ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ГОСУДАРСТВЕН­НОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ

Государственная поддержка талантливой молодежи оказывается государственными органами Республики Казахстан и осуществляется посредством: 1. Установления премий, стипендий, предоставления образовательных грантов для талантливой молодежи в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Для талантливой молодежи созданы законодательные условия по получению образования на основе образовательных грантов, получения государственных стипендий, именных стипендий. При этом правом получения образовательных грантов обладает вся молодежь в возрасте от 14 до 29 лет. Однако п.2 ст.8 Закона РК «Об образовании» государство обеспечивает получение гражданами Республики Казахстан, если образование каждого из уровней указанных в статье 12 указанного закона гражданин получает впервые [1]. Установление премий, стипендий, предоставления образовательных грантов для талантливой молодежи обеспечивается рядом нормативно-правовых актов. 2. Содействия в создании творческих мастерских, школ и объединений выдающих деятелей науки, культуры и искусства. Норма Закона о создании творческих мастерских, школ и объединений выдающих деятелей науки, культуры и искусства в принципе имеет место в реальной действительности.

АНАЛИЗ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ГОСУДАРСТВЕН­НОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ

Активно развивается как вид искусства айтыс, проводятся различные конференции, посвященные памяти деятелей науки. Однако данная норма не находит своего отражения в соответствующих лотах государственного социального заказа и не всегда прописывается в региональных программах государственной молодежной политики. Еще на заре независимости Постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 11 августа 1992 года N 666 была учреждена Государственная молодежная премия «Дарын». Постановлением Правительства Республики Казахстан от 7  августа 1996 г. N983 была введена Государственная молодежная премия «Дарын» Правительства Республики Казахстан, Анализ законодательства по государственной молодежной политике которая присуждается гражданам Республики Казахстан в возрасте до 35 лет за плодотворную научную, творческую и общественную деятельность. Премия присуждается в целях стимулирования и признания особых заслуг талантливой молодежи. Премия присуждается один раз в два года (в  количестве 10) по следующим номинациям: наука, литература, журналистика, спорт, народное творчество, дизайн и изобразительное искус- ство, эстрада, театр и кино, классическая музыка, общественная деятельность. 3. Организации деятельности спортивных секций и творческих кружков в организациях среднего образования. В организациях среднего образования обучается молодежь от 14 до 17 лет. Эта категория населения наиболее полно охвачена различными молодежными мероприятиями спортивного, оздоровительного, воспитательного, развлекательного характера. Актуальность вопроса состоит в расширении доступности спортивных секций и творческих кружков для молодежи близлежащего района. Систему работы можно организовать через дворовые клубы либо молодежные НПО. 4. Создания и развития центров по выявлению особоодаренной и талантливой молодежи. Создание и развитие центров по выявлению особоодаренной и талантливой молодежи обеспечивается следующими нормативно-правовыми актами: – Распоряжение Президента Республики Казахстан от 24 мая 1996 г. N 3002 «О Государственной поддержке и развитии школ для одаренных детей»; – Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 5 марта 2004 года N  187 «Об утверждении сети организаций образования для одаренных детей и положения об учебно-методическом совете по работе с одаренными детьми»; – Положение о специализированной школе для одаренных детей, утвержденное поста- новлением Правительства Республики Казахстан от 16 сентября 1996 г. N 1125; – Распоряжение Акима Восточно-Казахстанской области от 17 мая 1999 года N 1-620р Об открытии Восточно-Казахстанского регионального научно-практического центра «Дарын»; – Решение Акима Северо-Казахстанской области от 19 мая 1997 г. N 90 Об открытии областной школы-пансиона «Дарын». 5. Организации и проведения конкурсов, выставок, фестивалей, смотров, концертов, симпозиумов, чтений, конференций и семинаров с целью выявления и распространения творческих достижений молодежи, организации международных молодежных обменов. Работа по данному направлению ведется.

