиться с возложенными на них задачами. В 1993 году Указом Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева была учреждена международная стипендия «Болашак», предоставляющая возможность талантливой молодежи получать образование за рубежом полностью за счет государства. По статистическим данным АО Центра международных программ «Болашак», начиная с 1994г. по 2010 г., в рамках программы прошли обучение за рубежом 6679 человек. На протяжении первых десяти лет существования программы, казахстанские студенты проходили обучение в основном в 4 странах: Великобритания, США, Германия, Франция. Количество стипендиатов за эти годы составило всего 785 человек. В 2005 г. в Послании народу Казахстана Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев объявил об увеличении количества международных стипендий «Болашак» до 3000 на обучение в ведущих учебных заведениях мира для молодых и талантливых казахстанцев». Но, к сожалению, только 1796 кандидатов были удостоены звание «Болашаковец». Помимо увеличения количества стипендий в 2005 г., также был расширен список стран до 32 направлений, среди которых оказалась и Чешская Республика. За пять лет сотрудничества программы «Болашак» с образовательными учреждениями ЧР было предоставлено 120 стипендий, что вводит Чехию в ряды «активных» партнеров. Так, например, общее количество казахстанских студентов, обучающихся по программе «Болашак» во Франции в течение 16 лет (1994-2010 гг.) составило 134 стипендиата, что всего на 14 стипендий больше, чем данный показатель в Чехии за последние 5 лет сотрудничества [5]. Спрос казахстанцев на чешское образование с каждым годом растет. По данным Посольства РК в ЧР количество казахстанских студентов в период 2008-2010 гг. увеличилось с 800 до 1000 человек. Данный рост обусловлен увеличением количества желающих получить европейское образование за «бесплатно» или за «небольшую плату» по сравнению с другими странами зарубежья. В Чешской Республике высшее образование представлено тремя типами учебных заведений: общественными (в количестве 26), государственными (2) и частыми (46). (Прототипом чешских «общественных» вузов являются в Казахстане «государственные». Далее в статье под государственными будут подразумеваться общественные вузы). Страна по праву гордится своими университетами, в которых читают лекции, проводят конференции и семинары известнейшие учёные, ведущие экономисты и политики, как самой Чехии, так и западноевропейских стран. Высокое качество чешского высшего образования подтверждается признанием дипломов ведущих вузов Чехии странами Европейского Союза. Кроме того, все уровни образования в Чехии полностью соответствуют Международным нормам классификации образования (ISCED), то есть стандартам, установленным Евросоюзом. Помимо всего прочего, чешские студенты могут продолжить образование в любом другом вузе Европы, чему способствуют многочисленные программы обмена. Согласно Закону о высшем образовании, действующем с 1 января 1999 года, обучение на чешском языке в государственных высших учебных заведениях ЧР является бесплатным вне зависимости от национальной принадлежности абитуриента. Никаких поблажек чешские высшие учебные заведения для казахстанцев не делают. Скорее наоборот, усложняют процедуру поступления в связи с большим наплывом иностранцев в вузы, которые успешно сдают экзамены и занимают ряды студентов ЧР. В этом нужно отдать должное подготовительным языковым курсам, которые в течение года активно готовят казахстанцев к поступлению, обучая чешскому языку. Наличие подтверждения о знании чешского языка, прохождении языковых курсов Вестник КазНУ, серия «Педагогические науки». – 2011. — № 2(33) 43 является главным требованием для поступления в чешские вузы с чешским языком обучения. На рынке образовательных услуг существует множество языковых подготовительных курсов. В основном казахстанцы выбирают услуги таких программ как UNIPREP, PEC, Carlov college, Go study и др. Несмотря на единый пакет образовательных услуг (программа обучения включает изучение чешского и английского языка, математики и профильного предмета), курсы имеют разную историю, цену и количество студентов. Так, например, по программе UNIPREP на протяжении 10 лет более 850 студентов-иностранцев прошли обучение. Цена за годовой подготовительный курс в языковых школах варьируется от 3520 до 10 000 евро. По общим сведениям в 2010 году по программе UNIPREP обучалось около 60 % казахстанцев из общего количества студентов школы, в PEC – 12%, Carlov college – 61%, Go study (Прага) – 23%. Согласно соглашениям между двумя странами, каждый абитуриент из Казахстана должен пройти ряд процедур для поступления в высшие учебные заведения Чехии. Одним из документов, который требует любой вуз ЧР, является наличие аттестата зрелости (для обучения в бакалавриате) или диплома о высшем образовании (для обучения в магистратуре). Данные документы должны быть зарегистрированы в Министерстве образовании и науки РК, и пройти процесс легализации. Упрощенной процедурой легализации является проставление штампа «Апостиль», который выставляется на копии документа органами юстиции в Казахстане. Штамп «Апостиль» на государственных документах об образовании — это международная стандартизированная форма заполнений сведений о законности документа для предъявления на территории любой страны — участницы Гаагской конвенции 1961г., а так же стран, признающих форму легализации. После легализации на территории Казахстана, документы об образовании с целью их дальнейшего использования на территории Чехии, должны пройти регистрацию и легализацию в ЧР – т.е. нострификацию. Нострификация документов проходит в Министерстве образования, молодежи и спорта ЧР (среднее образование) и в государственных вузах (высшее образование). В данное время стоимость услуги варьируется от 0 (например, ВШЕ) до 600 крон, хотя в прошлом предоставлялось везде абсолютно бесплатно. После прохождения всех вышеперечисленных процедур, абитуриент из Казахстана подает документы в вуз. Вступительные экзамены, а точнее участие в них для всех платное, средняя цена составляет 600Кс. С 2006 года многие вузы ввели дополнительный экзамен для иностранцев — чешский язык, за который плата взимается отдельно. Процесс обучения в университете проходит одинаково, вне зависимости от национальной принадлежности студента: лекции, семинары, семинарские работы, экзамены и т.д. По данным 2010 г. число казахстанских студентов в государственных вузах Праги составило: Карлов университет — 50 человек, Высшая школа экономики – 107, Чешский технический университет – 67, Земледельческий университет – 20. Большая часть студентов Казахстана предпочитают проходить обучение в частных вузах, официальных сведений по которым, к сожалению, не имеется. Приятно осознавать, что обучающимся в Чехии казахстанцам не безразлична судьба своей страны. Используя опыт, знания, методики, полученные в процессе обучения, казахстанцы объектом исследования своих дипломных проектов выбирают Республику Казахстан, пропагандируя нашу страну и, таким образом, внося вклад в развитие родной страны. Чешская Республика больше 10 лет принимает казахстанских студентов. На сегодняшний день свыше 1000 казахстанцев проходят обучение в чешских вузах и их количество с каждым годом растет. Это доказывает успешность казахстанско-чешских отношений в сфере образования. Но, к сожалению, большое количество выпускников чешских вузов по возращению на Родину сталкиваются с проблемой занятости. Они выучены по правилам других стран, в духе Вестник КазНУ, серия «Педагогические науки». – 2011. — № 2(33) 44 другого менталитета. По нашему мнению, нужно и далее развивать сотрудничество между странами, при этом уделив особое внимание вопросам повышения квалификации казахстанских преподавателей и руководящих работников сферы образования за счет стажировок, совместных научно-исследовательских проектов. Именно на их плечи ложится решение задачи, определенной Президентом Н. Назарбаевым в Послании народу Казахстана о соответствии образования уровню мировых стандартов.

Читайте также:  Жаңа дүниежүзілік тәртіп

Оставить комментарий