АНАЛИЗ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ГОСУДАРСТВЕН­НОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ

Проводятся различные мероприятия, в которых молодежь, если изъявит желание, то может участвовать. 6. Обеспечения доступа на конкурсной основе одаренной и талантливой молодежи к программам обучения, переподготовки и стажировки в образовательных и научно-исследовательских организациях зарубежных стран. По данному направлению в Казахстане существует не имеющая аналогов в СНГ Президентская программа «Болашак». Нормативным обеспечением программы являются: – Постановление Президента Республики Казахстан от 5 ноября 1993 года № 1394 «Об учреждении международных стипендий Президента Республики Казахстан «Болашак» для подготовки кадров за рубежом»; – Указ Президента Республики Казахстан от 12 октября 2000 года № 470 «О Республиканской комиссии по подготовке кадров за рубежом»; – Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 мая 2005 года № 511 «Об утверждении Правил отбора претендентов для присуждения международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак». 7. Создания условий молодым ученым, деятелям культуры, искусства и образования для проведения научно-культурной работы, содействия практическому внедрению разработок молодых ученых, а также сохранения и развития интеллектуальных кадровых ресурсов из числа молодежи. Данное направление еще предстоит развивать. Для эффективной реализации данных положений необходимо закрепить на нормативном уровне отчисление из бюджета вузов определенного процента денежных средств на содержание Советов молодых ученых. Необходимость закрепления на нормативном уровне возникает из того, что если все оставлять на усмотрение ву- зов, то о конкретном результате можно не планировать. Что и говорить, если на содержание Советов молодых ученых никаких средств не выделяется. Можно привести один замечательный пример из регионов по поддержке молодых ученых. Постановлением акимата Костанайской области от 15 сентября 2008 года N 438 «Об оказании государственной поддержки талантливой молодежи» обеспечивается оказание в 2008 году госу­ ISSN 1563-0366 KazNU Bulletin. Law series. №3 (75). 2015 153 Жампеисов Д.А. и др. дарственной поддержки талантливой молодежи Костанайской области – пяти молодым ученым для защиты кандидатских диссертаций в размере 296000,0 (двести девяносто шесть тысяч) тенге. Пример Костанайской области является образцом для подражания и широкого распространения данного положительного опыта по всей стране. В целом, решение проблем, касающихся науки и молодых ученых, требует комплексного подхода, начиная с установления даты и заканчивая пенсионным обеспечением. Предложенные идеи, на наш взгляд, хотя бы отчасти способны при условии их реализации исправить ситуацию в положительную сторону. В первую очередь, необходимо на законодательном уровне установить приоритет повышения статуса ученых и занятия научной деятельностью. Решающее значение имеет и вопрос социального обеспечения. Это вопросы заработной платы, пенсии, жилища. В этих сферах необходимо отдать приоритет ученым, которые работают по развитию кластеров по Стратегии индустриально-инновационного развития страны. Общеизвестно, что реализация Стратегии позволит диверсифицировать экономику и обеспечить прорыв в число развитых стран мира. Краткосрочными стимулами могут быть различные гранты, премии от акимов, бизнесменов, партий. Ввести день казахстанской науки Из всех вариантов даты, целесообразнее было бы назначить днем казахстанской науки день принятия Закона о науке. Цели и задачи: – придать государственно-общественную значимость, исходя из исключительного значения науки для развития страны, – популяризировать науку среди молодежи, – уделять внимание отечественным ученым, которые прославили и прославляют Казахстан. Принятие Закона о правовом положении и гарантиях социального обеспечения ученых. В Законе «О науке» от 9.07.2001 статусу научного работника не посвящено ни одной статьи. Необходимо начать работу над законо- проектом, направленным на укрепление высокого статуса ученого. Определяя более детально правовой статус научного работника, нужно учесть как минимум несколько моментов: – законодательное оформление системы аттестации ученых, а не нормативно-правовыми актами Правительства; – закрепить за научным работником права интеллектуальной собственности, чтобы никто не присваивал их права на результаты научной деятельности и не было «научного рабства»; – решить вопрос, касающийся соотношения публикации за рубежом научных достижений и обеспечения национальной безопасности по государственным секретам. Решение проблем молодых ученых: Низкая заработная плата: – сравнять зарплату частных вузов с государственными; – установить доплату за степень кандидата наук: — 1,5 мин. з/п за обычную степень кандидата наук, доктору PhD; — 3 мин. з/п за обычную степень доктора наук; — 3 мин. з/п кандидату наук, доктору PhD; — 5 мин. з/п доктору наук, которые защитили диссертацию по одному из кластеров из Стратегии индустриально-инновационного развития); социальное обеспечение – установить неработающим пенсионерам, имеющим ученые степени кандидата и доктора наук, ученые звания доцента и профессора, надбавки к пенсии в размере существующих ныне доплат за ученую степень и научное звание; – пенсия ученому, имеющему стаж научной деятельности не менее 20 лет, должен составлять до 80 процентов от его месячной должностной заработной платы; – при выходе на пенсию выдавать единовременную денежную помощь; – нетрудоспособным членам семьи скончавшегося ученого предусмотреть пенсию по потере кормильца; жилищные проблемы – В Программе развития регионов до 2020 года в разделе «Доступное жилье» внести следующие изменения: в списке приоритетного права на приобретения жилья на 1 место выдвинуть молодых ученых, особенно тех, кто занимается в сфере 6 индустриально-инновационных кластеров; – разработать схему кредитования молодых ученых через банк с поручительством института за ученого перед банком. Разработать программу строительства жилья для молодых ученых. Часть средств выделяется централизованно (40%), часть должны оплачивать молодые ученые (предполагается, что оставшиеся 60% должны делиться как 20% – молодой ученый и 40% – институт). Премии, стипендии, гранты от партий Призванные активизировать в среде молодежи движение за качественное образование, стимулировать учебно-познавательную деятель­ 154 Вестник КазНУ. Серия юридическая. №3 (75). 2015 Анализ законодательства по государственной молодежной политике ность, потребность к самообразованию, научные изыскания, развитие отечественной школы высокообразованных, профессионально состоятельных, создание научного потенциала страны. Ввести гранты (премии) акимов областей и городов молодым ученым в целях стимулирования инновационной деятельности за выдающиеся работы, открытия и достижения, результаты которых увеличивают научно-производственный потенциал города. При этом отбор заявок на соискание грантов может осуществляться по следующим критериям: – научный уровень работы; – актуальность для города (региона); – развитие научного и научно-производственного (инновационного) потенциала города (региона); – степень выполнения работ и достигнутый уровень на момент подачи заявки (если имеется); – экономическая и социальная эффективность работы; – конкретный конечный результат и перспективы широкого распространения проделанной работы. Исходя из вышеизложенного, необходимо пересмотреть саму концепцию развития науки и принять новый Закон РК «О науке и гарантиях социального обеспечения ученых». 8. Развития сети спортивных школ, клубов, поддержки одаренных в спорте молодых спортсменов, проведения спортивных соревнований среди молодежи. В целом, поддержка молодых спортсменов в Республике Казахстан находится на достаточно высоком уровне. Об этом свидетельствуют многочисленные достижения наших земляков на многочисленных спортивных соревнованиях. В части проведения спортивных соревнований среди молодежи данный вопрос опять же сто- ит рассматривать в контексте разных возрастных групп. Наиболее охваченными категориями молодежи являются учащаяся и студенческая молодежь. О значительном охвате молодежи от 21 до 29 лет не приходится говорить. Однако и тут также необходимо рассматривать разные категории. Например, среди госслужащих, банкиров и т.д. проводятся соревнования по различным видам спорта. Поэтому из охвата спортом выпадает неработающая молодежь либо работающая в мелких частных структурах. Кажется, что деятельность социальных служб по государственному социальному заказу должна быть направлена на оказание услуг именно этим категориям. 9. Морального поощрения физических и юридических лиц, оказывающих поддержку талантливой молодежи. В практику морального поощрения физических и юридических лиц, оказывающих поддержку талантливой молодежи, можно включить следующий пример. В рамках ежегодной акции Министерства труда и социальной защиты населения РК «Социальная ответственность бизнеса» включить в критерии определения победителя «оказание физическими и юридическими лицами поддержки талантливой молодежи». В целом, все права и гарантии, прописанные в Законе РК «О государственной молодежной политике в РК», возможно обеспечить в реальных условиях при наличии государственной воли и принятии необходимых нормативно-правовых актов. К примеру, не выполняющаяся норма о содействии в предоставлении рабочего места в государственных организациях или организациях, в уставном капитале которых доля государства составляет более пятидесяти процентов, будет реально действующей, если на законодательном уровне принять соответствующий акт. До 2001 года существовали нормативно-правовые акты, устанавливающие минимальное количество рабочих мест (квоты), а также предусматривающие административную ответственность за их несоблюдение (см. более подробно об этом в пункте 4 данного отчета). Права молодежи на посещение государственных спортивно-оздоровительных и культурно-просветительных организаций на льготных условиях по решению органов местного государственного управления также не обеспечивается в реальных условиях. Проблема заключается либо в отсутствии государственных спортивно-оздоровительных и культурно-просветительных организаций в связи с их приватизацией и изменения их социального назначения в 1990 годы или в их малом количестве и малой доступности для категории молодежи в возрасте от 21 до 29 лет. Так как у молодежи отсутствует собственная социальная инфраструктура в виде спортивно-оздоровительных объектов, которая раньше имелась при комсомоле, необходимо решать эту проблему. На наш взгляд, существуют две пути решения. Во-первых, возведение новых объектов либо выкуп у частных собственников. Данный путь предполагает серьезные государственные финансовые вложения. ISSN 1563-0366 KazNU Bulletin. Law series. №3 (75). 2015 155 Жампеисов Д.А. и др. Во-вторых, проблему можно решить путем обеспечения доступности для молодежи спортивно-оздоровительных объектов государственных образовательных учреждений (школы, ссузы, вузы). Доступность можно организовать через членство тех же молодежных НПО, дворовых клубов и т.д., которые по договоренности с организацией образования в обычные дни в вечернее время либо в выходные дни могли бы пользоваться данными объектами. Для придания этому делу массового характера необходимо закрепить его на законодательном уровне. Наличие такого сотрудничества у субъектов образовательной деятельности (школы, ссузы, ВУЗы) с молодежными НПО, дворовыми клубами включить в обязательные критерии по государственной аттестации и (или) аккредитации, при составлении рейтинга образовательных учреждений. В тех же государственных театрах и кинотеатрах не существует каких-либо льгот для молодежи. Даже если для студентов существуют какие-либо льготы, то все равно из этой категории льготников выпадает молодежь в возрасте 21-29 лет. Необходимость льгот для этой категории аргументируется: во-первых, для них актуальным является обогащение культуры личного общения, формирование ответственной позиции в семье, развитие культуры семьи, укрепление молодой семьи и пропаганда традиционных семейных ценностей, во-вторых, организации культуры и искусства (театры, музеи, кинотеатры) являются хорошими инструментами для реализации вышеупомянутых задач и формирования культурных образцов поведения и стандартов образа жизни. Право на льготный проезд на общественном транспорте (кроме такси) для обучающихся и воспитанников организаций образования очной формы обучения по решению местных представительных органов на практике также не находит своего полного отражения. Проблема состоит в том, что реализация данного права зависит от местных органов и от поступлений в местный бюджет. Регионы, которые имеют маленький бюджет, в том числе г. Семей с бюджетом в 7 млрд. тенге не может обеспечить реализацию этого права. В соответствии со ст. 13 Закона РК от 21 сентября 1994 года № 156-XIII «О транспорте» пассажиры вправе приобрести билеты на детей в возрасте от 7 до 15 лет с оплатой 50 процентов от полной стоимости билета при перевозке, осуществляемой перевозчиком Республики Казахстан на всех видах транспорта, за исключением воздушного [2]. То есть проблема касается обучающихся очной формы обучения в возрасте от 16 и выше. Это студенты колледжей и вузов. В соответствии с Постановлением Конституционного Совета Республики Казахстан от 1 июля 2005 года №4 установление законодательным путем льгот, направленных на решение социальных вопросов государственного значения и ограничивающих при этом право собственности, является исключительной прерогативой законодателя. Поэтому решение проблемы можно най- ти через законодательное закрепление данного права молодежи и соответственно обязанности перевозчиков в специальном законе – Законе РК «О транспорте» либо сделать это право нормой прямого действия без отсылки к местным органам. Это решение согласовывалось бы в рамках повышения социальной ответственности бизнеса перед обществом и снижения налоговой нагрузки на несырьевой сектор. В качестве устаревших норм в молодежном законодательстве можно отметить следующее: – организационная поддержка субъектов хозяйственной деятельности, создающих рабочие места для молодежи (пп. 3 п. 1 ст. 8 Закона РК «О ГМП»); – содействие в предоставлении рабочего места в государственных организациях или организациях, в уставном капитале которых доля государства составляет более пятидесяти процентов (пп. 2 п. 2 ст. 8 Закона РК «О ГМП») [3]. Реализацию вышеуказанных норм раньше обеспечивало Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 июня 1999 года N  855 «Вопросы установления организациям минимального количества рабочих мест (квоты) для приема на работу лиц, нуждающихся в социальной защите». Однако оно утратило силу в соответствии с постановлением Правительства РК от 19 июня 2001 г. N 836. В качестве норм Закона РК «О государственной молодежной политике в РК», не отраженных в ином законодательстве страны можно отметить следующие: 1) получение социальных услуг по реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы (п. 6 ст. 6 Закона РК «О ГМП») 2) получение социальных услуг по реабилитации лиц, вернувшихся из специальных воспитательных учреждений для несовершеннолетних лиц с девиантным поведением (п. 6 ст. 6); 3) получение социальных услуг лицами, уволенных с воинской службы (п. 6 ст. 6); 156 Вестник КазНУ. Серия юридическая. №3 (75). 2015 Анализ законодательства по государственной молодежной политике 4) на получение обучающимися образовательного гранта для оплаты профессионального образования и на частичное покрытие расходов на питание, проживание и приобретение учебной литературы в период обучения в высших учебных заведениях в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан (п. 9 ст. 6); 5) организационная поддержка субъектов хозяйственной деятельности, создающих рабочие места для молодежи (пп. 3 п. 1 ст. 8); 6) содействие в предоставлении рабочего места в государственных организациях или организациях, в уставном капитале которых доля государства составляет более пятидесяти процентов (пп. 2 п. 2 ст. 8); 7) сотрудничество государственных органов с молодежью, занимающейся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица; крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, организованные молодежью; организациями, в которых не менее семидесяти процентов от общей численности работников составляет молодежь, являющаяся их учредителем, в целях заключения соглашений на выполнение определенных работ (услуг) (пп. 5 п. 4 ст. 9); 8) государство поощряет предпринимателей, способствующих обеспечению занятости молодежи в различных областях промышленности и сельского хозяйства, науки и техники, культуры и искусства, образования, здравоохранения, а также оказанию социальных услуг для населения (п. 5 ст. 9); 9) содействие центральных и местных исполнительных органов Республики Казахстан в организации предпринимательской деятельности молодежи на учебно-производственной базе учебных заведений, реализующих профессиональные учебные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего, послевузовского и дополнительного образования (пп. 1 п. 4 ст. 9). В целом, для истинной эффективности реформы системы государственной молодежной политики она должна идти вкупе с реформами в других сферах государственной и общественной жизни, такими как образование, здравоохранение, социальное обеспечение, жилищно-коммунальная сфера, предпринимательская деятельность и т.д. Эффективная реализация каждой из норм Закона РК «О ГМП» требует внесения изменений в другие сферы. Например, указанное в Законе РК «О ГМП» государственная поддержка посредством предоставления молодой семье в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан, жилого помещения комнатного типа в общежитии организации образования на период обучения в высших учебных заведениях и организациях послесреднего образования требует внесения дополнений в законодательство об образовании. Так, согласно п. 9 ст. 49 Закона РК «Об образовании» только обучающиеся, принятые на обучение в соответствии с государственным образовательным заказом, обеспечиваются организациями образования местами в общежитиях в установленном ими порядке. Получается, что норма Закона РК «О ГМП» не согласуется с Законом РК «Об образовании» и как следствие не реализуется на практике. Для решения проблемы, на наш взгляд, необходимо в Постановление Правительства РК от 2 июня 2007 года N 452 «Об утверждении Правил лицензирования и квалификационных требований, предъявляемых к образовательной деятельности» внести дополнения в части обязательного указания наличия общежитий в учебных заведениях. Без этого ни о каком-либо размещении в общежитиях не может быть и речи даже для студентов-грантников. Ведь не секрет, что многие вузы вообще не имеют общежитий. Это только один из примеров того, что для совершенствования Закона РК «О ГМП» требуется комплексный и системный подход по анализу и в последующем формирования пакета изменений и дополнений в ряд нормативно-правовых актов. Предложения и рекомендации о необходимых изменениях и дополнениях по каждой сфере приведены в соответствующих пунктах данного отчета. Все эти вопросы должны прорабатываться и решаться в отношении трех категорий (возрастных групп) молодежи: 14-18 лет; 19-23 лет; 24-29 лет. Так, приоритетными для молодежи 14-18 лет являются программы образования в школе; для молодежи 19-23 лет – программы учебы в ССУЗах и ВУЗах, Работа и Семья; для молодежи 24- 29 лет – программа Жилье. Без комплексного подхода по одновременному реформированию всех сфер жизни молодежи нормы Закона РК «О ГМП» останутся также неэффективными и декларативными. Не стоит принимать новый Закон РК «О ГМП» без предварительной подготовки полного пакета всех НПА по реализации данного закона. Хотелось бы заметить по поводу научного обоснования государственной молодежной по­ ISSN 1563-0366 KazNU Bulletin. Law series. №3 (75). 2015 157 Жампеисов Д.А. и др. литики. Об этом упоминается в п. 2 ст. 16 Закона РК «О ГМП». Считаем, что давно назрела необходимость создания и поддержки серьезного научного центра либо научно-исследовательского института (НИИ) по проблемам молодежной политики на государственной и долгосрочной основе. На наш взгляд, было бы целесообразней передать функции научного обоснования молодежной политики, подготовки законопроектов и иных НПА из Департамента молодежной политики МОН РК в указанный Центр. Так как проведение научных исследований, подготовка законопроектов и НПА требует высокой квалификации, специальных навыков и знания юридической техники. Без фундаментальных научных исследований написание каких-либо государственных программ, стратегий, концепций будет лишено практического смысла, а вследствие и результата. Нынешняя форма работы молодежных организаций, охватывающих сегодня не более 5-10% молодежи, достигла предела своих возможностей, и должна быть принципиально изменена. Изменена должна быть и их поддержка со стороны государства и негосударственных структур. Молодежная политика должна рассматриваться как дело не только комитетов и отделов по делам молодежи, но всего общества и всех государственных ведомств, исходя из этого строится модель не ведомственного, а общественно-государственного управления молодежной политикой. Молодежная политика должна представлять собой не списки мероприятий, а систему работы, опирающуюся на определенную идеологию.

Comments

So empty here ... leave a comment!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Sidebar